ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий - это обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи. Семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Семья является одним из основных звеньев социализации молодых людей. В последнее время становится актуальной проблема социализации подростков, причем как подростков, воспитывающихся в полных, так и в неполных семьях. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре современного российского общества. На начало 2010 года в России растет число одиноких матерей и их детей. По данным Министерства труда и социального развития за 2005 год, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье,  в 2008 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 25%, в 2009 году она превысила 30%. Значит, ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям группы риска. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). В Тульской области в 2008 г. у одиноких мам родилось 9,7% от общего количества новорожденных, что на 20% больше чем в 2007 году.

Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи - это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми. Неполные семьи - сегодня уже реальность.

Тема социализации подрастающего поколения является одной из ведущих для целого ряда общественных дисциплин: социологии, психологии, педагогики. Изучение процесса социализации связанно с именами таких ученых как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Н. Смелзер и др. Особое внимание имеют теории развития личности отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах классиков Т. Парсонса, И.С. Кона и современника А. Карлсона и др. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как А.В. Мудрик Ф.А. Ильдарханова, и др. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены современные работы М.Ю. Арутюнян, М.П. Ган, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, Дж. Коулмана, Л.Г.Луняковой.

Изучение процесса социализации детей в неполной семье является актуальным по следующим причинам: во-первых, новые социальные условия осуществления семьей функции социализации и воспитания детей; во-вторых, рост числа таких семей в структуре российского общества; в-третьих, специфика жизнедеятельности неполной семьи, влияющих на процесс реализации воспитательных функций. Сегодня под социализацией понимается многогранный процесс усвоения индиви­дом социального опыта, определенной системы знаний, норм, цен­ностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и дея­тельности[2].

Выделение института семьи из ряда других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так же необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения [9].

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и подростками, детей между собой. Семья - важнейший, первичный институт социализации подрастающих по­колений. Существуют различные типологии и виды семей, и одной из них является неполная семья. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

К появлению таких семей приводят следующие причины: развод родителей; рождение ребенка вне официального брака; раздельное проживание родителей; смерть одного из родителей.

По разным основаниям выделяют материнские и отцовские неполные семьи, простые и расширенные, осиротевшие, внебрачные и разведенные неполные семьи.

Неполная семья, как и любая другая, является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения и призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Но в силу материальных, жилищных, психологических и прочих проблем, с которыми сталкивается «нестандартная» семья, эту функцию не всегда удается осуществить, поэтому формирование полноценной личности в таких условиях сталкивается с множеством трудностей. И эти трудности находят проявление в социально-психологических особенностях личности детей из неполных семей.

Больше всего подобному влиянию подвержены подростки, т.к. сравнивают себя с взрослыми и более младшими детьми и приходят к заключению, что они уже не дети, а скорее взрослые. Они начинает чувствовать себя взрослым и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость[12]. В связи с этим подростки более остро реагируют на все структурные изменения в семье, что не может не оставить отпечаток в формировании их личности.

Так, можно выделить основные социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

  1. Отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы подростка. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской и женский.
  2. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.
  3. Для ребенка из неполной семьи ситуация полной семьи кажется нереальной. Мама для него реальна, когда она одна, но если появляется папа, мама теряет реальность; ребенок не знает, как должна вести себя мама, если присутствует папа; если отца никогда не было, то ребенок теряется и не может представить функции даже знакомых ему лиц.
  4. Тревожность подростков в неполных семьях выше, чем тревожность детей в полных семьях. На мальчиков фактор неполноты семьи влияет в большей степени, чем на девочек из неполных семей. Мальчики из неполных семей обладают более высокой тревожностью по всем факторам тревожности: ситуациям связанными со школой, общением с учителями, ситуациями связанные с представлениями о себе и межличностным общением[5].

Таким образом, и мальчики и девочки разного возраста, воспитываясь в неполной семье, могут столкнуться с определенного рода трудностями. В неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.

С целью изучения процесса социализации подростков из неполных семей и описания его особенностей на примере Тульской области было проведено исследование на базе МОУ СОШ №3 г. Узловая Тульской области среди учащихся 9-х классов МОУ СОШ №3 г.Узловая Тульской области в количестве 25 человек, из них 5 учащихся из неполных семей; преподаватели школы в количестве 5 человек.

В ходе исследования был выбран метод анкетирования и составлена диагностическая программа, которая включала в себя такие направления как: самооценка личности, интересы и досуг подростков, тип личностной идентичности и антисоциальное поведение подростков. В результате обработки данных были сделаны следующие выводы:

  • самооценка подростков из неполных семой является адекватной, и только у 2-х детей оценка интеллектуальных качеств оказалась завышенной. У детей из полных семей так же самооценка в большинстве своем адекватная, но отклонений от нормы больше. Возможно, такой результат связан с тем, что дети, которые воспитываются в семьях с одним родителем привыкли оценивать свою жизненную ситуацию более реально и адекватно, а, следовательно, и себя они тоже оценивают адекватно. В целом самооценка личности подростков из неполных семей имеет незначительные отличия от самооценки детей из полных семей.
  • в целом интересы подростков из неполных семей в сферах досуга и учебы практически такие же, как и у обычных подростков. На первый план у них выходят развлечения, с которыми они связывают и процесс обучения. При этом они уделяют так же время и для помощи одному из родителей.
  • все 5 подростков их неполных семей положительно идентифицируют себя, равно как и обычные подростки. При этом дети из неполных семей при ответе на вопрос «Кого ты уважаешь?» называли одного из родителей, а дети из полных семей также указывали учителей, друзей, себя и прочее.
  • преподаватели у подростков из неполных семей отметили следующие признаки антисоциального поведения: трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних заданий; отсутствие страха и тревоги за последствия своих действий; систематический отказ от трудовой деятельности; частые отсутствия в школе импульсивность.
  • одинокие родители способны также эффективно организовать воспитательный процесс в семье, как и родители в полных семьях

В целом подростки из неполных семей не имеют радикальных отличий от подростков, воспитывающихся в полных семьях, но при этом они более активны и целеустремленны и могут получить при большой степени вероятности равные шансы и перспективы для организации своего будущего.

Для работы с такими семьями и подростками специалистам по работе с молодежью следует использовать такие технологии психосоциальной работы, как диагностика, профилактика, коррекция и консультирование.

Диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня.

Профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Коррекция - это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.  

Консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации[8].

Компетентное сочетание психосоциальных технологий с прочими формами работы с молодежью по разным направлениям: учебном, досуговом, культурном, личностном, поможет более эффективно способствовать решению проблем подростков из неполных семей в процессе их социализации.

Таким образом, трудность подросткового возраста состоит в первую очередь в кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. И такую поддержку ребенок должен получать в семье независимо от ее состава.

Список литературы

  1. Алмазов,Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, Н.Н.Бессонова. - М.: Академия, 2006. - 192 c.
  2. Бабосов,Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - М.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.
  3. Бирюченко, Е.Б. Особенности личностных установок у подростков, воспитывающихся в неполных семьях/ Бирюченко Е.Б.,Дергачева Е.В.// Вестник КАСУ - 2007. - №3. - С. 45-49.
  4. Волков,Ю.Г. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2005. - 512 с.
  5. Дементьева,И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Соц. исслед. - 2001. - № 11.
  6. Карабанова,О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
  7. Кубякин,Е.О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства/ Е.О. Кубякин// Власть. - 2011. - №3. - С. 12-15.
  8. Кузнецова,Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие./ Л.П.Кузнецова - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
  9. Подрезов,К.А. Социология молодежи. Учебно-методическое пособие./ К.А.Подрезов - Тула: «Инфра», 2007. - 294 с.
  10. Социально-экономические проблемы неполных семей [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа:http://soc-work.ru/article/791. - 22.11.2011.
  11. Целуйко,В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/ В.М.Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
  12. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
Просмотров работы: 173