ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В настоящее время наблюдается кризис образования не только в России, но и во всем мире. Ведущие философы, педагоги, психологи и социологи ищут выход из этого кризиса. Мнение ученых М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, В.А Сластенина и многих других сводится к мысли и цели образование от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образование и культуры. В.И. Андреев уточняет, что «элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развить у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры» [1, с. 32].

М.С. Каган в книге «Философия культуры» различает три сферы культуры - материальную, духовную и художественную (последняя отличается тем, что представляет собой духовно-материальную слитность). В каждой сфере образуются специфические для нее формы предметности. В первой - это окультуренное человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Во второй сфере - знание, ценность, проект. В третьей -художественный образ [2, с. 422].

В современной культурологической литературе принято выделять следующие аспекты культуры: генетический, гносеологический, гуманистический, нормативный, социологический. В генетическом аспекте культура выступает как продукт жизнедеятельности людей; в гносеологическом аспекте - как совокупность достигнутых в процессе освоения мира духовных и материальных ценностей; в гуманистическом - как развитие самого индивида; в нормативном - как система, которая регулирует социальные отношения в обществе; в социологическом - как деятельность исторически конкретного социального субъекта. [3, с. 11-12].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоения общечеловеческих ценностей, формирования собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.

C. Федорова отмечает, что процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж. Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования [4]:

  1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.
  2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.
  3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов [4]:

  1. Материальная культура: основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом его специфики.
  2. Духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
  3. Нормативная культура: общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка.

Приобщение к интересам народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к родному краю. Формированию активной позиции детей способствует создание в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность рассматривания книг, иллюстрации раскрывающих особенности жизни, быта, культуры коренных народов, проживающих на данной территории. В связи с тем, что на территории Нижневартовского района проживают преимущественно ханты, акцент в работе с дошкольниками делается на формирование интереса к культуре этого коренного народа.

В психолого-педагогических работах Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. интерес определяется как сложное интегральное психическое образование, обладающее побудительной силой, стимулирующее творческие способности ребенка.

Вопросами формирования у детей интереса к национальной культуре ханты занимался целый ряд ученых: Д.И. Воробьева, М. Забылин, С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, В.М. Кулемзин, И.Э. Куликовская, Л.А. Лар, В.П. Мельников, И.А. Панкеев, И.Н. Полынская и мн. др.

Ступени развития интереса Г.И. Щукиной [5, 15] обозначены по восходящей как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Под любопытством понимается элементарная стадия ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. Эта стадия считается характерной для детей от двух до пяти лет.

Далее любопытство приобретает иное качество, перерастая в любознательность, которая характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы увиденного и сопровождается выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» окружающих взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за пределы наличной ситуации. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, проникновению в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса. Стадия теоретического интереса связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и характерна для взрослого человека.

Анализ образовательных программ ДОУ позволяет выделить общие задачи, которые ставятся программами по формированию интереса к культуре разных народов и в частности народа ханты:

  1. Формировать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, и танцами других народов.
  3. Знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписью; знакомить ее строем и элементами композиции.
  4. Учить внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворение; запоминать считалки, скороговорки, загадки.
  5. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Не смотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую структуру приводят исследователей (Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.Т. Морозова, Г.И. Щукина) к выводу, что это интегральный и волевой компоненты [6, 119].

Сущность познавательного интереса и его структура позволили Э.А. Барановой выделить следующие оценочные критерии индивидуальных особенностей формирования интереса у детей [7, 58]. Критерии и показатели носят обобщенный характер и могут быть использованы при изучении уровней сформированности интереса старших дошкольников к культуре народа ханты (таблица 1).

Таблица 1 Критерии и показатели сформированности интереса у старших дошкольников к культуре народа ханты

Критерии

Показатели

Уровневая характеристика показателей

Ориентировочно-мотивационный компонент

Эмоциональное отношение к принятию задачи

  • с желанием,
  • нейтрально,
  • неохотно

Эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности

  • увлеченность содержанием занятия о культуре ханты,
  • заинтересованность одновременно в содержательной и формальной стороной работы,
  • внимание к ситуации эксперимента

 

Динамика эмоционального отношения

  • позитивное эмоциональное состояние на всех этапах деятельности,
  • нейтральное эмоциональное состояние,
  • нарастание отрицательных эмоций в связи с интеллектуальной деятельностью, снижение степени увлеченности

Операционно-технический компонент

Степень эмоциональной насыщаемости

  • желание продолжать знакомство с культурой народа ханты за пределами отведенного времени,
  • желание выполнять деятельность в пределах отведенного времени,
  • отсутствие желания выполнять деятельность и прекращение работы по собственной инициативе

Характер стремления к поиску решения задачи

  • стремление к целенаправленным действиям,
  • приверженность к сочетанию конструктивного подхода с методом перебора вариантов, практическими пробами,
  • склонность к практическим пробам

Готовность к умственному напряжению

  • устойчивая устремленность на умственную деятельность,
  • эпизодическое проявление стремления,
  • нежелание заниматься умственной деятельностью

Стремление к самостоятельности

  • стремление к самостоятельному выполнению задания по формированию представлений о культуре народа ханты,
  • минимальная помощь в виде стимуляции,
  • зависимость от помощи взрослого в форме пояснений, разъяснений

Регуляционно-оценочный компонент

Устремленность на результат

  • присутствует, реализует в полной мере,
  • выражена и реализуется частично

Отношение к полученному результату

  • удовлетворение в связи с правильно выполненной работой,
  • индифферентное, положительной вне зависимости от итогов деятельности

Поведение при затруднениях

  • выраженное стремление к самостоятельному преодолению трудностей,
  • обращение за помощью извне,
  • отказ от деятельности при возникновении препятствий

Степень сосредоточенности

  • сосредоточенность, поглощенность деятельностью по формированию представлений о культуре ханты,
  • колебания внимания,
  • частая отвлекаемость

По утверждению Н.П. Денисюка, А.И. Лазарева, Л.А. Ибрагимовой, Р.М. Римбурга, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Литература

  1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Философия культуры. Становление и развития / Под. ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. - СПб.: Лань, 1998.
  3. Неволина, В.А. Приобщение дошкольников к народныи традициям региона: Учебно методическое пособие / В.А. Неволина, - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2004.
  4. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.)
  5. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 1988.
  6. Капустина, Н.Г. психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников. Детский сад от А до Я. Текст Капустина Н.Г. 2009, №1. - С. 118 - 126.
  7. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. [Текст] / Баранова Э.Л. - СПб.: Речь, 2005.
Просмотров работы: 8