ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни.

Актуальность научного исследования определяется тем, что изучение природы межличностного конфликта, их возможные причины и способы разрешения являются в современных условиях важной целью установления и сотрудничества участников учебно - воспитательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта позволил выявить степень исследовательности изучаемого вопроса. В последнее время проблеме межличностных конфликтов уделяется большое внимание. Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых: Г.Спенсер (функциональная модель устройства общества. Теория функционализма и конфликта), Р.Дарендорф (теория социального конфликта), К. Маркс (учение о противоречии конфликта). Исследования в данной области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления.

В отечественной педагогике и психологии интерес к конфликтологии начал формироваться в 20-30 годы. Конфликт нашел свое проявление в В.Н. Мясищева (воздействие конфликта на развитие неврозов) и др.

Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменения их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный хо личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявлении межличностного конфликта. [20]

Цель работы: изучить особенности стратегий поведения в межличностном конфликте в среднем подростковом возрасте.

Объект исследования: межличностные конфликты в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности стратегий поведения в межличностных конфликтах в среднем подростковом возрасте.

Анализ литературных источников по данной проблеме и результаты поисков исследования позволили сформулировать гипотезу: о том, что особенности стратегий поведения в межличностном конфликте в среднем подростковом возрасте имеет следующую специфику: доминирующая стратегия поведения подростка в межличностном конфликте будет определена его возрастно-психологической спецификой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностного конфликта в подростковом возрасте.
  2. Выявить особенности межличностных конфликтов в среднем подростковом возрасте.
  3. Определить стратегии поведения в межличностном конфликте детей среднего подросткового возраста.

В данном исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по данной теме, эксперимент, наблюдение.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие межличностного конфликта

Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:

- межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также развития внутригрупповых отношений;

- межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;

- через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;

- межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.

Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов [16].

Н.В.Гришиной была высказана точка зрения о том, что позитивные возможности конфликта могут быть весьма эффективно использованы для осуществления воспитательных функций.

В связи с этим «конструктивным» мы называем межличностный конфликт, возникновение, динамика и разрешение которого способствует улучшению социально-психологического климата группы, конструктивной динамике социометрических статусов, повышению групповой и личностной эффективности участников конфликта, осознанию подростками конфликтных противоречий и своей позиции в конфликте, обнаружению оппонентами возможности партнерского взаимодействия в конфликтных ситуациях [10].

Важнейшим условием реализации личностного развивающего потенциала конфликтных взаимодействий является субъектная позиция посредника.

Чисто инструментально разрабатываемая нами концептуальная схема реализации личностно-развивающего потенциала подростковых конфликтов может быть очерчена следующими обстоятельствами.

  1. Как правило, каждый из участников межличностного конфликта в подростковом возрасте убежден в своей правоте.
  2. Большинство подростков убеждены в «принципиальной» невозможности быть понятыми взрослыми.
  3. Посредничество в подростковых конфликтах требует организации особого отношения с конфликтующими сторонами, которые могут быть охарактеризованы как отношения партнерства.
  4. Действия посредника должны сохранять за ним нейтральную позицию. Посредник не должен переходить на сторону ни одного из оппонентов, сохраняя за собой позицию включенности/вненаходимости (М.М. Бахтин), которая гарантирует обеим сторонам обязательность неприсоединения посредника ни к одной из сторон. Такая позиция выступает как условие становления субъект-субъектных отношений не только посредника с подростками, но и подростков между собой и в условиях конфликта, и в более широком контексте взаимодействия.
  5. Обратимость подростковых субъект-субъект-объектных и субъект-объект-субъектных конфликтов. Мы имеем в виду тот факт, что подростковые конфликты легко трансформируются и переносятся из среды объектных взаимодействий в межличностные взаимоотношения.

Исходя из этого, становится очевидным основной механизм посредничества, который заключается в установлении особого типа отношений с участниками конфликта. Его эмоциональный аспект характеризуется как доброжелательное, заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение. Технологический аспект заключается в том, чтобы, сохраняя за собой позицию "Взрослый», вывести в такую же позицию участников межличностного конфликта [8].

Психологическое содержание такой работы заключается в том, чтобы обеспечить переход участников конфликта от конфронтации и борьбы за утверждение своих позиций к осознанию общности их интересов в решении возникшей ситуации и необходимости объединения усилий для поисков этого решения [28].

Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участниками, с одной стороны, сложившейся ситуации как в общем отвечающей их индивидуальным целям, а с другой - этих целей как несовместимых и взаимоисключающих. Но до тех пор, пока это не произошло, один из потенциальных оппонентов может изменить свою позицию, да и сам объект, по поводу которого возникли расхождения во взглядах, может утратить значимость для одной, а то и для обеих сторон. Если таким образом исчезнет острота ситуации, межличностный конфликт, который, казалось бы, неминуемо должен был развернуться, лишившись своих объективных оснований, попросту не возникнет.

Таким образом, мы пришли к выводу, что межличностный конфликт- это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. А для того, чтобы постараться преодолеть какую-либо конфликтную ситуации, необходимо руководствоваться выбранной стратегией поведения в конфликте - сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление или соревнование. Но прежде выбирать для себя свой стиль поведения в конфликте, нужно прежде подумать - чем же все это может закончиться и каковы будут последствия конфликтной ситуации.

1.2 Особенности подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т. д. [4]

Особое положение подросткового периода отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

В ходе бурного роста и физиологической перестройке организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности[23].

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек 13-15 лет.

Можно выявить противоречие подросткового возраста, которое заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Таким образом, в основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и подросток, родитель и подросток или подросток-подросток, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу, на семейное положение, да в общем на большинство сфер жизни. Недисциплинированность, небрежное, несерьезное отношение к принятым ценностям, неуважение, безответственность того или иного участника межличностного конфликта, - нередкие причины острых межличностных столкновений. Но вовремя осуществленное родителем или педагогом или же самим подростком целенаправленное воспитательное воздействие по переориентации других участников конфликта, а в некоторых случаях и пересмотр своей собственной неверной позиции, в силах ликвидировать конфликтную ситуацию, не дать ей перерасти в открытый межличностный конфликт, а порой затяжную конфронтацию. Наиболее конструктивным со стороны подростков является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПОДРОСТОВОМ ВОЗРАСТЕ.

2. 1 Организация и методы эмпирического исследования

Экспериментальное изучение особенностей межличностного конфликта в среднем подростковом возрасте основывалось на предположении, о том, что использованный нами тест К. Томаса, будет способствовать преодолению межличностных конфликтов в данном подростковом периоде.

Описание этапов исследования межличностного конфликта в среднем подростковом возрасте:

  1. Выявить стратегии поведения подростков в межличностных конфликтах с помощью теста К. Томаса.
  2. Провести анализ результатов эмпирического исследования стратегий поведения в конфликте в среднем подростковом возрасте.
  3. Выделить группы по выбранным подростками стратегиям поведения.
  4. Разработать рекомендации по работе с детьми среднего подросткового возраста.

В эмпирическом исследовании был использован метод теста.

В настоящее время из всех существующих методик исследования наиболее распространенными являются тесты. Тест, по определению Р.С. Немова, «...это стандартизированное, кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека с ориентацией на установленные нормы оценок » [17].

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К.Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии, основополагающими изменениями в которой , являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, воволеченных в конфликт, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим 2 основным измерениям К. Томас выделяет следующие стили поведения и регулирования конфликтов:

  1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. Приспособление, обозначающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. Компромисс;
  4. Избегание, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.

В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Базой исследования является средняя общеобразовательная школа № 15. Эксперимент проходил в мае 2011 года. В анкетировании приняли участие ученики 7 класса в количестве 18 человек 911 мальчиков и 7 девочек0, в возрасте 13-14 лет.

Тест состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Наше эмпирическое исследование особенностей стратегий поведения в межличностном конфликте в подростковом возрасте основывалось на том, что изучив стратегии подростков, мы сможем выявить из них наиболее доминирующие в данном возрасте и объяснить причину их возникновения.

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования стратегий поведения в межличностном конфликте в среднем подростковом возрасте.

Результаты исследования представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Представленная диаграмма свидетельствует о том, что из 18 человек 10 стремятся решать конфликты при помощи сотрудничества - это 55,5%, 7 человек решают проблему при помощи компромисса - 38,8%, и лишь один человек старается избежать конфликта - 5, 5%.

Из данных диаграммы видно, что доминирует стратегия сотрудничества, хотя и стратегия компромисса занимает вполне объемное место на диаграмме. А во такой стиль поведения, как избегание конфликта занимает лишь 5,5% всей диаграммы.

Таким образом можно сделать вывод, что подростки - 55,5%, выбравшие сотрудничество в качестве своего стиля преодоления конфликтов, относятся к категории людей, которые вместо того, чтобы обсуждать в чем расходятся их взгляды с кем-то и в чем-то, обращают внимание на то, что есть общего, с чем обе стороны согласны - наилучшее сочетание выгод для всех. Это значит, что первым делом они определяют, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы, а затем делают все возможное, чтобы эти интересы учитывались с обеих сторон. Это связано прежде всего с тем, что подростки в полной мере осознают всю значимость стратегии сотрудничества и понимают, что только так можно обоим сторонам конфликта остаться в выигрыше, то есть стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

38,8% подростков, определили для себя доминантным стратегию компромисса, одну из самых популярных форм поведения в конфликтной ситуации. Почти не уступая своих позиций, но в то же время, находя общие точки соприкосновения с оппонентом, подростки, владеющие стилем поведения «компромисс», вполне способны находить конструктивные решения поставленных задач. Это значит, что они дают возможность другому остаться в чем-то при своем мнении, если им также идут навстречу, но при этом возможно, что оба участника межличностного конфликтного проиграют, так как пошли на компромиссные поступки. Такой выбор стратегии подростками объясняется во-первых в потребности быстрого разрешения конфликтной ситуации, чтобы не тратя много времени, можно было бы сразу прийти к единому результату, просто уступив во мнении, а во-вторых ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

И, наконец, 1 подросток - 5,5% выбрал для себя стиль избегания конфликта. Он старается делать все, чтобы избежать ненужной, на его взгляд, напряженности. Это значит, что он просто стремиться избегать споров, пытается сделать их наиболее конструктивными. Иногда такие люди предпочитают дать другим возможность решить спорный вопрос. Объясняться может это тем, что подросток, к примеру, просто стесняется выразить свою точку зрения и не может привести доводов. Поддерживающих его мнение, или же осознавая свой проигрыш в конфликте, он старается не показывать этого способом избегания. Так же может объясняться и тем. Что возможно субъекты конфликтного взаимодействия начинают воспринимать предмет конфликта как несущественный.

А вот такие стратегии, как приспособление - когда человек не любит конфликтов, поэтому, чтобы избежать излишней напряженности, подстраивается под ситуацию, и стратегия соперничества - когда человека интересует лишь собственное мнение, выбраны не были. Это значит, что в таких стратегиях поведения подростки не нуждаются, они просто активно участвуют в возникшем межличностном конфликте, прилагая различные усилия для его преодоления, при этом учитывая мнения других сторон конфликта. Объясняется это тем, что дети среднего подросткового возраста стремятся найти способы аргументировать свою точку зрения или мнение, использованных в конфликте. Реализовать это возможно в случае возникновения противоположного мнения, которое в стратегиях приспособления и соперничества просто не будет выслушено и учитано, в результате чего мнение самого подростка так же потеряет всякий смысл.

2.3 Рекомендации по работе с детьми среднего подросткового возраста.

В основе межличностного конфликта у подростков лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация, и для того, чтобы быть адаптированным к такой ситуации подростку необходимо иметь стратегию поведения, которая поможет ему разрешить возникший межличностный конфликт. Самой оптимальной является стратегия сотрудничества.

Опираясь на результаты исследования, мы выявили две группы, характеризующиеся определенным стилем поведения в конфликте. Первая группа руководствуется стратегией сотрудничества и компромисса, вторая - избеганием.

С первой группой подростков можно проводить различные тренинги, тестирования, анкетирование и другие методики на внеклассных занятиях и мероприятиях, для совершенствования выбранных ими стратегий поведения.

Со второй группой необходимо провести гораздо больше работ, чем с первой. В -первую очередь необходимо начать со школьного досуга подростков, так как дети большую часть времени затрачивают на обучение, воспитание и развитие именно в школе. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе школы особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при внезапном возникновении конфликтных ситуаций с подростками. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися и их родителями. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально-значимую, общественно-оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2000.-259с.
  2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева.-М.:-1983с.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов [Текст] /.-М.: ЮНИТИ, 2001.-551с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, Л.И. Божович [Текст] /.-М.:1968.-423с.
  5. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / -М.: Эксмо, 2006.-416с.
  6. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / -СПб.:2003.-464с.
  7. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология В.В Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон [Текст] / -М.: 1979.-288 с.
  8. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии № 2. 1972.- 39с.
  9. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций Д.П. Зеркин [Текст] / - Ростов-н/Д.: 1998.-185с.
  10. Книга психологических тестов [Текст] / -М.: 2004.-448с.
  11. Козлов, В.В. Управление конфликтом В.В Козлов, А.А. Козлова [Текст] / - М.: 2004.-573с..
  12. Кон, И.С. Психология ранней юности И.С Кон, [Текст] / -М.:1980.-436с.
  13. Ломов, Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.-312с.
  14. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей А.С. Макаренко [Текст] / - М.: 1978.-211с.
  15. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников А.В. Мудрик [Текст] / - М.: 1984.-193с.
  16. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия , 1997.-257с.
  17. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
  18. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры [Текст] / Н.Т. Оганесян - М.: Ось-89, 2002.- 176с.
  19. Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения Л.А. Поварницына [Текст] / - М.: 1987.-351с.
  20. Психология человека от рождения до смерти. [Текст] / - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.
  21. Райс, Ф.И. Психология подросткового и юношеского возраста. Ф.И. Райс [Текст] / - СПб.: Питер, 2000.-624с.
  22. Реана, А.А Психология подростка. А.А Реана [Текст] / - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.-504с.
  23. Ремшдмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст Ремшдмидт Х [Текст] / - М.: 1994.-273с.
  24. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С. Ю. Головин - Минск.: Харвест,
  25. Столяренко, Л.Д. основы психологии Л.Д. Столяренко [Текст] / - М.: 1997.-358с.
  26. Сулейменова, С.М. Психологический анализ конфликтных взаимоотношений между учителем и учащимися: С.М. Сулейменова М.: 1981.-203с.
  27. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива В.А. Сухомлинский М.: 1975.-539с.
  28. Эльконина, Д.Б Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Д.Б Эльконина., Т.В Драгуновой [Текст] / -М.:1967.-213с.
  29. Ильгамова С. Что такое конфликт? //Школьный психолог - №13, 2007 г.
  30. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е.Осипова, Е.Чуменко. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 7 (17)).
  31. Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения.// Школьный психолог - № 13, 2007 г.
Просмотров работы: 406