В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности. [2, 23]
Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.).
Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. [3,17]
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655) определено содержание образовательной области «Безопасность» направленой на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Безопасность» предполагает сформированность интегративных качеств:
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»:
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Процесс формирования опыта безопасного поведения предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих его эффективности.
Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.
В педагогике «условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся».
Первым условием формирования опыта безопасности жизнедеятельности является безопасная здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования опыта безопасного поведения детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ. Влияние предметного окружения на развитие и образование дошкольника в ДОУ многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т.е. условием решения первостепенных задач дошкольного образования. Эргономические требования к организации предметной среды ДОУ учитывают антропометрические, физиологические и психологические особенности детей. Они предусматривают деятельностно-возрастной подход, информативность, вариативность, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности предметного окружения дошкольника.
Вторым условием является образовательная технология формирования опыта безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности, свободы и самостоятельности, индивидуализации, интеграции, преемственности, стимулирования активной деятельности, регионалъности.
Содержательный блок технологии представлен программой «Твоя безопасность». Ее целью является формирование у дошкольников опыта безопасного поведения, ориентиров в сознании «безопасность - опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватные этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».
Условия реализации Программы:
Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе». Целостность программы обеспечивается вертикальными и горизонтальными связями. Вертикальные - дают возможность расширения представлений по тем или иным аспектам при переходе из одной возрастной группы в другую. Горизонтальные - связь с другими видами детской деятельности: изобразительная, физическая, музыкальная и т.д., на основе принципа интеграции.
В основе программы лежит деятельностный подход, который формирует познавательные способности детей и практические навыки, развивает самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Деятельность - основное средство и решающее условие развития личности. Стимулирование активной деятельности по освоению опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в вопросах безопасного поведения. Деятельностный подход позволит устанавливать оптимальный контакт всех участников образовательного процесса, вовлекать воспитанников и их родителей в сотрудничество (партнерство), сплачивать группы, оказывать эмоциональную поддержку и устанавливать обратную связь.
Третьим условием является комплексная диагностика изучения уровня сформированности опыта безопасного поведения дошкольников. Диагностический инструментарий определения уровней сформированности опыта безопасного поведения старших дошкольников представляет собой комплекс специальных диагностических заданий, направленных на изучение когнитивного, эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов опыта безопасного поведения и представлен: беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненнозначимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.
Таким образом, педагогические условия формирования опыта безопасного поведения дошкольников - это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит эффективность этого процесса. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников и позволяют обеспечить повышение его качества.
Литература