Таким образом, налог на добавленную стоимость играет очень важную роль в формировании доходной части бюджета. Для подтверждения данной позиции проведем сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, администрируемых УФНС России по Тюменской области за 2008-2011 гг. (табл.1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ поступлений НДС, администрируемых УФНС России по Тюменской области за 2008-2011 гг.*
Период |
Поступило НДС в доходы федерального бюджета в тыс. руб. |
2008 г. |
9 145 841 |
2009 г. |
7 478 282 |
2010 г. |
14 102 886 |
11 месяцев 2011 г. |
17 070 800 |
*Источник: Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по форме № 1-НМ, администрируемых УФНС России по Тюменской области [5]
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в целом поступления НДС в бюджет РФ возрастают. В 2009 г. наблюдается сокращение поступлений НДС, это связано с кризисом, который на тот момент существовал в стране.
Между тем рост поступлений по НДС объясняется увеличением начислений по крупным налогоплательщикам, в том числе увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов. По мнению специалистов УФНС России по Тюменской области, положительный тренд роста поступлений в бюджет сохранится. Есть множество факторов, указывающих на это: рост заработной платы и доходов у физических лиц, приход в наш регион некоторых крупных налогоплательщиков, ну и, конечно, посткризисное оживление в различных сферах региональной экономики» [1,с.18].
НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.
Так же рассмотрим динамику НДС в налоговых поступлениях в федеральный бюджет, администрируемых УФНС России по Тюменской области за 2008-2011 гг. (рис.1.).
Представленная на рис.1 информация о налоговых поступлениях, администрируемых УФНС по Тюменской области говорит о том, что наибольшую долю более 50% составляет НДС, так как он поступает в него в полном объёме. Ведущее место среди налоговых поступлений сохраняется за НДС, в том числе НДС на товары, ввезённые на территорию РФ. Однако доля поступлений НДС в Тюменской области сократилась, это связано с кризисом, который произошел в 2009 г.
О налоге на добавленную стоимость принято говорить в превосходной степени. Он является важнейшим для бюджета: на него приходится до 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана с НДС. Для бизнеса НДС, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчётности и мучительной процедуры возврат.
По мнению Пархоменко А.В., НДС можно назвать и самым скандальным налогом [4,с.14]. Жаркие споры о том, как реформировать НДС, длятся несколько лет. Ранее в связи с этим налогом обсуждались в основном две проблемы: высокая ставка и сложность процедуры возврата НДС экспортерам и при капитальном строительстве. В 2004 г. правительство снизило ставку НДС с 20% до 18%, но этого оказалось недостаточно с точки зрения как стимулирования высокотехнологичных производств, так и собираемости налога. Минфин и Минэкономразвития согласились в перспективе снизить ставку до 15-16% при условии отмены льгот. А аппарат правительства, пребывающий в постоянных поисках рычагов ускорения экономического роста, предложил совсем радикальную меру: установить плоскую шкалу НДС на уровне 13%. Идею 13-процентного НДС раскритиковали все: от министра финансов Алексея Кудрина, который предрёк в этом случае бюджетный дефицит, до Всемирного банка, заявившего, что правительство России, таким образом, лишает казну единственного крупного источника доходов, не особенно чувствительного к колебаниям цен на нефть и газ [4, с.14].
В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные - фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также лжеэкспорт, при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит.
Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но, как показывает статистика по НДС, без особого результата. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10-30 млрд. руб. [1, с.19].
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.
Можно отметить, что объективная потребность введения НДС в РФ была обоснована рядом факторов:
Над проблемами НДС думают не только в нашей стране, но и в других. В соответствии с переводом статьи, украинского ученого Виталия Греченко, можно выделить следующие основные преимущества НДС:
Кроме того распространению НДС благоприятствуют унификационные требования ЕС, где необходимым условием для вступления является действующая в стране система НДС. В ЕС есть и другая проблема с НДС. В связи с ростом интеграции каждая из стран сообщества производит все более значительную часть продукции для других стран ЕС. И многие страны-производители очень недовольны, что НДС с их продукции поступает в бюджет другой страны - страны-потребителя. Причём чем больше страна-производитель производит, тем больше налога попадает в бюджеты стран-потребителей.
Но эти преимущества не настолько убедительны, как кажется на первый взгляд, особенно для того периода, когда НДС вводился в налоговую систему [2].
Исходя из позиции Виталия Греченко, рассмотрим недостатки, которые присущи этому налогу:
Из выше изложенного можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость имеет больше недостатков, чем преимуществ.
Махинации вокруг НДС начались сразу после его появления в 1992 г. Одним из самых распространённых способов незаконного изъятия денег из казны стали фиктивные экспортные операции. По действующему законодательству организациям-экспортёрам возмещается НДС, уплаченный ими своим поставщикам внутри страны.
По мнению Ивашова Н.А., отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в три-четыре раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов [3,с.35]. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц, а также единого социального налога. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «вбелую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки [3, с.35].
Теоретически, НДС более прогрессивный и правильный налог, чем налог с продаж, с оборота, или акциз. Каждый контрагент в цепочке производства или продажи платит этот налог только с созданной им добавленной стоимости. Но эта правильная теоретическая модель может работать, только если в стране НДС платят все, и по одной ставке. Если в цепочке контрагентов попадется хотя бы один, имеющий льготы, то часть НДС в бюджет не поступит. Наши законодатели хорошо потрудились в этом направлении, внеся в закон сотню поправок и льгот, создав свободные зоны. Чтобы как-то бороться с этим, сегодня предлагается ввести солидарную ответственность - в цепочке контрагентов честно работающие предприятия должны будут отвечать за тех, кто с помощью льгот или обналички присвоил себе НДС. А уж об огромных затратах по администрированию этого налога даже говорить не приходится.
Так что же делать с НДС? Считаем из всех имеющихся концепции наиболее приоритетными:
По нашему мнению налог на добавленную стоимость только тормозит развитие экономики. Так как зачастую чиновники наполняют не казну, а собственный кошелек при помощи его нелегальных возвратов. Бизнес постоянно находится под угрозой налогового криминала. Упрощение НДС дало бы новый виток в развитии экономики, сократило коррупцию, увеличило сбор налогов по другим статьям, в частности за счет налога с продаж [1,с.22].
Литература