ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На пути перехода к электронному документообороту сейчас сделаны важные шаги. Всё мировое сообщество единогласно выражает мнение о том, что введение электронных документов приносит большие преимущества представителям бизнеса и повышает эффективность налогового администрирования. Сегодня еще рано делать какие-либо заключения, но хочется надеяться, что вскоре представится возможность оценить эффективность функционирования систем электронного документооборота в России.

По данным ФНС России, на сегодняшний день более 60% действующих юридических лиц используют телекоммуникационные каналы связи (ТКС) для передачи отчётности в налоговые органы.

ФНС России ставит перед собой цель обеспечить возможность всем налогоплательщикам представлять регламентированную отчётность  в территориальные органы Службы и отправлять сопроводительные документы вместе с декларацией, а также оптимизировать формы документов в налоговой отчётности: в частности, унифицировать их и сократить число показателей. И к 2015 г. планирует довести планку использования ТКС организациями до 80%. Это означает, что экономически активная часть населения государства в большинстве своём будет обладать средствами электронно-цифровой подписью (ЭЦП) [6, c.4].

Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию в электронном виде в соответствии с утверждённым форматом и порядком её заполнения, подписывает её ЭЦП и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю.

Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей ЭЦП и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) на подтверждение даты отправки отчётности, подписанное ЭЦП спецоператора, направляются в налоговый орган.

Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приёме налоговой декларации или уведомление об отказе в приёме, подписывает квитанцию ЭЦП должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Средства, которые используются для шифрования документов, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ЭЦП в принципе невозможно [1, c.62]. Информация передаётся в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы её прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ - налогового органа и открытый ключ плательщика, т.е. передаваемая информация не станет известной кому-то еще. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчётность, направленную в налоговый орган, не прочтёт. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ [3, c. 48].

Декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

В системах бумажного документооборота юридическая сила документа обеспечивается подписью ответственного лица и печатью организации. Эти же элементы являются и критерием достоверности, которая определяется визуально при предъявлении подписанного документа с печатью. Подтверждением юридической силы электронного документа является ЭЦП [3, c.53.]

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчёту с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчётности, представленной в отчётном году;
  • акт сверки расчётов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам [3, c.49].

В настоящее время изменения, вносимые государством, предусматривают, в т.ч. возможность выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП. Также у налоговых органов появляется возможность направления налогоплательщикам электронных требований о предоставлении документов (и других видов требований) по ТКС.

В ближайшей перспективе, если выставление электронных требований и обмен информацией по ТКС станет массовым явлением, истребование и анализ электронной книги покупок (для выяснения суммы НДС, предъявленной в счетах-фактурах каждого конкретного поставщика) займут не более чем 1-2 дня. И инспекция, в которой состоит на учёте поставщик, сможет получить от него книгу продаж и выставленные счета-фактуры в электронном виде, потратив ненамного больше времени. Обмен информацией между налоговыми органами по защищенным каналам связи налажен и сложностей не представляет. Останется только технический вопрос сверки показателей книги продаж поставщика и книги покупок покупателя, которую также можно будет произвести с помощью специализированной программы [6, c.19].

Очевидно, что информационные технологии, обеспечив  снижение «бумажной» нагрузки на налогоплательщиков и работников налоговых органов, позволят проверить больше счетов-фактур и за более короткий срок. Внедрение в повседневную практику электронных счетов-фактур и электронных книг покупок и книг продаж дает шанс с помощью оперативного обмена юридически значимой электронной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами существенно уменьшить бумажный документооборот и сократить почтовые расходы. И, главное, за счёт разделения во времени проверки факта выставления счетов-фактур и сумм НДС, указанных в них, и последующего истребования первичных документов, сопровождавших сделку, уменьшить объём документов, истребуемых на бумажных носителях, что и является задачей повышения качества налогового администрирования.

Внедрение в повседневную практику электронного обмена документами с налогоплательщиками позволяет говорить и о дальнейшем упрощении налогового администрирования НДС.

Налоговые проверки могут проходить проще и быстрее, если две операции - по истребованию информации, необходимой для сверки с поставщиками (которая всё равно будет проведена), и по пересылке налогоплательщиком электронных документов в налоговую инспекцию - заменить одной и получать перечень счетов - фактур поставщиков одновременно с налоговой декларацией по НДС в виде электронного приложения к ней. Для этого необходимо предусмотреть для налогоплательщиков, подающих декларации с заявленными требованиями о возмещении НДС из бюджета, обязанность указывать в них (декларациях) перечень счетов-фактур, на основании которых применены вычеты.

Подобное нововведение упростит порядок работы налогоплательщиков с налоговыми органами и приведёт к сокращению бумажного документооборота, но при этом никак не ухудшит положение налогоплательщиков, поскольку им всё равно не избежать истребования книги покупок (перечня счетов-фактур) в ходе камеральной проверки. У остальных  налогоплательщиков эти документы будут истребованы в ходе встречных и выездных проверок [6, c.20.]

Не так давно в России был проведён пилотный проект по обмену счетами-фактурами в электронном виде (январь-июль 2009 г.). Участники проекта остались довольны полученными результатами: электронная передача счетов-фактур действительно экономит время, снижаются расходы на отправку документов через почту или курьеров, их сохранение и архивирование [4, c.16].

В данном эксперименте использовались программно-технические средства, аналогичные средствам, которые применяются в системе представления налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи, поэтому иными словами, вложения на приобретение дополнительной техники для передачи счетов-фактур не потребуется.

Возможность получения электронных документов удобна и налоговикам, поскольку сокращается время на проведение встречных проверок, запросов, по которым собираются необходимые сведения, а значит, и выявление возможных нарушений.

В отношении обмена электронными документами действует два законодательно установленных порядка: порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС (утв. Приказом ФНС России от 17.02.11 г. № ММВ-7-2/168@). В этих документах содержаться общие положения организации информационного обмена и порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП (утв. Приказом Минфина России от 25.04.11 г. № 50н), предоставляющий возможность использования плательщиками НДС электронного счета-фактуры в место бумажного [4, c.15].

Сейчас электронизация счетов-фактур носит добровольный характер. Чтобы воспользоваться данной услугой организации необходимо проанализировать несколько важных моментов:

  • определиться с количеством желающих и имеющих возможность партнеров обмениваться счетами-фактурами новым способом. Если их окажется крайне мало, то использование электронных счетов не принесёт большого эффекта;
  • настроить информационные системы на работу с электронными счетами-фактурами, что потребует определённых затрат и времени;
  • наличие/ отсутствие в компании проблем по аналогичным системам, например, по электронному документообороту с банком, может усложнить или ускорить принятие решение о применении электронного документооборота;
  • переход на электронный обмен счетами-фактурами с партнёрами позволит быстрее возмещать НДС, так как сократит время на ожидание и обработку адекватных по содержанию и достоверным подписям документов. И очевидно,  что в случае бизнес должен быть абсолютно прозрачным;
  • снижение нагрузки на бухгалтерскую службу компании, сокращение расходов на бумагу, а также почтовых и (или) курьерских расходов на передачу бумажных счетов-фактур и др. - это, конечно, плюс. Но зависимость от электроснабжения и от посредников-операторов, которые будут вести обработку документов не бесплатно - это минус.

Предполагается, что такой обмен будет особенно актуален для компаний с разветвлённой филиальной сетью, а также организаций, имеющих много контрагентов.

Кроме обычных требований к вычету НДС, приведён и  ряд требований к счёт-фактуре в электронном виде:

  1. переданный в электронном виде посредством обычной электронной почты, для целей налогового учёта НДС, для защиты интересов организации в суде и других аналогичных целей не действителен, так как не будет иметь юридической силы;
  2. сформирован в утвержденном Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП (утв. Приказом Минфина России от 25.04.11 г. № 50н);
  3. подписан ЭЦП организации-продавца. В настоящее время цифровая подпись широко используется, предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ, и защиты от изменений (подделки) документа;
  4. передан через специализированные организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем. Эти операторы сертифицируются на соответствие требованиям ФНС. Таким образом, компанию-однодневку для этих целей не удастся использовать;
  5. при его формировании и передаче использованы сертифицированные средства криптографической защиты информации, позволяющие идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации.

Для обмена счетами-фактурами организации должны:

  • заручиться устным или письменным согласием своих контрагентов;
  • получить в удостоверяющем центре сертификат ключа ЭЦП;
  • оформить на имя оператора электронного документооборота заявление;
  • получить у оператора личный идентификатор и реквизиты доступа для подключения к системе электронного документооборота.

Датой выставления покупателю счет-фактуры в электронном виде по ТКС считается дата поступления файла счета-фактуры оператору от продавца. Полученным счёт-фактура считается, если покупателю поступило соответствующее подтверждение оператора электронного документооборота, которое может быть получено и в день отправления, и на следующий рабочий день. Таким образом, с учётом получения и отправления необходимых подтверждений по всей цепочке продавец - оператор - покупатель - оператор - продавец счёт-фактура может быть получен на шестой или на восьмой день рабочий день [4, c.17].

Необходимо еще отметить, что допускается возможность внесения исправлений в счёт-фактуру покупателем, которая направляется продавцу через оператора путём отсылки уведомления об уточнении счета-фактуры.

Результаты опросов, проведённых среди небольших фокусных групп крупных международных и российских компаний, осуществляющих деятельность в секторе розничной торговли и производства потребительских товаров (ноябрь 2010 г.) и автомобильной отрасли (апрель 2011 г.), показали, что в среднем примерно 42% респондентов рассматривают возможность применения электронных счетов-фактур, а около 5% опрошенных уже активно готовятся к внедрению электронного документооборота в своей компании.

В целом, бизнес-сообщество видит преимущества перехода на использование счетов-фактур в электронном виде. Почти 75% представителей тех же фокусных групп в связи с внедрением электронного документооборота счетов-фактур ожидают снижения расходов и времени на документооборот и улучшения информационного взаимодействия с налоговыми органами. Лишь 20% опрошенных предполагают, что данное нововведение может привести к дополнительным сложностям [5, c.20].

В России можно только ожидать полноценного перехода к электронному документообороту, потому что это довольно длительный и комплексный процесс. В европейских странах он занял около 10 лет. Несмотря на новаторский характер предложений о применении электронных возможностей в налоговом администрировании за ним большое будущее. Плюсы для налоговых органов на лицо, а представителей бизнеса должно привлекать повышение эффективности бизнеса, сокращение издержек компании, ускорение оплаты счетов контрагентами. Население должно привлекать возможность, не покидая привычной обстановки, получить быстро и сразу всё то, что раньше уходило много времени и сил.

Литература

  1. А.А. Малявкин Об электронной подписи и не только... [Текст]: /А. Малявкин // Налоговая политика и практика - 2011. - № 7 (103) (июль) - С.62-63
  2. А.В Серов Налоги онлайн [Текст] / А. Серов // Налоговая политика и практика. - 2011. - №3(99). - С.9
  3. И. Филипчук Представление электронных деклараций по телекоммуникационным каналам связи [Текст] /И. Филипчук// Налоговый курьер. - 2010. - №1(32). - С.46-53
  4. И.А. Киселева Электронизация документооборота продолжается [Текст]/ И. Киселева // Налоговое консультирование.- 2011. - №3 - с.15-25.
  5. И.Г. Попова Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт [Текст]: /И. Попова // Налоговая политика и практика - 2011. - № 7 (103) (июль) - С.19-23
  6. И.Н. Морсков, В.В. Шинкарев IT-технологии для повышения эффективности налогового администрирования [Текст]: /И. Морсков // Налоговая политика и практика - 2011. - № 4 (100) (апрель) - С.19-23
  7. Н.А. Иванов ФНС России внедряет новые технологии [Текст] /Н. Иванов // Налоговая политика и практика. - 2011. - №3 (99). - С.4-7
  8. Н.А. Попова ФНС России будет развивать электронные сервисы [Текст] /Н. Попова // Налоговая политика и практика. - 2011. - №4(100). - С.4-7
  9. Преимущества подключения к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи [Электронный ресурс] / Сайт: r72.nalog.ru. - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/nalot/sb/ev/3576390
Просмотров работы: 1