Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Процесс освоения грамматического строя речи детьми пятого года жизни, сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточное количество пособий для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с целью обучения детей грамматическим навыкам.
Каждое дошкольное учреждение выбирает себе программу, но не во всех программах прописываются задачи по словообразованию. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании словообразовательных умений у детей пятого года жизни и недостаточным их использованием в практике ДОУ.
В данной работе рассматриваются задачи по формированию грамматического строя речи у детей пятого года жизни и процесса формирования словообразовательных умений. Процесс формирования словообразовательных умений у детей пяти лет может быть эффективным если: разработать комплекс дидактических игр направленных на формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни, на основе исходного уровня сформированности данных умений, включающих игры на формирование умения образовывать слова префиксальным, суффиксальным, словосослагательным способом и умения подбирать однокоренные слова.
Для выявления словообразовательных умений у детей пятого года жизни, был подобран диагностический материал, чтобы знать состояние проблемы по формированию способов словообразования детей.
Проведенные исследования позволили выявить уровень сформированности способов словообразовательных умений. Пришли к заключению, что в содержании педагогической работы отсутствует системность и последовательность, работа по данному направлению ведется не в должной мере (у детей слабо сформированы словоизменительные и словообразовательные умения), не ведется работа с родителями по данному направлению). Педагогами и родителями недостаточно внимания уделяется дидактической игре, как эффективному средству закрепления грамматических навыков у детей.
Все это позволило разработать и описать комплекс дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений у детей пятого года жизни.
Разработанный нами комплекс дидактических игр, в соответствии с грамматическим строем русского языка, способствовал формированию у детей грамматических умений. Многие дети научились образовывать слова префиксальным, суффиксальным и словослагательным способами. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют об эффекивности использования разработанного нами комплекса дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений.
Таким образом, процесс формирования словообразовательных умений у детей пятого года жизни, успешно достигнут, благодаря тому, что: был составлен комплекс в соответствии с грамматическим строем русского языка, т.е. был направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений, а игры использовались в различных видах речи (диалогической и монологической), в основу которых, были положены репродуктивные, конструктивные и творческие упражнения.