ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Научные достижения и уровень технического развития в последние десятилетия все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности страны и степень обеспечения национальной безопасности. Эти факторы, в первую очередь, связаны с возросшей ролью науки в экономическом прогрессе. Развитие производства приобрело инновационный характер. Однако, стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ в России производится не в полной мере. В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике.

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой академической науки и задачами производства. В целом, роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам [1, с. 47]:

  • государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
  • фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Кроме этого, инновационная деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности [6].

К прямым методам экономического контроля относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.   

Косвенные методы являются более эффективными и значимыми. Сама суть косвенных методов заключается в формировании внешних, общественных условий формирования инновационной деятельности. Представляются три основных вида: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Наиболее продуктивным является налоговое стимулирование.

Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли народного хозяйства и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления.

Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами или налоговых платежей. Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части дохода, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и прочего.

Существенным минусом является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер.

Поэтому помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера.    

В развитых странах при создании ОЭЗ ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а потому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы. Имея в виду, что в числе основных инструментов государственного регулирования ОЭЗ в России налоговые и таможенные преференции стоят на третьем месте (после государственной поддержки создания инфра - структуры на территориях ОЭЗ и введения упрощенного режима администрирования), можно сделать вывод о том, что мы пошли по пути развивающихся стран [2].

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность [3, с. 87]:

  • предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
  • уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
  • «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
  • льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
  • снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
  • связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
  • льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли па сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ к другим инновационным организациям;
  • вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
  • зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Уровень налоговых льгот в РФ существенно не дотягивает до уровня зарубежных стран - ни по количественным, ни по качественным показателям.     Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2011 г. увеличена ставка страховых платежей в социальные фонды с 26 до 34%, это является очень тяжелым моментом для инновационных компаний [7].   

К проблематике налогового стимулирования инновационной деятельности в России так же можно отнести следующее:

  1. При совершенствовании налогового механизма следует учитывать низкую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, снижение на 10-15 %). Нужны сильнодействующие экономические стимулы.
  2. Проводимая налоговая и таможенная политика не стимулируют экспорт наукоемкой продукции отечественных товаропроизводителей, и сдерживает иностранных инвесторов, желающих вкладывать средства в технологическое обновление российских и совместных предприятий.
  3. Недостаточными являются права органов государственной власти региона в проведении самостоятельной налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
  4. Для предприятий России необходим особенный подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Низкие налоговые ставки оказывают большое стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшую - в государственном. В рамках действующего механизма у предприятий ощущается недостаточная заинтересованность в использовании прибыли на цели капиталовложений. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание комплексного подхода к формированию налоговой политики в отношении предприятий инновационного типа, в том числе и полное освобождение от всех видов налогов и платежей на период их становления.                                   

Государство должно стимулировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты.

Система стимулирования должна способствовать активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

Высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.

Литература

  1. Бочаров А.В. Шмелев Ю.М. Государственная инновационная политика - формирование национальной инновационной системы [Текст] / А.В.Бочаров, Ю.М. Шмелев // Инновации. - 2003. - №2. - С. 47-53.
  2. Гордеева О.В. Особые экономические зоны: налоговый аспект [Текст] / О.В. Гордеева // Финансы. -2009. - № 7. - С. 21-23.
  3. Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом [Текст] / Л.И. Леонтьев // Инновации. -  2003. - №4. -  С. 85-90.
  4. Мазур Е.П., Смирнов Я.В. Инновационная корпоративная культура и факторы организационно-управленческой эффективности [Текст] / Е.П. Мазур, Я.В. Смирнов // Инновации. - 2003. - №1. - С. 69-73.
  5. В России введут новые налоги [Электронный ресурс]: URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/16029/
  6. Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/68442
Просмотров работы: 376