Построение Таможенного союза и единого экономического пространства - это процесс, основанный, прежде всего, на политических мотивациях, когда государства-участники этих процессов видят в осуществлении своих интеграционных проектов возможность укрепить свой национальный суверенитет, упрочить свою военно-политическую безопасность и сохранить (или даже увеличить) свое влияние в международных отношениях.
И так, чтобы выяснить, насколько важен Таможенный союз для Российской Федерации, проведем анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010 г.
Источник: Составлено автором на основе результатов контрольной работы налоговых органов № 1-НМ
Как видно из диаграммы удельный вес налоговых поступлений на товары, ввозимые на территорию РФ в рамках таможенного союза, от общего количества налоговых поступлений в бюджет РФ, составил 0,9 %. Что сыграло определенную роль для уверенного роста налоговых поступлений в 2010 г.
Если же сравнить общее количество налоговых поступлений по НДС и НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ в рамках ТС (диаграмма 2), то мы видим, что поступления НДС в рамках таможенного союза составляет 1,2 % от общей суммы поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет РФ, что является не маловажным для пополнения федерального бюджета, так как по данным статистики поступления налога на добавленную стоимость выросли в 2010 г. на 13 % по сравнению с 2009 г. [2].
Источник: Составлено автором на основе результатов контрольной работы налоговых органов № 1-НМ [1].
Благодаря Таможенному союзу пополнился не только бюджет РФ, но и бюджет стран участниц. Так, по словам первого заместителя министра по налогам и сборам Белоруссии Сергея Наливайко, основным источником поступлений в бюджет обеспечил налог на добавленную стоимость, который составил более 27%. В целом рост поступлений от НДС связан с увеличением выручки от реализации продукции, ростом товарного импорта из стран Таможенного союза [3].
И так, создание Таможенного союза открывает значительные перспективы для отечественного бизнеса благодаря отмене таможенных границ, внушительному расширению рынка, который увеличится с 16 млн. человек до 170 млн., взаимовыгодным льготам и преференциям [4].
Как показывает международный опыт, создание Таможенного союза является не самоцелью, а лишь одним из этапов на пути дальнейшей интеграции. Устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также и услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее логичным следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создание экономического союза путем введения единой валюты. Но в условиях незавершенности построения общего рынка вопрос введения единой валюты не может быть повесткой сегодняшнего дня, однако и эта перспектива уже становится предметом обсуждений в т.ч. и на правительственном уровне.
На сегодняшний день в рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений, по данным экспертов, позволят России, Беларуси и Казахстану к 2015 г. увеличить ВВП почти на 15%.
Таким образом, налицо положительные стороны в функционировании Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии, который взаимовыгоден трем странам - участникам как по экономическим вопросам таки по вопросам налогообложения, так как снимает многие барьеры и упрощает налоговое администрирование.
Литература