ВВЕДЕНИЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВВЕДЕНИЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время наиболее обсуждаемый вопрос - введение единого налога на недвижимость, который заменит собой земельный налог и налог на имущество (физических, юридических лиц). Попытки внесения поправок в законодательство в части, касающейся налога на землю и другую недвижимость, предпринимались еще в 2004 г. [1]. Однако, только с 2012 г. единый налог будет применяться в 12 «пилотных» регионах (Калужская, Тверская, Калининградская области, Краснодарский, Красноярский край, Ростовская область, Башкирия, Татарстан, Нижегородская, Самарская, Иркутская и Кемеровская области), а с 2013 г. будет введен повсеместно. Главное нововведение заключается в том, что теперь налог на недвижимость будет рассчитывать исходя из рыночной (оценочной) стоимости объектов. Данный налог будет полностью поступать в местный бюджет.

 Каковы же плюсы и минусы введения нового налога, является ли это справедливым шагом в развитии налогообложения или просто желанием властей пополнить казну, ссылаясь на зарубежный опыт?

Среди плюсов нами выделяются следующие аспекты:

  • Введение единого налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости, то есть среднестатистическая недвижимость, принадлежащая более чем 80% населения будет облагаться по справедливым ставкам с применением налоговых вычетов. Недвижимость же элитная, которая включает в себя десятки и сотни квадратных метров, возьмёт на себя основное бремя налогообложения, основной налог будет взиматься именно с элитной недвижимости. Кроме того, данный налог является местным и будет поступать именно в доход местного бюджета, и по логике вещей, он должен пойти на благо налогоплательщиков. Власти предполагают, что уже с первых месяцев введения налога будут заметны улучшения в местном самоуправлении.
  • Введение налога на недвижимость, рассчитываемого из рыночной стоимости, может оживить стагнирующий рынок недвижимости, так как поможет вывести на рынок сотни тысяч инвестиционных квартир. У части населения накопились десятки таких квартир, их используют как своеобразный банковский сейф. И во многом именно наличие на рынке такого инвестиционного жилья взвинчивает цены на недвижимость. Если благодаря новому налогу на недвижимость в свободную продажу выйдут тысячи таких квартир, это может снизить средние цены на недвижимость, что станет несомненным благом, так как покупка жилья сейчас доступна лишь 10% населения.
  • Введение единого налога на недвижимость будет удобным для организаций и индивидуальных предпринимателей, так как исчислять и уплачивать сумму налога, предоставлять налоговые декларации нужно будет уже не по двум разным налогам, а по одному [2].

По мнению автора, принятие налога на недвижимость может стать причиной следующих отрицательных аспектов:

  • В настоящее время в проекте о внесении изменений во вторую часть НК №51763-4 установлены пределы налоговой ставки от 0,1% до 1%, однако в перспективе возможно установление верхнего порога в размере 2%. Допустим, стоимость двухкомнатной квартиры в Тюмени общей площадью 70,58 м2 - 3782000 руб., 2% - это 75640  руб. налогов (в дополнение к тому, что уже платится за свет, коммунальные услуги и т.д.). Примерно такую сумму придется платить ежегодно всем, у кого есть в частной собственности подобная недвижимость, а это не такие уж и малые деньги для средних, а тем более для малоимущих слоев населения.
  • Введение единого налога может стать весьма обременительным для собственников квартир в домах старинной постройки. Такие объекты, даже если они находятся не в идеальном состоянии, обычно имеют высокую рыночную стоимость. Также потенциально проблемной выплата нового налога может стать для собственников, не обладающих высоким доходом, но проживающих в элитных домах либо в зданиях, расположенных в «дорогих» районах. В основном это владельцы приватизированных, полученных в наследство квартир, а также загородных домов, купленных в когда-то недорогих, а теперь престижных районах. Скорее всего, они будут вынуждены расставаться с жильем в целях экономии и приобретать недвижимость меньшей площади на окраинах городов. Таким образом, произойдет расслоение городов на районы для очень обеспеченных и малообеспеченных слоев населения.
  • В п.8 Ст.392 проекта сказано, что оценка объектов жилищного фонда, отнесенных в установленном порядке к ветхим, аварийным, не отвечающим санитарным требованиям, будет признаваться равной нулю. Однако нерешенным остается вопрос о том, какое жилье будет признаваться ветхим? Ведь на практике мы зачастую наблюдаем случаи, когда люди проживают в домах, которые находятся в ужасном, не пригодном для жизни состоянии, однако до сих пор не числятся в категории «ветхого жилья» [3].

На основании вышеперечисленного автор может сделать вывод о том, что введение нового налога является неконструктивным решением законодательных органов власти. Необходимо достаточное количество времени чтобы грамотно сформулировать законодательную базу, дабы не возникало впоследствии нерешенных вопросов и проблем. Насколько же  справедливой будет новая система налогообложения и как она ударит по самым незащищенным слоям населения станет известно только с принятием нового налога.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: по состоянию на 15 мая 2011 года. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. - 558 с.
  2. Мурашко О.  Единый налог на недвижимость: что будет? [Электронный ресурс] / О. Мурашко// bn.ru газета: сайт.- Режим доступа: http://www.bn.ru/articles/2011/09/02/85726.html (дата обращения: 28.12.2011).
  3. Петькина Н. По кому ударит введение единого налога на недвижимость [Электронный ресурс]/Н.Петькина// Dom72.ru: сайт. - Режим доступа: http://www.dom72.ru/news/news_3619.html (дата обращения: 26.12.2011).
Просмотров работы: 66