ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЗА СЧЁТ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЗА СЧЁТ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая понятие доход с позиции экономической теории, под ним понимают следующее: материальные блага, вся совокупность денежных средств, которыми обладает социальная группа, семья, человек, государство в целом, или другой рыночный объект в определённый промежуток времени. Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [3, с.56].

У государства есть способность предоставлять и осуществлять перераспределение общественных благ, которыми оно располагает, а количество благ напрямую зависит от доходов, которые поступают в бюджет РФ. Любое государство без доходов становится бессильным, т.е. теряет политико-экономическую сущность и власть, так как именно способность управлять имеющимися доходами делает государственную власть реальной и эффективной.

Аккумулируя все налоги в бюджетном фонде, государство затем  в процессе перераспределения финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества в целом, а также отдельного индивида. Средства из бюджета расходуются на здравоохранение, культуру и искусство, государственное управление, правоохранительную деятельность, образование, инвестиционную деятельность в областях промышленности и многое другое. Необходимо отметить, что именно за счёт налоговых поступлений государство удовлетворяет потребности своих граждан. Неудивительно ведь, доля налоговых поступлений составляет от 70% до 90% всех доходов государства. Именно поэтому налоговые поступления имеют очень большое значение для формирования бюджета, чем меньше налогов поступает в федеральные, региональные, местные бюджеты, тем меньше доходы на развитие страны и на удовлетворение потребностей граждан. Для анализа и прогноза налоговых поступлений, как правило, используют не совокупное поступление всех налогов, а их поступления по отдельным видам. Данный подход позволяет произвести общую оценку наполняемости бюджета, проанализировать эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы [1, с.23].

Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с формированием доходной части бюджета, за счёт налоговых поступлений относятся следующие проблемы:

  1. Органами федерального казначейства осуществляется учёт поступлений в федеральный бюджет и контроль за использованием этих средств. Те средства, которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда, когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках средств на лицевых счетах по учёту доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.
  2. Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства.
  3. Остатки средств федерального бюджета, находящиеся на лицевых счетах органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.
  4. Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Причём такие правонарушения приобретают массовый характер. Опасность таких правонарушений заключается в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации [5, с.78].

Для эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей,  а также сохранности, обеспечения централизованного учёта поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета необходимо оптимизировать  потоки движения средств федерального бюджета и сосредоточить их на едином казначейском счёте (ЕКС). Он  открывается в учреждениях Банка России и представляет собой счёт Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета [7, с.47].

5. Действия налогоплательщиков по сути направленные на уклонение от уплаты налогов со стороны судебной системы признаются законными. Происходит это потому, что в налоговом законодательстве существуют пробелы, которые помогают уклониться от уплаты налогов. При этом никто не может сказать и оценить размер потерянной налоговой базы. Для этого необходимо ввести принцип сохранения налоговой базы. Данный принцип будет основан на том, что при невозможности организации - плательщика надлежащим образом исполнять обязанности по уплате налогов со сформированной налоговой базы, государством могут быть предъявлены требования на уплату обязанным лицам, например, исполнительному органу организации. Таким образом, будет достигнута самая главная цель - это невозможность уклонения от уплаты налогов физическими лицами, фактически осуществляющими свою предпринимательскую деятельность посредством создания организаций [2, с.17].

Целесообразно установить такой порядок, чтобы все обязанные лица до погашения всей суммы задолженности не имели право занимать руководящие посты в любых юридических лицах, создавать новые юридические лица и покупать доли или акции.

Также одной из негативных сторон налоговой системы является ориентация на косвенные методы налогообложения. Косвенные налоги занимают около 70% поступлений в бюджет. К таким налогам относятся налоги, включаемые в цены реализуемых товаров и продукции, а также в тарифы на услуги и работы, выступающие в качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в свою очередь, повышение указанных цен и усиление инфляционных процессов. Косвенные налоги выполняют в основном фискальную функцию, т.е. являются более надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку плательщиками косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы, прежде всего, наименее обеспеченной части населения [4, с. 51].

Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне. Необходимо  заметить, что оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей, соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ и услуг, что, в конечном счёте, влечет за собой сокращение налоговых поступлений.

Косвенные налоги также отрицательно влияют на  финансовое состояние предприятий, так как они являются конечными плательщиками этих налогов. В связи с этим данные предприятия часто уходят в сферу теневой экономики, и бюджет не получает от них никаких доходов [6, с.82].

Недостатком налоговой системы в РФ является так же тот факт, что доходы государственного бюджета формируются не столько за счёт налогов от природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и других прямых налогов, сколько за счёт налогов на потребителя и на труд. Так, например, природные ресурсы в стоимости производимого ВВП дают 13% налоговых поступлений, за счёт труда в свою очередь создается 8% национального богатства, это дает 2/3 собираемости всех налогов. Для сравнения фонд  оплаты труда облагается налогом в размере 43%: 13% составляет НДФЛ и 30% - взносы во внебюджетные фонды.

Таким образом, выходом из сложившейся ситуации может  стать  снижение  налоговых ставок. Однако следует повысить при этом штрафные санкции за уклонение или неуплату налогов. Сделать это нужно таким образом, чтобы платить налоги стало выгоднее, чем уклониться от налога и заплатить санкции которые в два или три раза выше налогов. Понизив ставки налогов, необходимо отменить некоторые льготы, что позволит увеличить доходы. Создав такие условия, доходы государства будут гораздо выше, чем на сегодняшний день, и это положительно скажется на доходной части бюджета.

Литература

  1. Альвианская Н.В. Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования [Текст] / Н.В. Альвинская // Финансы: №9. - 2011. - С. 23.
  2. Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем России [Текст] / Ю.М. Артемов // Финансы: №11. - 2011. - С.17.
  3. Пономаренко А. Е. О бюджетно - налоговой политике [Текст] / Е.А. Пономаренко // Экономист.- № 11. - 2010. - С.56.
  4. Самохвалов А. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики [Текст] / А. Самохвалов, Б. Куникаев // Финансист. - № 3. - 2011. - С.51.
  5. Сорокина Е.Л. Налоговая система России [Текст] / Е.Л. Сорокина // ЭКО. - №3. - 2008. - С.78.
  6. Химичева Н.И. Налоговое право [Текст]: Учебник. М.:, 2009. - 82 с.
  7. Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги [Текст]: учеб. пособие для вузов. М., 2010. - 47с.
Просмотров работы: 262