ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2012 ГОДУ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2012 ГОДУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская налоговая система известна своей непостоянностью. Специалисты тратят немало времени на отслеживание очередных изменений законодательства. Теперь дошла очередь и до, казалось бы, устоявшегося порядка исчисления НДФЛ.

В настоящее время в России действует налог на доходы физических лиц с плоской 13% ставкой, который был введен в 2001 г. До этого платежи исчисляли по прогрессивной шкале, которая зависела от размера облагаемого совокупного дохода [1].

Владимир Путин, являющийся в тот момент президентом, пообещал, что в таком виде налог просуществует 10 лет. Но информация об изменениях ставки НДФЛ регулярно появляется в прессе. В частности, в начале 2004 г. активно обсуждалось повышение налога до 17%, однако дальнейшего развития эта идея не получила.

Так в 2011 г. в Госдуму был представлен проект федерального закона № 576534-5 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» предусматривающий введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.

Депутаты полагают, что дифференцированная шкала позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку на граждан. В частности, снижение ставки налога для людей с невысокими доходами должно компенсироваться за счет более высокой ставки для состоятельных граждан.

Автор упомянутого выше законопроекта депутат Госдумы Алексей Богаряков подчеркнул, что использование прогрессивной шкалы налогообложения является показателем достаточно высокого уровня экономики. Это подтверждается тем, что в большинстве развитых стран применяется именно прогрессивное налогообложение. Например, в США, Великобритании, Франции,  Дании, Нидерландах.  При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 40-60% в общей сумме налоговых доходов [2].

Опыт большинства стран  свидетельствует, что прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы  и возвращать эти средства в оборот путем создания новых рабочих мест и социальных выплат.

Но опыт экономически развитых стран не является показательным для России, так как основной причиной введения именно единой ставки налога на доходы физических лиц была необходимость легализации доходов граждан в силу большой доли теневого сектора. Так же такая мера должна была обеспечить наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах.

В момент принятия единой ставки налога было незначительное увеличение лиц легализовавших свои доходы и плативших НДФЛ в полном объеме. Но в целом за 10 лет успехи России в этой сфере оказались весьма ограниченными. Введение прогрессивной ставки НДФЛ конечно не решит проблемы легализации доходов, а наоборот осложнит ее. По мнению зампреда комитета РСПП по налоговой политике Сергея Белякова «Действующая плоская шкала налога стимулирует рост зарплат, а прогрессивная шкала будет стимулировать уход зарплат «в тень» и выдачу ее в конвертах». Естественно изменение ставки НДФЛ не окажет на данную ситуацию значительного экономического эффекта, так как для повышения легализации доходов необходимо снижение комплексной налоговой нагрузки на оплату труда. Кроме того решающую роль будет играть неспособность эффективного администрирования налога, что облегчает сокрытие реальных зарплат [3].

С другой стороны введение прогрессивной ставки налогообложения обеспечит высокую экономическую доходность. Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ  в нашей стране едва достигают 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов. 

Но с увеличением доходов бюджета за счет введения прогрессивной ставки налога возникает вопрос перераспределения их между бюджетами субъектов.

Сейчас НДФЛ полностью зачисляется в региональные бюджеты. Но между субъектами федерации существует очень большое различие по уровню доходов на душу населения. Следовательно, введение прогрессивной ставки налога, не сопровождающееся какими-либо изменениями в системе налогообложения, приведет к росту доходов богатых регионов. Кроме того больше доходы будут в столицах и крупных городах, так как НДФЛ зачисляется по месту работы. Что конечно будет способствовать еще большему расслоению территорий. Но как отмечает генеральный директор Центра фискальной политики Галина Курляндская: «Механизма, эффективно перераспределяющего доходы между регионами, пока не существует» [4]. 

Основу перераспределения средств составляют дотации из федерального бюджета. Сейчас на дотациях центра сидят 75% регионов (бюджетная обеспеченность в них ниже среднероссийской). Так их ежегодная потребность в дополнительных финансовых вливаниях составляет не менее 1,9 трлн. руб. Но при существующей динамике цен на нефть федеральный центр вряд ли сможет обеспечить достаточную поддержку.

На основании вышеуказанного Галиной Курляндской было вынесено предложение, прогрессирующую часть налога зачислять не в бюджеты субъектов, а в федеральный бюджет и использовать исключительно на то, чтобы помогать бедным слоям населения. Это помогло бы обеспечить выполнение прогрессивным налогом его перераспределительной функции. 

Наиболее важным и обсуждаемым аспектом введения прогрессивной ставки НДФЛ является обеспечение посредствам нее социальной справедливости.

За последние 20 лет произошло резкое расслоение общества. Если анализировать доходы 10% богатых и 10% бедных, то соотношение  доходов может различаться более чем в 800 раз. «В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества - 10-12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, - отметил директор Центра социально-экономических измерений РАН Алексей Шевяков. - Сегодня мы имеем глубокое социально-экономическое расслоение общества, и корень таких глубоких деформаций находится в области распределительных механизмов» [3].

Одной из целей введения прогрессивной ставки НДФЛ является именно перераспределение доходов населения. За счет увеличения поступлений в бюджет от налогообложения богатых людей будет происходить финансирование социальных программ.

Введение прогрессивной ставки НДФЛ, это несомненный плюс при рассмотрении с позиции высокой экономической доходности. Эта мера обеспечит значительное повышение поступлений в местные бюджеты. Но наряду с этим возникнет ряд проблем:  администрирование налога, перераспределение доходов. Кроме того ее введение повлечет за собой массовое сокрытие доходов, выдачу зарплат «в конвертах», что в дальнейшем отрицательно скажется на формировании пенсий.

Одним из главных плюсов введения прогрессивной ставки НДФЛ отмечают восстановление социальной справедливости. Хотя установление дифференцированных ставок налога для разных слоев населения уже по определению противоречит данному принципу.

Идея социальной справедливости будет реализовываться за счет перераспределения доходов между богатыми и бедными. Налоговая нагрузка на основную часть населения (с заработной платой до 40 000 руб. в месяц) практически не изменится, а вот для людей с более высокими доходами суммы налога существенно вырастут.

Хотя все же бесспорным плюсом введения прогрессивной ставки будет мера предусматривающая освобождение от налогообложения доходов ниже прожиточного минимума, действующего в регионе.

Подобные этому законопроекты уже поступали на рассмотрение Госдумы, но все были отклонены. Предлагаются различные уровни ставок, но на данный момент правительство придерживается мнения, что возвращение к прогрессивной ставке как сказал В.В. Путин не целесообразно и несет в себе много сопутствующих сложностей.

Этот вопрос уже несколько лет остается открытым и окончательное решение не принято. На данный момент как в прессе так и в интернет ресурсах широко распространено мнение, что ситуация скорее всего изменится на прямо противоположную после выборов президента и введение прогрессивной ставки НДФЛ станет возможным в скором будущем [4].

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.01.2011)
  2. В Госдуму внесен законопроект о дифференцированных ставках НДФЛ // Главбух [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/news/12364
  3. Назаров В. 5 доводов против введения прогрессивного подоходного налога [Электронный ресурс] // Forbes. - 2011. - № 84. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/64631
  4. Яшина Г.А. Прогрессивное налогообложение: «за» и «против» // федеральное интернет издание «Капитал страны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/177034
Просмотров работы: 2