Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. «Термин «интонация», - пишет В.И.Казакова, - имеет два значения - узкое и широкое. При узком понимании интонация сводится к мелодике речи, т.е. к повышению и понижению тона, к изменению голоса по высоте.
Интонация (от лат. Intono - громко произношу) - совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Б.Н. Головин под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Интонация - явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчлененное и поэтому «простое».
В.В. Соколова определяет интонацию как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Исследования проблем развития речи, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи у детей дошкольного возраста:
Задача развития выразительности речи, ее основное содержание, находится в разделе «Воспитание звуковой культуры речи» и заключается в следующем: овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация.
Ф.А. Сохин считает, что выразительность речи детей дошкольного возраста включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр).
Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи, развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. На первых речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембра, а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способность четко отличать одни звуки от других. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Источником образования звуков речи является воздушная струя. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произношении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух, часто такие дети не договаривают слова. Укороченный вдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.
Работа над голосом. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка, следовательно, необходимо:
Работа над дикцией. Хорошая дикция, т.е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.
А.М. Бородич в своей работе над выразительностью обращает внимание на то, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, четкая сторона детской речи. Более сложно сформировать выразительность произвольную, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления.
В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение - весело или грустно, шутливо или серьезно).
Формирование темпа речи и качества голоса. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужых мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух - трехлетнему малышу выдох обеспечивает произношение фразы в 2-3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из 3-5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху, при этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.
Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («насос», «дровосек»), а также игровые (поддувание ватных шариков, бумажных палочек и др.).
Таким образом, вопрос о развитии выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Для формирования выразительности речи необходимо владеть средствами речевой выразительности, а именно умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.