ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого. Но овладение правильным звукопроизношением, не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко упорно в течение довольно длительного времени продолжают заменять трудные в артикуляционном отношении звуки более простыми, например, имеющие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые недочеты наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, необходима специализированная логопедическая помощь.

Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание формирования правильного произношения звуков входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи в старшем дошкольном возрасте. [2]

Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которая позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей (А.Н. Гвоздев), задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. [1]

Так в понимании Д.Б. Эльконина звуковой анализ, «это то, что мы понимаем действие по установлению последовательности звуков в слове... действие по установлению последовательности звуков включает в себя определение звуков, входящих в слово, наоборот, определение состава звуков, входящих в слово, не включает в себя установление их последовательности в слове». Такое рассмотрение звукового анализа тесно связано с определением чтения как воссоздания звукового образа слова по его графической модели, откуда следует необходимость раскрыть ребенку «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове располагаются в определенной последовательности». [5]

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова. [4]

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим, также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д.Б. Элькониным и его последователями (Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Л.П. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова), основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связной с ней орфографии.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее произносительном аспекте. Изучение грамматики живого, произносимого языка, приучает детей к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, они связывают его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Мастера художественного слова считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельным. [3]

Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Задача воспитателя - развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубину рта и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

Специальная двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В старших группах комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей. [2]

Литература

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]/А.М. Бородич. - М., 1974.
  2. Бородич, А.М. Методика речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» [Текст] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]/О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  4. Ширяев, Е.Н. Что такое культура речи [Текст]/ Е.Н.Ширяев.// Русская речь. 1991. №4.
  5. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению// В кн.: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Просмотров работы: 30