О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГО-ВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГО-ВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.

Основные причины возникновения налоговой задолженности: неспособность работать в условиях рыночной экономики, нежелание платить налоги, несовершенство налоговой системы, нефинансирование государственных заказов, и др.

Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком  (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную, специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы [6].

При этом налоговую задолженность стоит рассматривать как понятие «совокупная задолженность, состоящая из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, взыскиваемая службой судебных приставов; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства [7].

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

По мнению начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Мешкова Р. [6],  механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную (см. рис. 1).

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [5]. Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Методы и инструменты обеспечительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Недостаточно четкая законодательная проработка процедуры применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора [4]. Например, налоговые органы в 2002 - 2009 гг. данную форму обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов фактически не применяли.

Безусловное требование государства - это обязанность платить налоги, которая распространяется на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы - начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [8].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы - принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности:

  • инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему;
  • решение о взыскании за счет имущества путем передачи в службу судебных приставов постановлений налоговых органов, согласно ст. 47 НК РФ, судебных приказов и исполнительных листов;
  • процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Оценим уровень и динамику налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (табл.1).

 

Таблица 1 - Динамика налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (тыс. руб.)*

 

2009

2010

01.11.2011

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего.

в том числе:

4 074 829

4 951 574

3 705 333

- возможная к взысканию задолженность

4 036 630

4 894 807

3 672 072

- урегулированная задолженность

2 288 375

2 102 446

1 591 585

- задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

38 199

  • 73 155

35 536

*Источник: данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод: задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 4074829 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивается на 7 - 8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% [5].

В связи с ростом совокупной задолженности по налоговым обязательствам в бюджет Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Результаты реализации механизма урегулирования налоговой задолженности представлены на рисунках 2 и 3.

Из данных представленных на рисунках видно, что за 2010 г. налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 10221,5 млн. руб. а за 2009 г. - 9732,2 млн. руб. при этом всего погашено по требованиям 3 722,8 млн. руб. и 3363,9 млн. руб. соответственно. Таким образом, эффективность работы по требованиям об уплате налогов в 2010 г. составила 42,9%, а в 2009 г. 40,5%, т.е. эффективность увеличилась.

Налоговыми органами области за 2010 г. направлено инкассовых поручений на 3715,5 млн. руб., а погашено 1046,2 млн. руб., т.е. эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщиков составила 33,4%, что в 1,8 раза ниже данного показателя, сложившегося за 2009 г.

За 2010 г. направлено банкам 60547 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, что на 27,7% меньше, чем за 2009 г.

Также налоговыми органами Тюменской области за 2010 г. вынесено 18054 постановления о взыскании налога за счет имущества должников в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ на общую сумму 2733,6 млн. руб. По количеству данный показатель больше чем за аналогичный период 2009 г. на 30,1%, по сумме - на 36,8%.

Судебными приставами возбуждено 16 826 исполнительных производств на сумму 2864,5 млн. руб. Эффективность исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ на 01.01.2011 г. составила 15,5%. При этом поступления со счетов судебных приставов составляют всего 26,0 млн. руб. или 0,9% от суммы возбужденных исполнительных производств.

Основную сумму поступлений - 403,3 млн. руб. составляет сумма добровольно погашенной задолженности налогоплательщиками после возбуждения исполнительного производства и после произведения ареста имущества.

Таким образом, в результате принятых налоговыми органами за 2010 г. мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц в бюджетную систему РФ поступило 5233,0 млн. руб., что составило 7,1% от суммы поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В сравнении с 01.01.2010 г. сумма погашенной задолженности в целом по области снизилась на 3,1%.

Так, в результате применения уведомительно - предупредительной, обеспечительной и принудительной форм реализации механизма урегулирования налоговой задолженности на 1.01.2011 г. по Тюменской области эффективность взыскания составляет 60,3%. При чем, этот результат на 4,7% ниже эффективности сложившейся на 1.01.2010 г. [10].

Методы и инструменты реализации процесса урегулирования задолженности по налоговым обязательствам  имеют показательное значение и для оценки эффективности деятельности налоговых органов в данном направлении.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности  это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации - телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3824.
  2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2008 г. №137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 41. - Ст. 4849.
  3. О налоговых органах Российской Федерации [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст. 492.
  4. О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц [Текст] : постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - N 2.
  5. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России [Текст] / М.Е. Верстова // Законодательство и экономика. - 2011. - № 3.
  6. Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности [Текст] / Р.А. Мешков // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 11.
  7. Пантюхов О. В. Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов [Текст] : / О. В. Пантюхов // Налоговые споры: теория и практика. - 2011. - № 2.
  8. Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков - организаций [Текст]/ С.А. Тараканов// Российский налоговый курьер, 2010. - № 22.
  9. Цыганков В. В. О взыскании с налогоплательщика налогов и пени по истечении срока давности привлечения к налоговой ответственности [Текст] / В.В. Цыганков // Право и экономика. - 2011. - № 6.
  10. Сводные формы статистической отчетности [Электронный ресурс] : информация подготовлена специалистами УФНС России по Тюменской области. - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru.
Просмотров работы: 39