Игра в дошкольном возрасте имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревновании с другими сверстниками.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих походов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как форма деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). Каждый из этих подходов, выделяя какую - то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которых протекает деятельность дошкольников[1]. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющий «зону ближайшего развития».
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученных, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальная по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру « арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует ее как деятельность , возникающая на определенном этапе, как ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако, не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представление об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (выращивание человеком растений, забота о других людях, управление транспортом, использование машин и т. п.). Сюжет игры развивается постепенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом.Опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, получили следующие противоречия между:
Проблема исследования заключается в возможности развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоритически обосновать разработанный проект педагогической технологии развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проект педагогической технологии развития умения создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста будет протекать, успешна если:
Задачи исследования:
Сравнительный анализ программ «Истоки», «От рождения до школы», «Детство» показал следующие задачи по развитию умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет:
Для выявления уровнейразвития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжетнами были выделены критерии и показателиразвития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет на основе структуры игровых умений Д.Б. Эльконину.
Критерии и показатели развития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет
Полнота
Обобщенность
Доказательность
По результатам выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста создовать игровой сюжет.
Высокий:
Средний:
Низкий: