ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности. [2, 23]

Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.).

Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. [3,17]

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

  • это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;
  • это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения; что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место; возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность); как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой; приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
  • умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым  в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно  обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
  • оказать элементарную помощь самому себе и  другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655)  определено содержание образовательной области «Безопасность» направленой на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Безопасность» предполагает сформированность интегративных качеств:

 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»:

  • поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  • соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

  • соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения;
  • знает и соблюдает элементарные правила поведения  в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

  •  имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Процесс формирования опыта безопасного поведения предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих его эффективности.

Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.

В педагогике «условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся».

Первым условием формирования опыта безопасности жизнедеятельности является безопасная здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования опыта безопасного поведения детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ. Влияние предметного окружения на развитие и образование дошкольни­ка в ДОУ многогранно. Прежде всего, необходимо отметить, что его соответ­ствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т.е. условием решения первостепенных задач дошкольного образования. Эргономические требования к организации предметной среды ДОУ учитывают антропометрические, физиологические и психологические особенности детей. Они предусматривают деятельностно-возрастной подход, информативность, вариативность, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности предметного окружения дошкольника.

Вторым условием является образовательная технология формирования опыта безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности, свободы и самостоятельности, индивидуализации, интеграции, преемственности, стимулирования активной деятельности, регионалъности.

Содержательный блок технологии представлен программой «Твоя безопасность». Ее целью является формирование у дошкольников опыта безопасного поведения, ориентиров в сознании «безопасность - опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватные этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».

Условия реализации Программы:

  1. Создание в дошкольном учреждении благоприятной, обеспечивающей безопасную жизнедеятельность участников образовательного процесса среды.
  2. Образовательная среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию представлений детей о безопасной жизнедеятельности (кабинет ОБЖ, уголки безопасности в группах, наглядный материал, дидактические игры и др.).
  3. Компетентность педагогов. Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах формирования у дошкольников опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе, иметь представление и применять на практике современные педагогические технологии.
  4. Система работы с детьми. Работу по формированию опыта безопасного поведения надо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом - путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
  5. Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.

Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе». Целостность программы обеспечивается вертикальными и горизонтальными  связями. Вертикальные - дают возможность расширения представлений по тем или иным аспектам при переходе из одной возрастной группы в другую. Горизонтальные - связь с другими видами детской деятельности: изобразительная, физическая, музыкальная и т.д., на основе принципа интеграции.

В основе программы лежит деятельностный подход, который формирует познавательные способности детей и практические навыки, развивает самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Деятельность - основное средство и решающее условие развития личности. Стимулирование активной деятельности по освоению опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в вопросах безопасного поведения. Деятельностный подход позволит устанавливать оптимальный контакт всех участников образовательного процесса, вовлекать воспитанников и их родителей в сотрудничество (партнерство), сплачивать группы, оказывать эмоциональную поддержку и устанавливать обратную связь.

Третьим условием является комплексная диагностика изучения уровня сформированности опыта безопасного поведения дошкольников. Диагностический инструментарий определения уровней сформированности опыта безопасного поведения старших дошкольников представляет собой комплекс специальных диагностических заданий, направленных на изучение когнитивного, эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов опыта безопасного поведения и представлен: беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города  и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненнозначимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.

Таким образом, педагогические условия формирования опыта безопасного поведения дошкольников - это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит эффективность этого процесса. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников и позволяют обеспечить повышение его качества.

Литература

  1. Садретдинова, А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий [Текст] / А.И.Садретдинова // Успехи современного естествознания.2008. - №8. - С.98-106
  2. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А. Основы безопасности жизнедетельности . [Текст]/ А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Хромцова,Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей до­школьного возраста. [Текст]/ Т.Г.Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Просмотров работы: 207