КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека, совокупность знаний, умений, навыков; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определением: "Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение, имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с дошкольниками - объекта педагогического влияния. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на детей 5-6 лет во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате проведения занятий.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Механизмом доведения содержания культурно-досуговой деятельности до детей являются средства - пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства.

Культурно-досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы культурно-досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка.

Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть - это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры.

Работа по формированию основ культуры дошкольников должна носить системный характер. Процесс формирования культуры для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Методы воспитания основ культуры можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям. Одним из путей такой передачи является применение воспитателем приемов, которые заимствуются детьми и используются ими в дальнейшем самостоятельно.

М.Б. Зацепина рекомендует в своем труде «Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» создавать такие  условия для развития у ребенка компонентов культуры, которые выступают как способ его жизнедеятельности при взаимодействии с людьми и окружающим миром. При этом культурные потребности, считает М.Б. Зацепина, выступают в качестве стартовой площадки для формирования основ культуры личности ребенка. Они представляют определенную устойчивую целостность, находящуюся во взаимосвязи с духовной жизнью детей и социумом; выступают как динамическая система; имеют целевой характер, отвечающий внутренним потребностям детей в освоении культуры.

В данной программе определены содержание видов культурно-досуговой деятельности детей для каждой возрастной группы дошкольного образовательного учреждения и технология их организации на основе психолого-педагогических условий детского учреждения и воспитательно-образовательного процесса, которые обеспечивают эффективное освоение видов и синтеза искусств, расширяют детские возможности в творчестве, развивают кругозор и культурные потребности дошкольников. Как показала экспериментальная работа, данная разработанная педагогическая система способствовала повышению эффективности воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Литература

  1. Зацепина, М.Б.Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с. - (Воспитываем, обучаем дошкольников)
  2. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях/ М.Б. Зацепина. - Москва : Просвещение, 2005. - 82 с.
  3. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.
  4. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольника.- М.: Просвещение, 1986. - 423 с.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1994. - 301 с.
Просмотров работы: 708