ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономическая состоятельность регионов обычно во многом зависит от поступлений доходов. В Бюджетном кодексе РФ говорится, что в состав доходов бюджетов входят: налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В период реформирования бюджетной системы налоговым доходам  уделяется все большее внимание, поскольку они определяют уровень налогового потенциала территории.

Налоговые доходы являются основным источником поступлений регионального бюджета Тюменской области. Тюменская область занимает лидирующую позицию в экономике страны, в том числе являясь основным каналом поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Данная территория, обладающая развитым нефтегазодобывающим комплексом и транспортной инфраструктурой, продуктивным сельским хозяйством, предоставляющая широкий комплекс различных социальных услуг населению характеризуется и высокими бюджетными доходами.

Бюджет должен обеспечивать финансовую и социальную стабильность, стимулировать развитие промышленности, строительства, торговли и других отраслей, составляющих налоговую базу региона. Он должен быть достаточным для финансирования в полном объёме функций региональных органов власти. Однако, несмотря на постоянное совершенствование налогового законодательства, сегодня ни региональные органы власти, ни органы местного самоуправления не обеспечены источниками собственных доходов.

Налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области. Но следует учесть, что около 30 % всех налоговых поступлений регионального бюджета направляется в федеральный бюджет. В связи с чем доходная часть бюджета Тюменской области имеет значительные потери в части налогов и сборов.

Рассмотрение проблем субъектов РФ через призму налогового законодательства отражает в значительной мере проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов. Органам государственной власти необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности бюджета области.

Проводя анализ, можно заметить, что на долю налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, поступающих по нормативам в областной бюджет и местные бюджеты, приходится более 90% налоговых доходов этих бюджетов (см.  табл. 1).

Таблица 1 - Структура и динамика налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009, 2010  и период с января по июль 2011 гг.*

Показатель

2009 г.

2010 г.

Январь-июль

2011 г.

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма,  млн.руб.

уд. вес, %

Налоговые доходы - всего,в т.ч.:

104193,4

100,0

99282,4

100,0

80073,7

100,0

Федеральные налоги

97828,7

93,9

92026,1

92,7

75366,4

94,1

Региональные налоги

3545,8

3,4

4172,6

4,2

2541,0

3,2

Местные налоги

1040,5

1,0

1124,7

1,1

587,0

0,7

Налоги на совокупный доход

1778,4

1,7

1959,0

1,8

1579,3

1,8

*Источник: Составлено на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

Поступления в бюджет в 2010 г.  составили 99282,4 млн.руб., что  на 4911 млн.руб. меньше по сравнению  с 2009 г.  А в 2011 г.,  за полгода сумма налоговых доходов близка к той сумме, что  составила в целом за 2010 г.  Также данные таблицы свидетельствуют о том, что поступления от федеральных налогов сократились  в 2010 г.  на 5802,6 млн.руб.,  и составили 92026,1 млн.руб. [1]. Что же касается 2011 г., то судя по имеющимся данным за 1 полугодие,  сумма федеральных налогов значительно превысит сумму за прошлый 2010  г. По региональным и местным налогам наблюдается рост поступлений данных доходов в бюджет по отношению к налоговым доходам в целом,  в пределах  от 0,8 до 2%.  По налогам на совокупный доход, если исходить из удельного веса,  поступления повысились, лишь на 0,1%  в 2010 г., и остались на том же уровне в первом полугодии 2011 г.

Рассмотрим данную тенденцию на рисунке 1.

Большую часть поступлений составляют федеральные налоги как в 2009 г., так и в 2010 г. Все остальные налоговые доходы не превышают за эти года сумму в 5000 млн.руб.

Причины роста и уменьшения налоговых доходов по их видам рассмотрим в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ динамики и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2009, 2010 и период с января по июль 2011 гг.*

 

Показатель

 

2009 г.

2010 г.

Январь-июль 2011 г.

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд. вес, %

Доходы - всего, в т.ч.:

125986,1

100,0

145566,6

100,0

103359,2

100

Налоговые доходы - всего, из них:

104193,4

82,7

99282,4

68,2

80073,7

77,5

Налог на прибыль организаций

47141,0

37,4

71525,2

49,1

63201,8

61,2

НДФЛ

15855,4

12,6

17210,3

11,8

10071,4

9,7

Акцизы

2376,9

1,9

2815,0

1,9

1751,6

1,7

НДПИ

32294,0

25,6

36,4

0,1

16,0

0,1

Государственная пошлина

161,4

0,1

439,2

0,3

325,6

0,3

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

946,4

0,8

1065,0

0,7

915,6

0,9

ЕНВД

822,8

0,7

883,2

0,6

651,1

0,6

ЕСХН

9,2

0,1

10,8

0,1

12,6

0,01

Налог на имущество организаций

2898,8

2,3

3390,4

2,3

2288,3

2,2

Транспортный налог

571,8

0,5

795,9

0,6

252,4

0,2

Налог на игорный бизнес

75,1

0,1

(13,7)

(0,1)

0,3

0,1

Налог на имущество физических лиц

146,2

0,1

120,1

0,1

16,5

0,1

Земельный налог

894,4

0,7

1004,6

0,7

570,5

0,6

Прочие доходы

21792,7

17,3

46284,2

31,8

23285,5

22,5

 *Источник: Составлено на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

Поступления от налога на прибыль организаций в 2010 г. составили 71525,2 млн.руб., что намного больше, если сравнивать с 2009 г., когда поступления от данного налога равнялись  47141 млн. руб. По НДФЛ, акцизам и госпошлине  наблюдается положительная тенденция, доходы идут в рост, но, несмотря на это их удельных вес падает по сравнению к общей сумме доходов в целом [1].

Раньше в соответствии с Налоговым кодексом 95% налога на добычу полезных ископаемых направлялись в федеральный бюджет, а 5% - в бюджет региона. Для Тюменской области НДПИ давал чуть ли не треть всех собираемых фискальных сборов. Но с 2010 г. были внесены  изменения в Налоговый кодекс, согласно которым весь НДПИ (100%) теперь поступает федеральный бюджет [2].  В результате бюджет региона потерял чуть  меньше 40 млрд.руб., за счет которых Тюменская область  могла бы  эффективно решать свои социальные проблемы.

Налоги на совокупный доход, включая и ЕНВД, и УСН, и ЕСХН, с каждым годом имеют тенденцию к увеличению доходов  региона.

Для более конкретного рассмотрения обратимся к рис. 2.

Что касается  налога на имущество организаций, то поступления от  данного налога  в 2010 г.  по сравнению с 2009 г. увеличились на 491,6 млн.руб. и составили  3390, 4 млн.руб. Оценивая 1 полугодие 2011 г., видно, что к концу года сумма налога превысит сумму 2010 г.

В связи с тем, что  в ноябре 2010 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, наблюдается снижение доходов от транспортного налога.

Значительное снижение доходов наблюдается и  по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена.

Рассмотрев тенденцию поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что доля налоговых доходов все равно постепенно снижается. Определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет области оказало продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете.

 Проведённый сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет Тюменской области показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц являются основными в налоговых поступлениях бюджета Тюменской области. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей области, тем больше будет величина доходов в местный бюджет.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основ­ными факторами увеличения числа и объёма местных бюджетов.

Литература

  1. Исполнение консолидированных бюджетов [Электронный ресурс] //Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Режим доступа: http://www.tumstat.gks.ru/
  2. Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты [Электронный ресурс] //Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области: сайт. - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/
Просмотров работы: 76