ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РФ, КАЗАХСТАНА И БЕЛОРУССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РФ, КАЗАХСТАНА И БЕЛОРУССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Со вступлением в силу единого таможенного тарифа, начался первый этап работы Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Данное событие произошло в полном соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также планом действий по его созданию, подписанных 6 октября 2007 г. главами государств Белоруссии, России и Казахстана в Душанбе. 6 июля 2010 г. был сформирован Таможенный союз.

Построение Таможенного союза и единого экономического пространства - это процесс, основанный, прежде всего, на политических мотивациях, когда государства-участники этих процессов видят в осуществлении своих интеграционных проектов возможность укрепить свой национальный суверенитет, упрочить свою военно-политическую безопасность и сохранить (или даже увеличить) свое влияние в международных отношениях.

И так, чтобы выяснить, насколько важен Таможенный союз для Российской Федерации, проведем анализ налоговых поступлений  в федеральный бюджет РФ в 2010 г.

Источник: Составлено автором на основе результатов контрольной работы налоговых органов № 1-НМ

Как видно из диаграммы удельный вес налоговых поступлений на товары, ввозимые на территорию РФ в рамках таможенного союза, от общего количества налоговых поступлений в бюджет РФ, составил 0,9 %. Что сыграло определенную роль для уверенного роста налоговых  поступлений в 2010 г.

Если же сравнить общее количество  налоговых поступлений по НДС и НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ в рамках ТС (диаграмма 2), то мы видим, что поступления НДС  в рамках таможенного союза составляет 1,2 % от общей суммы поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет РФ, что является не маловажным для пополнения федерального бюджета, так как по данным статистики поступления налога на добавленную стоимость выросли в 2010 г. на 13 % по сравнению с 2009 г. [2].

Источник: Составлено автором на основе результатов контрольной работы налоговых органов № 1-НМ [1].

Благодаря Таможенному союзу пополнился не только бюджет РФ, но и бюджет стран участниц. Так, по словам первого заместителя министра по налогам и сборам Белоруссии Сергея Наливайко, основным источником поступлений в бюджет обеспечил налог на добавленную стоимость, который составил более 27%. В целом рост поступлений от НДС связан с увеличением выручки от реализации продукции, ростом товарного импорта из стран Таможенного союза [3].

 И так, создание Таможенного союза открывает значительные перспективы для отечественного бизнеса благодаря отмене таможенных границ, внушительному расширению рынка, который увеличится с 16 млн. человек до 170 млн., взаимовыгодным льготам и преференциям [4].

Как показывает международный опыт, создание Таможенного союза является не самоцелью, а лишь одним из этапов на пути дальнейшей интеграции. Устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также и услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее логичным следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создание экономического союза путем введения единой валюты. Но в  условиях незавершенности построения общего рынка вопрос введения единой валюты не может быть повесткой сегодняшнего дня, однако и эта перспектива уже становится предметом обсуждений в т.ч. и на правительственном уровне.

На сегодняшний день в рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений, по данным экспертов, позволят России, Беларуси и Казахстану к 2015 г. увеличить ВВП почти на 15%.

Таким образом, налицо положительные стороны в функционировании Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии, который взаимовыгоден трем странам - участникам как по экономическим вопросам таки по вопросам налогообложения, так как снимает многие барьеры и упрощает налоговое администрирование.

Литература

  1. Отчет о  результатах контрольной работы налоговых органов.- № 1-НМ за 2010 г. [Электронный ресурс] / Сайт: www.nalog.ru - Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/
  2. «Налоговые доходы» бюджета: итоги 2010 года» [Электронный ресурс] / Сайт: b-uchet.ru  - Режим доступа: http://b-uchet.ru/article/114068.php
  3. «НДС и подоходный налог пополнили госказну дополнительными 2 трлн. рублей» [Электронный ресурс] / Сайт: n1.by - Режим доступа: http://n1.by/news/2011/02/08/64837.html
  4. «Что ждать от Таможенного союза?» [Электронный ресурс] / Сайт: www.pkzsk - Режим доступа: http://www.pkzsk.info/?p=819
Просмотров работы: 16