РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЗДАВАТЬ ИГРОВОЙ СЮЖЕТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЗДАВАТЬ ИГРОВОЙ СЮЖЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морального - волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет же значение, какое у взрослого имеет деятельность работы, службу. Каков ребенок в игре, таким во много он будет работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, игре».

Игра в дошкольном возрасте имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревновании с другими сверстниками.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих походов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как форма деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). Каждый из этих подходов, выделяя какую - то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которых протекает деятельность дошкольников[1]. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющий «зону ближайшего развития».

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученных, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальная по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру « арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует ее как деятельность , возникающая  на определенном этапе, как ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако, не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представление об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (выращивание человеком растений, забота о других людях, управление транспортом, использование машин и т. п.). Сюжет игры развивается постепенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом.Опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, получили следующие противоречия между:

  • усиливающимся интересом государства и общества в игре как ведущем деятельностью дошкольного возраста и реальными возможностями их удовлетворения системой образования;
  • необходимостью развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста и не остаточной разработанностью педагогического процесса.

Проблема исследования заключается в возможности развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоритически обосновать разработанный проект педагогической технологии развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - проект педагогической технологии развития умения создавать  игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста будет протекать, успешна если:

  • будет разработана процедура выявления уровней форсированности умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста;
  • будет определено содержание работы по развитию умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста;
  • будет разработан проект педагогической технологии развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоритические основы развития умений создавать игровой сюжет в старшем дошкольном возрасте;
  2. Определить диагностические задания и уточнить уровни и критерии развития умений создавать игровой сюжет детьми старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать проект педагогической технологии развития умений создавать игровой сюжет в старшем дошкольном возрасте.

Сравнительный анализ программ «Истоки», «От рождения до школы», «Детство» показал следующие задачи по развитию умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет:

  1. создавать условия для свободной самодеятельной сюжетно-ролевой игры;
  2. обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов;
  3. совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
  4. поддерживать стремление следовать логике разыгрываемой роли, подчиняясь внутренним правилам, вытекающим из ее особенностей; развивать и поддерживать гибкость ролевого поведения;
  5. поддерживать стремление следовать логике разыгрываемой роли, подчиняясь внутренним правилам, вытекающим из ее особенностей; развивать и поддерживать гибкость ролевого поведения;
  6. уделять внимание соблюдению правил, связанных с ролью, обращать особое внимание на развертывание разнообразных типов взаимодействия со сверстниками как с игровыми партнерами, друзьями, членами группы.

Для выявления уровнейразвития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжетнами были выделены критерии и показателиразвития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет на основе структуры игровых умений Д.Б. Эльконину.

Критерии и показатели развития умений детей старшего дошкольного возраста создавать игровой сюжет

Полнота

  • источники сюжетов;
  • разнообразие сюжетов.

Обобщенность

  • устойчивость сюжетов;
  • количество событий, объединенных в сюжете.

Доказательность

  • инициативность в развитии сюжетных логических эпизодов.

По результатам выполнения заданий каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста создовать игровой сюжет.

Высокий:

  • Шаблонные игровые сюжеты;
  • Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры («мама» кормит «дочку»);
  • Игра кратковременна.

Средний:

  • Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета;
  • Основное содержание игры - действия с предметом с соблюдением соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно;
  • Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

Низкий:

  • Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов;
  • Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры;
  • Основное содержание игры - действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Просмотров работы: 49