Обеспечение качества образования. Модернизация стандартов - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Обеспечение качества образования. Модернизация стандартов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение качества образования. Модернизация стандартов.

Проблема соотношения человека и образователього пространства. Человека и образовательной среды является ключевой в построении всей системы образования. Но неразработанные методологические и методические принципы  построений образовательного пространства возвращает научное сообщество к обсуждению важнейших аспектов названной проблемы. Тема образования в современном мире очень актуальна.  И сегодня глобальность выступает одним из важнейших параметров существования человеческого общества. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования. Социально-политические явления последнего десятилетия стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства. В условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции, образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с другой - как средство гармонизации межэтнических отношений. Я разделяю позицию Раджа Рой Сингха, который отмечал, что "глобализирующее  движение, как становится,  очевидно,  уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль".

 Сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, предпочитают говорить о предстоящей модернизации, а не реформе образования. И это правильно - и в обыденном смысле, и по существу. В обыденном смысле потому, что общество, сполна хлебнувшее горечь реформ последнего десятилетия, крайне негативно воспринимает само слово «реформа». По существу, потому, что в образовании предстоит именно модернизация, а не реформа. Реформа - это преобразование, переустройство. Модернизация - это изменение в соответствии с требованиями современности. Образование уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов, и это переустройство получило правовой статус в Законе «Об образовании» 1992 года. (Что отнюдь не исключает многократных попыток административного реванша, в том числе и пересмотра самого закона.) Но оно все еще существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой модернизации. В настоящее время, когда ситуация в стране заметно стабилизируется, модернизация образования становится не только возможной, но, главное, необходимой (о чем подробнее речь пойдет чуть позже).

Не менее сложны задачи модернизации в плане собственно обновления образования, преодоления все более и более нарастающего его отставания от потребностей развития страны. В этом плане задачи модернизации образования приобретают максимальную общенациональную значимость. Ибо мы  стоим перед альтернативой: будет ли образование стимулом стагнации общества или фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Главная задача модернизации образования - обеспечение его современного качества. Необходимо выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны, обращенной к интересам личности, общества, государства. При этом надо отчетливо осознавать еще одну фундаментальную задачу модернизации, диктуемую вхождением образования в принципиально новую стадию своего развития. Вывод из всего сказанного очевиден: комплексная, глубокая модернизация образования - императив образовательной политики на современном этапе, ее главное стратегическое направление. Модернизация образования - это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача. Это масштабная акция государства, проводимая при интенсивном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества казахстанского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

XXI веке условия существования человечества настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития. Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса. Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию.

В данной работе я обращаюсь со своим ведением казахстанской системы обеспечения качества высшего образования, ибо качество образования является ведущим инструментом внутренней национальной политики и существенным внешним фактором престижа страны на международной арене. Одной из главных целей модернизации и образования является повышение качества подготовки будущих специалистов. При этом качество образования рассматривается обычно как комплексный показатель, отражающий все этапы становления личности и профессионала, условия и конечные результаты учебно-воспитательного процесса, соответствие достижений вуза стандартам образования и социально-личностным критериям времени. Современной тенденцией мирового образования является усиление внимания к внутренней оценке в системах обеспечения качества в противовес контролю и внешней оценке качества, предоставляемого высшей школой образования. Хочу подчеркнуть, от того, как будут решены вопросы построения образовательного пространства, как будет вписан в него человек, во многом зависит эффективность подготовки специалистов.

Предпосылкой для международной конкурентоспособности и национального приоритета страны является сегодня интернационализация высшего образования и научно исследовательской и инновационной мощью страны существует тесная взаимосвязь. Поэтому, академическая мобильность студентов, педагогических и научных кадров сильно выросла к концу ХХ века и имеет тенденцию к бурному росту в нынешнем, ХХI веке. Весомым показателем успешности деятельности является демонстрация соответствия высшего учебного заведения критериям качества, установленным независимыми сторонними организациями о аккредитации с участием профессиональных объединений потребителей и выпускников. Процедура аккредитации предполагает на качество образовательных программ и деятельности самого вуза по обеспечению качества предоставляемых услуг.  Международная аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших вузов, унифицирует требования.      В период перехода к глобальному информационному сообществу именно информатизация выступает в качестве главного фактора глобализации образования. В то же время следует отметить тот факт, что в нашей стране решение проблемы глобализации образования на основе его информационной модернизации до сих пор еще находится на начальной стадии. Поэтому нам целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Общепризнанно: наука - это локомотив экономики. Но в Казахстане ученые пока слишком далеки от производства. Многие исследования так и остаются на бумаге. И это притом, что казахстанская наука всегда высоко котировалась в мире. Сейчас, к сожалению, талантливые молодые люди в науку идут неохотно. В Послании Президента народу Казахстана сказано о том, что "Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях". В Казахстане необходимо создание собственной фундаментальной и прикладной научной базы, как гаранта поставок собственных научных разработок для коммерческого воплощения внутри Казахстана. Одной из основных причин, низкой продуктивности прикладной науки в Казахстане являются низкие инвестиции в науку. Для изменения подобной ситуации Казахстану необходимо увеличить финансирование науки. На современном этапе развития цивилизации ситуация еще более усложняется и усугубляется. Глобализация образования, предполагающая, по существу, универсальность и целостность в качестве основных своих принципов, создает благодатную почву для синтезирования всех аспектов гармоничного развития личности. Другой вопрос, насколько эффективно эти возможности используются на данном этапе развития.

 В современном мире наблюдается беспрецедентное по своим масштабам развитие высшего образования, растет осознание его жизненно важной роли для экономического и социального развития. При этом практически во всех странах мира высшее образование в той или иной степени переживает период радикальных реформ, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации образования. Через глобализацию практика рынка и бизнеса внедряется в университеты, что приводит, в свою очередь, к серьезным негативным последствиям. Преподаватели все меньше участвуют в процессе принятия решений, произошло уменьшение коллегиальности. Растет преподавательская нагрузка, расширяется участие преподавателей в деятельности, приносящей доход, уменьшается время, отводимое на научное общение с коллегами. Тем не менее, инновационные тенденции модернизации в области высшего образования и стоящие перед ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития.  Анализ существующего опыта свидетельствует о необходимости учета следующих приоритетных направлений развития высшего образования, которые в XXI веке должны стать решающими:1) новые производственные технологии; 2) электроника и информационные технологии; 3) новые информационные материалы; 4) науки о жизни и биотехнологии (технологии живых систем).  Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированности автоматизированных учебных программ.  Радикальное реформирование и модернизация системы высшего образования связано, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма.  Адекватное реформирование системы образования невозможно без все большей и большей его информатизации. В современных условиях вся мировая практика подтверждает известное научное положение о том, что именно такие важнейшие составляющие инновационной культуры, как интенсификация информационных процессов в социокультурной сфере, все более углубленная переработка информации и всестороннее использование информационных ресурсов в управлении социальными процессами повышают устойчивость, лабильность общественной системы, способствует адаптации индивида к изменившимся условиям его существования. Прямым следствием интенсификации информационных процессов является ускорение развития человеческого потенциала, повышение уровня образованности и информированности людей. При этом происходит формирование широкой прослойки социально, политически и экономически активного слоя населения.  Формирующиеся в современном обществе во все возрастающем объеме информационные технологии являются главным признаком инновационной модернизации образования и ключевым фактором оптимизации социокультурного развития. Ускорение темпов развития информационных технологий приводит к формированию информационного общества, в котором ведущим производственным ресурсом в процессе глобализации образования выступает информация.

Просмотров работы: 35