Сравним действующую и предлагаемую редакции п. 1 ст. 217 НК РФ. Действующая редакция: освобождаются от налогообложения «государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам».
А теперь предлагаемая редакция: не подлежат налогообложению «государственные пособия гражданам, имеющим детей, а также ежемесячные компенсационные выплаты, назначаемые и выплачиваемые физическим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие по безработице, социальное пособие на погребение или возмещение стоимости услуг по погребению». Под «государственными пособиями гражданам, имеющим детей» подразумеваются различные пособия по уходу за ребенком.
Где единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка и пособия по беременности и родам? Их нет. Ни в этом пункте, ни в прочих. Т.е. будущие мамы со следующего года будут платить подоходный налог со всех видов выплат, связанных с их родами.
А теперь о демографии. По итогам 2010 г. в России появились на свет 1789,6 тыс., а умерли 2031,0 тыс. человек, таким образом, в прошлом году нас, граждан России, стало меньше на 241,4 тыс. человек. Убыль, которую не покрыла даже с каждым годом возрастающая миграция (в 2010 г. миграционный прирост составил 158,1 тыс. человек): по итогам 2010-го численность населения России уменьшилась на 83,3 тыс. человек. В том числе из-за неэффективных мер государственной поддержки рождаемости. Новые маленькие россияне государству, по-видимому, не нужны [3].
А теперь об экономическом эффекте для правительства и Минфина. Возьмем Федеральный закон № 334-ФЗ от 8 декабря 2010 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» и подсчитаем экономию расходов бюджета. В 2012-м в бюджете Фонда соцстраха на выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланировано 364,7 млн. руб., на выплату пособий по беременности и родам 70,7 млрд. руб., на пособия при рождении ребенка 22,2 млрд. руб. Итого: 93,3 млрд. руб. дефицит Фонда соцстраха, покрываемый из федерального бюджета, в 2012 г. должен составить 68,3 млрд. рублей [2].
Подоходный налог, который со следующего года правительство планирует брать с материнских пособий, принесет в казну (в бюджеты регионов - НДФЛ уже несколько лет полностью поступает в региональные бюджеты) целых 12,1 млрд. руб., или 0,13% доходов федерального бюджета. Соответственно, на 12,1 млрд. руб. можно будет уменьшить межбюджетный трансферт из федерального бюджета.
Для справки: в 2011 г. размеры пособий, с которых планируется брать подходный, составляют: единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медучреждениях в ранние сроки беременности, - 438 руб. 87 коп., единовременное пособие при рождении ребенка - 11 703 руб. 13 коп., пособие по беременности и родам, выплачиваемое, как правило, за 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов - 100% среднемесячного заработка за предшествующие два года, но не более 38 562 руб. в месяц.
Законопроект № 514481-5 поддержали Алтайское краевое Законодательное собрание, администрация Костромской области, Законодательное собрание Ульяновской области и Государственный совет Чувашской Республики.
Мы уже платим НДФЛ с выплат по больничным, со следующего года будем отчислять государству с материнских, на очереди - пенсии и другие социальные выплаты.
Литература