ПЕРСПЕКТИВЫ ОТМЕНЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА: ЗА И ПРОТИВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТМЕНЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА: ЗА И ПРОТИВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идею отмены транспортного налога обсуждают уже не первый год. Такие предложения вносились в 2006, 2009 и 2010 годах. Апеллируя к несправедливости существующей системы начисления транспортного налога, инициаторы изменений предлагали заменить его налогом на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). Проще говоря, заложить налог на дороги в цену бензина, продаваемого на автозаправках. В США, например, транспортный налог много лет собирается именно по такой схеме.

Стоит вспомнить, что в ноябре 2010 года было принято постановление, определившее базовые ставки транспортного налога и позволившее регионам увеличивать или уменьшать их не более чем в 10 раз. Кроме того, документ разрешил отмену налога для автомобилей с двигателями мощностью до 150 л.с. Однако одновременно с этим в России резко выросли акцизы на ГСМ, что косвенно привело к топливному кризису весны 2011 года. Следовательно,  можно уже  сделать вывод к чему приведет это изменение [3].

 Несмотря на многочисленные обещания власти включить транспортный налог в стоимость автомобильного топлива, окончательное решение по данному вопросу остаётся пока неизвестным. Недавно Госдума РФ отклонила соответствующий законопроект [2].

Сторонники  этого законопроекта полагают, что собираемость налога приблизится к 100%, т.к. налог нужно будет собирать с меньшего количества юридических лиц по сравнению с большим числом автомобилистов. Сейчас его собираемость составляет примерно 60%, и государство недополучает 20 млрд. руб.  При включении налога в стоимость топлива налог будет поступать в бюджет того региона и муниципального образования, на территории которого эксплуатируются автомобили, в том числе где они находятся транзитом.  Стоит отметить, что в случае принятия данного законопроекта фактическими плательщиками налога станут  водители транспортных средств, а не лица, на которых зарегистрированы автомобили. Также у  владельцев автомобилей появится стимул для приобретения транспорта с меньшим объёмом двигателя и мощностью как следствие, так называемые «эко» автомобили.  И в этом случае мораль изменений сведется к тому, что платить будут больше те, кто больше ездит.

Противники принятия такого законопроекта уверяют, что с подорожанием топлива увеличится стоимость проезда в общественном автотранспорте, повысится цена и на солярку для машин сельского хозяйства. Возникнет проблема со сбором налога с некоторых транспортных средств, использующих альтернативные виды энергии (трамваев и троллейбусов), а также с самолётов, катеров, снегоходов, гидроциклов и др., на которые налоги сейчас весьма внушительны. Если транспортный налог будет включён в стоимость топлива - с катеров и яхт такие деньги больше не получить [4].

В том числе и президент Дмитрий Медведев выразил своё отрицательное отношение, по вопросу отмены транспортного налога. Сомнения президента касаются социальной справедливости - инвалиды и ветераны утратят свои привилегии в случае осуществления данной реформы, возрастёт нагрузка на аграриев, военных, муниципальные бюджеты.

Противники этого законопроекта приводят и другие аргументы. Они сводятся к тому, что в соответствии с положением п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Однако авторы законодательной инициативы, предлагая изменить объект обложения транспортным налогом, не учли, что операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива уже являются объектом обложения акцизами. Законопроектом предлагается объектом налогообложения признать операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива физическим лицам. Таким образом, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива организациям и индивидуальным предпринимателям, транспортный налог уплачиваться не будет, что породит схемы уклонения от налогообложения (физические лица будут приобретать бензин и дизельное топливо для личного потребления под видом индивидуальных предпринимателей) [3].

Необходимо отметить, что по итогам 2010 года в бюджет поступили акцизы на нефтепродукты в размере 166, 4 миллиарда рублей, а транспортный налог с юридических и физических лиц пополнил бюджет на 75,6 миллиарда, т.е. можно сделать вывод, что поступления от транспортного налога сопоставимы с поступлениями акцизов.

Повышение акцизов, которое  повлечет рост на нефтепродукты, затем приведет к увеличению цен на весь объем потребляемых товаров, так как транспортная составляющая присутствует в цене в обязательном порядке.

В настоящее время Правительство производит расчеты возможных потерь для бюджетов от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также того, каким образом данное решение может отразиться на потребителях [4].

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 405-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2000. -  № 32. - Ст. 3340; Российская газета. - 2011.
  2. О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй  Налогового кодекса Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации  от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №30. - С.3598
  3. Камара С. Транспортный налог сливают в бензин [Электронный ресурс] / С. Камара // Газета.ru: сайт. - Режим доступа:  http://www.gazeta.ru/financial/2010/05/28/3375969.shtml (дата обращения: 09.01.2012)
  4. ФНС: Отмена транспортного налога повысит акцизы на нефтепродукты [Электронный ресурс]  //  Российская газета: сайт. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/14/fns-anons.html (дата обращения: 20.12.2011)
Просмотров работы: 47