Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи - это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми. Неполные семьи - сегодня уже реальность.
Тема социализации подрастающего поколения является одной из ведущих для целого ряда общественных дисциплин: социологии, психологии, педагогики. Изучение процесса социализации связанно с именами таких ученых как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Н. Смелзер и др. Особое внимание имеют теории развития личности отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах классиков Т. Парсонса, И.С. Кона и современника А. Карлсона и др. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как А.В. Мудрик Ф.А. Ильдарханова, и др. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены современные работы М.Ю. Арутюнян, М.П. Ган, И.Ф. Дементьевой, А.М. Демидова, О.М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О.И. Ключко, Дж. Коулмана, Л.Г.Луняковой.
Изучение процесса социализации детей в неполной семье является актуальным по следующим причинам: во-первых, новые социальные условия осуществления семьей функции социализации и воспитания детей; во-вторых, рост числа таких семей в структуре российского общества; в-третьих, специфика жизнедеятельности неполной семьи, влияющих на процесс реализации воспитательных функций. Сегодня под социализацией понимается многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности[2].
Выделение института семьи из ряда других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так же необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения [9].
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и подростками, детей между собой. Семья - важнейший, первичный институт социализации подрастающих поколений. Существуют различные типологии и виды семей, и одной из них является неполная семья. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
К появлению таких семей приводят следующие причины: развод родителей; рождение ребенка вне официального брака; раздельное проживание родителей; смерть одного из родителей.
По разным основаниям выделяют материнские и отцовские неполные семьи, простые и расширенные, осиротевшие, внебрачные и разведенные неполные семьи.
Неполная семья, как и любая другая, является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения и призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Но в силу материальных, жилищных, психологических и прочих проблем, с которыми сталкивается «нестандартная» семья, эту функцию не всегда удается осуществить, поэтому формирование полноценной личности в таких условиях сталкивается с множеством трудностей. И эти трудности находят проявление в социально-психологических особенностях личности детей из неполных семей.
Больше всего подобному влиянию подвержены подростки, т.к. сравнивают себя с взрослыми и более младшими детьми и приходят к заключению, что они уже не дети, а скорее взрослые. Они начинает чувствовать себя взрослым и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость[12]. В связи с этим подростки более остро реагируют на все структурные изменения в семье, что не может не оставить отпечаток в формировании их личности.
Так, можно выделить основные социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Таким образом, и мальчики и девочки разного возраста, воспитываясь в неполной семье, могут столкнуться с определенного рода трудностями. В неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.
С целью изучения процесса социализации подростков из неполных семей и описания его особенностей на примере Тульской области было проведено исследование на базе МОУ СОШ №3 г. Узловая Тульской области среди учащихся 9-х классов МОУ СОШ №3 г.Узловая Тульской области в количестве 25 человек, из них 5 учащихся из неполных семей; преподаватели школы в количестве 5 человек.
В ходе исследования был выбран метод анкетирования и составлена диагностическая программа, которая включала в себя такие направления как: самооценка личности, интересы и досуг подростков, тип личностной идентичности и антисоциальное поведение подростков. В результате обработки данных были сделаны следующие выводы:
В целом подростки из неполных семей не имеют радикальных отличий от подростков, воспитывающихся в полных семьях, но при этом они более активны и целеустремленны и могут получить при большой степени вероятности равные шансы и перспективы для организации своего будущего.
Для работы с такими семьями и подростками специалистам по работе с молодежью следует использовать такие технологии психосоциальной работы, как диагностика, профилактика, коррекция и консультирование.
Диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня.
Профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Коррекция - это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации[8].
Компетентное сочетание психосоциальных технологий с прочими формами работы с молодежью по разным направлениям: учебном, досуговом, культурном, личностном, поможет более эффективно способствовать решению проблем подростков из неполных семей в процессе их социализации.
Таким образом, трудность подросткового возраста состоит в первую очередь в кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. И такую поддержку ребенок должен получать в семье независимо от ее состава.
Список литературы