ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАСЧЁТА НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ФИЛИАЛОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАСЧЁТА НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ФИЛИАЛОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность любого субъекта хозяйствования, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путём увеличения доходов, так и путём сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет.

Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

Российские компании все чаще открывают филиалы (обособленные подразделения) на территории России. По ходу работы у компаний возникает множество проблем связанных с правильностью организации бухгалтерского и налогового учёта, уплаты налогов и сборов, а соответственно с определением налогового бремени. Для начала определимся с понятиями.

Понятие филиала определено в п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства [1, c47].

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельной правоспособностью, и зависят от создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала полностью зависит от правоспособности юридического лица, её пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале, на основании которого они действуют.

Для выполнения своих функций филиал наделяется создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом, но находится в собственности юридического лица. В бухгалтерском учёте указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала и на балансе юридического лица [7, c.2].

Поскольку филиал вправе вести коммерческую деятельность, то налогообложение филиала осуществляется как и юридического лица, т.е. филиал обязан уплачивать все установленные российским налоговым законодательством налоги от ведения хозяйственной деятельности в России. Филиал обязан уплачивать также с заработной платы сотрудников налог на доходы физических лиц, страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Филиалы не являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. 19 НК РФ), филиалы выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов [2, c.8].

Далее рассмотрим более подробно основные налоги, уплачиваемые  филиалами.

Налог на добавленную стоимость. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, не обладают правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учёт. Их обязанности по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации. Исчисление НДС в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ производится головной организацией. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организацией в целом, полностью перечисляется головным офисом по месту своего учёта в налоговых органах [3, c.77].

Налог на доходы физических лиц. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, при установлении налоговыми органами обязанности обособленного подразделения по перечислению сумм НДФЛ по месту своего нахождения единственным условием является факт выплаты дохода работнику обособленного подразделения организации.

Страховые взносы в Фонды РФ. В соответствии с п.12 ст.15  Федерального  закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчётный счёт и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц  исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчётов по страховым взносам по месту своего нахождения. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению [4, c.4].

Налог на имущество организаций. Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определённой за налоговый (отчётный) период по нормам ст. 376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения. За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчёты по нему с налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляет головной офис организации.

Налог на прибыль организаций. Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, регламентированы ст. 288 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи данные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, осуществляют по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям [3, c.105].

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 288 НК РФ производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Указанные в этом пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчётного периода  [5, c.381]. Налогоплательщики самостоятельно выбирают, какой из показателей применять - среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Транспортный налог. Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Регистрация транспортных средств за юридическими лицами происходит по месту нахождения данных юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации (п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 №59, далее - Правила). При этом Правила предусматривают возможность регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов, являющихся обособленными подразделениями и указанных в учредительных документах создавших их юридических лиц (пп. «и»  п. 35 и п. 77 Правил).

Если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. Поэтому налог и авансовые платежи подлежат уплате по месту нахождения филиала организации. Причем если снятие с учета и регистрация транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ осуществлены в одном месяце, то местом нахождения транспортного средства признают место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца (Письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16).

Земельный налог. Налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Учитывая, что земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков, особенностей его исчисления и уплаты при наличии обособленных подразделений практически нет [9, c.1].

Стоит только отметить, что организации представляют декларации по налогу по месту нахождения земельного участка. Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В декларации, представляемой в отношении земельного участка, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указывается КПП согласно свидетельству о постановке на учёт в налоговом органе. При представлении налоговой декларации по земельному налогу в отношении земельного участка, расположенного по месту нахождения обособленного подразделения, указывается КПП согласно уведомлению о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения [6, c.81].

Проанализировав  основные моменты налогообложение филиалов, мы можем  перейти к  расчёту налогового бремени.

Единой методики для расчёта налогового бремени нет. Оценка налогового бремени производится с использованием различных методик и подходов. В целом методики определения налогового бремени налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчётные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчётный период.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчёта, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации (1):

где НН - налоговая нагрузка на предприятие;

НП - общая сумма всех уплаченных налогов;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД - внереализационные доходы.

К сожалению, данный расчёт не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции (работ или услуг), произведённой хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика [7, c.2].

Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который указывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия. Таким образом, налоговую нагрузку рассчитываем по формуле (2):

где В - выручка от реализации;

Ср - затраты на производство реализованной продукции без учёта налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счёт неё.

Расчёт налогового бремени может иметь еще одну важную для организации: цель - прогнозирование налоговой нагрузки на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объём налогов должна будет уплачивать организация, например, за счёт расширения своей деятельности.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Организации должны рассчитывать налоговое  бремя, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4 по состоянию на 20.01.2012 года [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ ( в ред. от 30.11.2011 N363-ФЗ) -  М.: Омега-Л, 2012 - 473 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации  от 31 июля 1998г. N 146-ФЗ ( в ред. от 16.11.2011 N 321-ФЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации  от 05 августа 2002г. N 117-ФЗ ( в ред. от от 06.12.2011 N 405-ФЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
  4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ((в ред. от 03.06.2011 N 117-ФЗ) // Пенсионный  фонд Российской Федерации: официальный сайт - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/admin_strah_vznos/8790.html
  5. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ В.Ф.Тарасова, М.В.Владыка - М.: КноРус, 2012. - 488 с.
  6. Филиалы, представительства, обособленные подразделения с учетом последних изменений законодательства [Текст]: настольная книга/ под ред. Касьянова Г.Ю. -  8-е издание - М.:АБАК, 2012. - 160 с.
  7. Налоговое планирование [Электронный ресурс]: Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения  - Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/nalogovyi-uchet-obocoblennyh-podrazdeleniy
  8. Кузева О. Обособленные подразделения [Электронный ресурс] /  О.Кузева // Аудиторско-консалтинговая компания Credere -   Режим доступа: http://www.credere.ru/st1509.asp
  9. Начаркин Д.  Как сдать налоговую отчетность при наличии «обособленцев» [Электронный ресурс] / Д. Начаркин // Бухгалтерия.ru: сайт. - Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n51920
Просмотров работы: 5