РАЗВИТИЕ АППЛИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ АППЛИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Люди, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, к поиску и принятию нестандартных решений, - поистине важнейший капитал современного общества, и этот капитал закладывается в дошкольном детстве. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования педагогического процесса.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Аппликация - одно из самых доступных и увлекательных детских занятий. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяются тем, как идет овладение  аппликацией. Успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Подтверждение тому - ответы самих детей: «Я люблю заниматься аппликацией, потому что у меня хорошо получается. (В противном случае: «Я не люблю заниматься аппликацией, потому что не умею, у меня не получается».)

Возникает вопрос: «Отчего у этого ребенка хорошо получается»? На наш взгляд во многом от того, как протекает процесс обучению аппликации. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное положение, желание создавать аппликации.

Исходя из вышеизложенного, было решено спроектировать и апробировать на практике технологию развития умений в аппликации старшего дошкольного возраста. Основной задачей обучения аппликации в этом возрасте является овладение разнообразными приемами вырезывания. Целью технологии стало развитие умений в аппликации у старших дошкольников и творческих способностей в коллективной деятельности. На основе цели были сформулированы следующие задачи:

1. Развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

2. Развивать умение вырезать, пользуясь разными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги сложенной вдвое, гармошкой;

3. Совершенствовать умение использовать новые цвета(оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их.

4. Закреплять умения создавать предметные и сюжетные аппликации.

5. Развивать творческие способности в коллективной деятельности.

Спроектированная технология состоит из трех этапов и четырех блоков. Особенность нашей экспериментальной работы состоит в том, что дает возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу по обучению детей разнообразным приемам вырезания и творческому подходу к выполнению работ.

На первом этапе необходимо проводить работу по совершенствованию и закреплению определенных аппликационных умений у детей (закрепить умение пользоваться ножницами: разрезать квадраты на треугольники; вырезать круглую и овальную формы, срезая уголки у квадрата или прямоугольника; способам действия с клеем), а также обогащать и уточнять знания об окружающем мире, т.к. создание изображения, аппликации требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Эта работа проводится с помощью проведении дидактических игр, упражнений для рук по закреплению практических умений и их совершенствованию, организации ежедневных рассматриваний, наблюдений, которые подобранны в блоках на развитие определенных изобразительных умений, а также занятий в других видах деятельности, в т.ч. и по ознакомлению с окружающим миром с целью накопления опыта. Дети должны понимать значение таких пространственных понятий как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно. Знать, что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм - округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими названиями нужно не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, а также в быту. Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности в усвоении изобразительных умений и навыков. Задача педагога на этом этапе учить ребенка видеть мир, развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а также совершенствовать ручную умелость детей в аппликации.

На втором этапе происходит формирование  умений  детей в аппликации. НОД разрабатывали с учетом постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно дифференцировать и применять те или иные приемы вырезания. Работа проводится по блокам.

В первом блоке содержание занятий основано на необходимости научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации, которые они должны целесообразно применять в узорной деятельности, при изображении предметов и создании декоративно - тематических композиций.

Для закрепления умения группировать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), а также округлые (круг, овал) использовались дидактические игры: «Разложи фигуры в свои домики», «Составь фигуру», «Какая геометрическая фигура на что похожа».

После того, как дети освоили умение вырезать геометризированные фигуры, рекомендуем приступить к обучению составления узоров из геометрических и растительных форм. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться представления об узоре. Для этого организуют выставки, где используется большой подбор образцов, фотографии экспонатов выставок декоративно - прикладного искусства, открытки, альбомы с национальными орнаментами, а также рассматривание различных декоративных изделий (ковров, тканей, платков).

Следующей задачей на данном этапе нашей работы была научить детей составлять узоры на полосе, квадрате, круге. В специально - организованной деятельности проводятся занятия на темы: «Укрась красиво блюдечко», «Вырежи и наклей красивый коврик для куклы», «Семеновская матрешка». Обращалось внимание детей на симметричность расположенных элементов узора, чувство ритма, цвета. При этом использовался информационно - рецептивный метод и такие приемы как: упражнения игровые, сюрпризные моменты, показ, объяснение, поощрение, совет. Перед каждой образовательной деятельностью проходили беседы, на которых дети вспоминали содержание предыдущих занятий, что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты. После НОД подводя итоги, одобрялось у детей проявление самостоятельности и творчества. Одним из средств закрепления полученных знаний являются дидактические игры. Так например мы использовали игру «Декоративный поднос», целью которой является закрепление умения составлять из геометрических форм узор, чередуя их по цвету. Детям также предлагались упражнения на вырезание и составление узора из природного материла (листья, цветы).

Завершающим на этом этапе - проведение на закрепление образовательной деятельности на тему «Красивый узор» (по замыслу). Задачи НОД - закрепить приемы вырезания геометрических элементов и составление узоров, сочетая по цвету, композиции. Во втором блоке детей обучают приему вырезания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. В совместной и индивидуальной деятельности детей сначала прибегают к тренировочным действиям, используют прорисовку пальцем. Упражнение «Нарисуй бабочку», «Вазу», «Листик». Проводят дидактические игры «Узор на полосе из бутонов и листьев», «Узнай предмет». В специально-организованной деятельности проводят занятия «Докончи узор на кувшине», «Коровушка буренушка», «Веселый поезд». Оформляют выставки или альбомы детских работ, экспериментируют с природным материалом.

Обучая приему вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой в совместной и индивидуальной деятельности детям дают игровые задания «Веер для подружки», «Красивая гармошка», «Вот и получился хоровод» и предлагают  дидактические игры, способствующие развитию умения мысленно разделить предмет на две части, складывать бумагу в несколько раз. В специально-организованной деятельности проводят занятия, подбирая самые различные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы. Дети выполняют декоративные аппликации «Декоративный поднос», украшают узорами полосу, квадрат, круг и готовые силуэты.

Продолжая формировать у детей интерес к общему продукту деятельности рекомендуется совместная деятельность «Работа в мастерской» по изготовлению игрушек из бумаги «Веер», «Гармошка» ит.д.

В третьем блоке детей обучают умению использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый), а также различные светлые и темные оттенки. Работа с детьми проводится поэтапно, от самых простых заданий, постепенно переходят к более сложным. Она начинается с проведения дидактических игр, целью которых было различение и называние цветов, систематизация цвета, развитие памяти, внимания, логического мышления. В совместной и индивидуальной деятельности детям дают игровые задания, способствующие развитию умения различать цвета и оттенки. Также проводят дидактические игры на закрепления цвета: «Цветные странички», «Цветные карандаши», «Помоги рыбкам», «Разноцветные поляны». В игре «Помоги рыбкам» детям нужно найти маленькой рыбке маму такого же цвета. В игре «Разноцветные поляны» детям дается задание: посадить бабочек на поляну такого же цвета. Эта игра на разучивание новых цветов (фиолетовый и оранжевый), а также на закрепление других цветов и оттенков. Также детям предлагается дидактическая игра «Радуга». Её цель: научить составить радугу из семи цветов в определенном порядке. Во время игры рекомендуется познакомить детей со стихотворением «Краски радуги» Эти игры можно изготовить в ходе совместной деятельности.

В работе с детьми предлагается использовать также и готовые настольно - печатные игры «Цвета», «Цвет и форма», «Сказочные цветы», «Собери цветок».

Наряду с развивающими играми проводятся беседы и чтение художественных произведений. А именно чтение книги Леонида Яхнина «Радуга», в которой в форме стихов, загадок, сказок, даются знания об основных, составных, белом и черных цветах и их оттенках.

Работу по цветовому восприятию рекомендуется продолжать в сюжетно - ролевой игре «Магазин».

В специально-организованной деятельности проводят занятия на темы: аппликация предметная «Гроздь винограда», «Шарики воздушные, ветерку послушные», аппликация сюжетная (на основе незавершенной композиции) «Девочка в осеннем лесу», аппликация коллективная с элементами рисования «Воробьи в лужах», аппликация по замыслу «Город»,коллаж «Сказочные птицы».А также обучающие задания, на которых обращалось внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные. Изготовляя декоративные работы, учат подбирать контрастные цвета. Занятия составлены по принципу усложнения от простого к сложному.

В четвертом блоке детей обучают умению создавать предметные и сюжетные аппликации, используя разные приемы, которыми овладели дети. Первоначально дети вместе со взрослыми на занятиях рассматривают предметы, обследуют их.            .

В совместной и индивидуальной деятельности детей упражняют в вырезывании  разных предметов по частям, составлении предметных и сюжетных композиций . Используют игровые задания «Собери из частей целое»,и дидактические игры «Живые картинки», «Составь сюжет о времени года»-дети на фланелеграфе учатся создавать сюжет из готовых предметов. Также происходит положительный эффект от использования сюрпризных моментов «Угадайте, что получиться»; изготовлении коллажа. В специально-организованной деятельности проводят занятия: «Дары осени», «Декоративное панно» (работа с природным материалом)аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях» (лучики из бумажных комочков), «Цирк», «Машины везут урожай с полей», «Новогодняя сказка». Для накопления знаний о предметах проводятся интегрированные занятия по развитию речи на тему «Составь описательный рассказ о медвежонке», целью которого научить детей составлять описательный рассказ по нарисованной схеме, а в конце занятия дети изготовляют предметную аппликацию «медвежонок». Проводится экспериментирование с бумагой и ножницами с целью получения выразительных аппликативных образов (сминание, обрывание, выщипывание, общипывание уголков бумаги). Также используется метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Он уникален тем, что позволяет всем учиться друг у друга. При этом на смену репродуктивным методам обучения приходит проблемный и частично - поисковый методы, которые воспитывают проявление самостоятельного поиска, активности детей.

Чтобы повысить интерес к аппликации предлагается познакомить детей с новой техникой под названием «Киригами», которая включает в себя не только складывание бумаги, но и надрезание и вырезание с целью получения  как объёмных, так и плоскостных фигур.

В каждом блоке проводятся беседы, экскурсии, рассматривание фотографий, открыток, календарей, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций из детских книг по тематике. Организуют наблюдения во время прогулок.

На третьем этапе создаются условия для использования детьми приобретенных на занятиях аппликацией умений  в других видах деятельности. Главным образом это происходит при оформлении групп к тематическим праздникам, изготовлении групповых украшений, елочных игрушек, в конструировании, а также в игровой деятельности. Вариативность заданий по предметной аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребенка в условия, требующие от него проявления активности, самостоятельности в выборе содержания своей деятельности, в обдумывании цветовой трактовки аппликации, в установлении последовательности компоновки и наклеивания элементов.

Участниками образовательного процесса являются также и родители. Необходимо разъяснять родителям важность формирования изобразительных умений для развития детей старшего дошкольного возраста и о значении изобразительной деятельности в формировании личности ребенка.Проводить анкетирование, опросы по выявлению проблем родителей в формировании изобразительных умений, индивидуальные консультации по организации изобразительной деятельности в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей; выставки детских рисунков для родителей, мастер-классы по ознакомлению с нетрадиционными техниками аппликации. Проводить конкурсы по аппликации «Лучшая домашняя аппликация» и др.

Проведя итоговую диагностику уровня развития умений в аппликации, результаты нас порадовали. Анализ результатов показал, что уровень развития умений в аппликации у детей значительно вырос. Дети хорошо владеют разными способами  вырезания, а именно  симметричного, силуэтного, многослойного  и ажурного. Освоили разные способы прикрепления материла на фон для получения объемной аппликации. Владеют навыками коллективной работы. Проявляют самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ. У детей проявляется творчество, а это то что необходимо им для обучения в школе и дальнейшей жизни.

На наш взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами других детских садов в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития умений в аппликации.

Просмотров работы: 438