СОКРАЩЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОКРАЩЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значение выездных налоговых проверок в процессе выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Цель выездной налоговой проверки состоит в реализации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскании недоимок по налогам и пени, привлечении виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждении таких правонарушений.

Выездная проверка является самым эффективным видом налогового контроля и приносит наибольшие суммы доначислений в бюджет. Более того,  как раз выездных проверок больше всего опасается бизнес и,  соответственно,  реже идет на использование высоко рискованных схем налоговой минимизации.

Однако, в мае 2011 года глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что сложившаяся тенденция к уменьшению числа выездных проверок в итоге должна привести к тому, что таких ревизий скоро вообще не будет. Инспекторы полностью посвятят себя камеральным налоговым проверкам и с головой уйдут в аналитику.

 Налоговая служба достигла резкого снижения числа выездных налоговых проверок, при этом увеличив их результативность. «Мы отказались от тотального контроля. Проверка проводится только у тех налогоплательщиков, у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности дают серьезные основания предполагать наличие налоговых правонарушений», - отметил Мишустин [2].

Тем не менее, это  не значит, что инспекторы будут сидеть по кабинетам и искать расхождения в отчетности. Судя по всему, налоговики вновь сосредоточатся на различных комиссиях. Такое заключение можно сделать на основании материалов внутренних совещаний ФНС, состоявшихся в конце апреля 2011 года. Там сказано, что помимо традиционных убыточных и зарплатных появится безусловно новый тип комиссий - специально для тех налогоплательщиков, по итогам анализа отчетности которых обнаружены «зоны риска». То есть, тех налогоплательщиков, которые соответствуют критериям для назначения выездной проверки. «С такими налогоплательщиками вполне можно поработать на комиссии - незачем ходить к ним на выездную проверку», - уверены в ФНС [2].

Так, если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то в настоящее время проверками охвачен только 1 налогоплательщик из 100. Налоговая служба поддерживает этот низкий процент охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками. При этом в ряде стран ОЭСР этот показатель составляет 3%

По словам Мишустина, сокращению числа выездных проверок будет содействовать переход на электронное администрирование счетов-фактур. Планируется, что такая система будет схожа действующей в отношении электронных налоговых деклараций. «Если мы сможем формализовать обработку счетов-фактур, очень многие задачи и проблемы налогового контроля решатся», - сказал Мишустин. Он пояснил, что для этого необходимо сформировать институт спецоператоров.

И уже 26 декабря 2011 года Владимир Путин подписал постановление «О формах и правилах заполнения, ведения документов, применяемых при расчетах по НДС», и электронный формат счет - фактур вступил в действие с 2012 года. Следовательно, намерения ФНС России вполне серьезны, и возможно, действительно ведут к глобальным переменам в сфере налогового контроля.

Однако действия ФНС России по сокращению количества выездных проверок вызвали множество различных взглядов и суждений.

Одно из них сводится к тому, что резкое сокращение количества выездных проверок произошло вместе с ростом их эффективности. Так, число выездных проверок снизилось с 56 до 49 тысяч, или на 12% по сравнению с прошлым годом. При этом доначисления в среднем на одну выездную проверку составили порядка 4,5 млн. рублей. По сравнению с 2004 годом число проверок уменьшилось в 3 раза, а результативность одной проверки выросла в 4,5 раза, что свидетельствует о более тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям, а также улучшении качества подготовки и проведения контрольных мероприятий [3].

По данным ФНС России, в настоящее время охват выездными проверками составляет менее 1% от общего числа налогоплательщиков. В отношении малого предпринимательства этот показатель еще меньше - 0,5%. Такие данные озвучила заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко. Указанных результатов налоговые инспекторы добились за счет усиления аналитической составляющей в контрольной работе. По словам С.Н. Андрющенко, выездному контролю теперь, как правило, предшествует анализ информации, поступающей в налоговую службу от федеральных органов власти, а также информации, имеющейся в открытом доступе (в интернете, на сайтах самих налогоплательщиков, в СМИ и др.) [4].

Поменяв стратегию выездного контроля, налоговая служба перешла к работе по предупреждению налоговых нарушений и к добровольному отказу налогоплательщиков от использования схем минимизации налогообложения. Налоговые органы начали энергично работать с организациями и индивидуальными предпринимателями, активизируя подачу ими уточненных деклараций. Так как уточнение налоговых обязательств не сопровождается штрафными санкциями, данная мера является довольно заманчивой для налогоплательщиков. Так, в прошлом году организации и индивидуальные предприниматели представили более 300 000 уточненных налоговых деклараций на сумму свыше 70 млрд. руб. (данные приведены с учетом уточненных деклараций, представленных в случаях, когда первичные налоговые декларации не прошли форматно-логический контроль) [3].

Работа по предупреждению налоговых нарушений в большой степени предусматривает активную информационную работу налоговых органов, способствующую отказу налогоплательщиков от использования схем минимизации налогов.

Качество планирования выездных проверок, качество сбора доказательной базы, а также качество досудебного рассмотрения налоговых споров ФНС России ставит сейчас во главу угла. В 2012 году налоговая служба рассчитывает увеличить эффективность и достаточность доказательной базы с учетом имеющейся судебной практики, в связи с чем служба ведет активные консультации с арбитражными судами по наиболее сложным вопросам.

Тем не менее, несмотря на то, что ФНС России рисует перспективы выездных проверок в довольно ярких красках, стоит рассмотреть и другие взгляды по этому поводу.

Один из самых интересных заключается в том, что  «статистика ФНС о сокращении числа выездных проверок основывается на "мертвых душах". То есть, ФНС считает юридические лица нарастающим итогом -  все, что были внесены в базы данных с 2002 года. И при таком подходе действительно выходит, что давление снижается. А вот если учитывать только тех, кто в действительности функционирует, то ситуация другая. В России зарегистрировано около 8,5 миллиона юридических лиц,   из них только 1,2 миллиона - действующие. А из них, в свою очередь, около половины - это фирмы-однодневки [1, с.76].

Существует точка зрения, что изменения останутся лишь на словах. По мнению некоторых специалистов, в ближайшие два-три года при всем желании ситуацию изменить невозможно. И ФНС, зная это, все же уверенно убеждают налогоплательщиков, что давление на бизнес снижается.

При всем разнообразии мнений по поводу положительных и отрицательных моментов в сокращении выездных налоговых проверок существует и такое, что количество выездных проверок нужно не только не сокращать, а даже увеличивать. Это, в совокупности с увеличением качества проверок, должно привести к повышению собираемости налогов. Едва ли  организации решат платить недоплаченные налоги, услышав о планах ФНС по сбору недополученного. Таким образом, ФНС не останется ничего, кроме как увеличить число контрольных мероприятий, более строго подходить к качеству проверок, а также применить новую методику по доначислению налогов, которую, естественно, необходимо четко проработать.

Хотя Михаил Мишустин и заявил о полном прекращении выездных проверок, случится это не в 2012 году. На внутренних совещаниях налоговикам пока что дают обратные инструкции: выяснить причины сокращения количества выездных проверок и принять меры по обеспечению охвата налогоплательщиков проверками не ниже уровня, сложившегося в 2009 году. Инспекторы имеют к тому и свою персональную заинтересованность, ведь показатель количества выездных проверок входит в систему оценки эффективности их работы.

Литература

  1. Е.В. Иванова Об оценке эффективности налогового контроля [Текст] / Е. Иванова // Финансы. - 2011. - №1 - С.76-77
  2. ФНС меняет акценты в контрольной работе [Электронный ресурс] / Сайт: http://www.rg.ru/. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/22/mishustin-poln.html
  3. Прекращение выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] / Сайт: http://www.buhvesti.ru.-/ Режим доступа: http://www.buhvesti.ru/2011_news/310511_4_prekrashcheniye_vyyezdnykh_proverok.htm
  4. Число выездных налоговых проверок снизилось в 3 раза, результативность одной проверки возросла в 4,5 раза [Электронный ресурс] / Сайт: http://taxpravo.ru/. - Режим доступа:http://taxpravo.ru/analitika/statya-138309%20sn_andryuschenko_chislo_vyiezdnyih_nalogovyih_proverok_snizilos_v_3_raza
Просмотров работы: 46