М.С. Каган в книге «Философия культуры» различает три сферы культуры - материальную, духовную и художественную (последняя отличается тем, что представляет собой духовно-материальную слитность). В каждой сфере образуются специфические для нее формы предметности. В первой - это окультуренное человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Во второй сфере - знание, ценность, проект. В третьей -художественный образ [2, с. 422].
В современной культурологической литературе принято выделять следующие аспекты культуры: генетический, гносеологический, гуманистический, нормативный, социологический. В генетическом аспекте культура выступает как продукт жизнедеятельности людей; в гносеологическом аспекте - как совокупность достигнутых в процессе освоения мира духовных и материальных ценностей; в гуманистическом - как развитие самого индивида; в нормативном - как система, которая регулирует социальные отношения в обществе; в социологическом - как деятельность исторически конкретного социального субъекта. [3, с. 11-12].
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоения общечеловеческих ценностей, формирования собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
C. Федорова отмечает, что процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж. Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования [4]:
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов [4]:
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка.
Приобщение к интересам народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к родному краю. Формированию активной позиции детей способствует создание в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность рассматривания книг, иллюстрации раскрывающих особенности жизни, быта, культуры коренных народов, проживающих на данной территории. В связи с тем, что на территории Нижневартовского района проживают преимущественно ханты, акцент в работе с дошкольниками делается на формирование интереса к культуре этого коренного народа.
В психолого-педагогических работах Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. интерес определяется как сложное интегральное психическое образование, обладающее побудительной силой, стимулирующее творческие способности ребенка.
Вопросами формирования у детей интереса к национальной культуре ханты занимался целый ряд ученых: Д.И. Воробьева, М. Забылин, С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, В.М. Кулемзин, И.Э. Куликовская, Л.А. Лар, В.П. Мельников, И.А. Панкеев, И.Н. Полынская и мн. др.
Ступени развития интереса Г.И. Щукиной [5, 15] обозначены по восходящей как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Под любопытством понимается элементарная стадия ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. Эта стадия считается характерной для детей от двух до пяти лет.
Далее любопытство приобретает иное качество, перерастая в любознательность, которая характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы увиденного и сопровождается выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» окружающих взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за пределы наличной ситуации. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, проникновению в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса. Стадия теоретического интереса связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и характерна для взрослого человека.
Анализ образовательных программ ДОУ позволяет выделить общие задачи, которые ставятся программами по формированию интереса к культуре разных народов и в частности народа ханты:
Не смотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую структуру приводят исследователей (Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.Т. Морозова, Г.И. Щукина) к выводу, что это интегральный и волевой компоненты [6, 119].
Сущность познавательного интереса и его структура позволили Э.А. Барановой выделить следующие оценочные критерии индивидуальных особенностей формирования интереса у детей [7, 58]. Критерии и показатели носят обобщенный характер и могут быть использованы при изучении уровней сформированности интереса старших дошкольников к культуре народа ханты (таблица 1).
Таблица 1 Критерии и показатели сформированности интереса у старших дошкольников к культуре народа ханты
Критерии |
Показатели |
Уровневая характеристика показателей |
Ориентировочно-мотивационный компонент |
Эмоциональное отношение к принятию задачи |
|
Эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности |
|
|
|
Динамика эмоционального отношения |
|
Операционно-технический компонент |
Степень эмоциональной насыщаемости |
|
Характер стремления к поиску решения задачи |
|
|
Готовность к умственному напряжению |
|
|
Стремление к самостоятельности |
|
|
Регуляционно-оценочный компонент |
Устремленность на результат |
|
Отношение к полученному результату |
|
|
Поведение при затруднениях |
|
|
Степень сосредоточенности |
|
По утверждению Н.П. Денисюка, А.И. Лазарева, Л.А. Ибрагимовой, Р.М. Римбурга, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Литература