ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА И КАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА И КАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определение видов автомототранспортных средств и отнесение к категории грузовых или легковых автомобилей на практике является весьма сложным вопросом. Это связано с тем, что НК РФ не установлены правила разграничения транспортных средств на легковые, грузовые и автобусы, и нет ссылки на какой-либо документ, классифицирующий виды транспорта [1]. В связи с этим возникает множество споров, разрешаемых в судебном порядке.

В своей книге «Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами» М.А. Пархачева, Е.Л.Шаронова считают, что оценка состава транспортных средств должна осуществляться с помощью Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 [3, с.28].

МНС РФ в «Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ», утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003г. № БГ-3-21/177 [2], при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей предписывает руководствоваться:

  1. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359;
  2. Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.

На практике отнесение транспортных средств к категории легковых, грузовых и автобусов осуществляется с помощью:

  1. данных, содержащихся в паспортах технических средств;
  2. разъяснений завода-изготовителя;
  3. отраслевой нормали ОН 025 270-66;
  4. Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).

Нередко такие документы противоречат друг другу. Судебная практика в разных регионах по этому вопросу также весьма противоречива. Так, в Постановлении Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2009 №А60-18774/05-СВ указано, что критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, а именно перевозка грузов. Довод налогового органа относительно применения «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждено руководителями Министерства транспорта РФ и департамента материально-технического и социального обеспечения МНС РФ 09-29.04.2003 г., постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», «Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств», утвержденное приказом МВД РФ от 30.06.1997 г. № 399, «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утверждено Приказом МВД РФ от 27.01.2003 г. № 59 судом не принимается, поскольку указанные правовые акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, регулирующим вопросы налогообложения транспортных средств.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2005 г. № Ф04-813/2005 (8899-А27-33) говорится, что «исходя из правовой природы транспортного налога, как налога установленного для образования финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети, автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог), автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу - «другие самоходные транспортные средства» [4]. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, проанализировав положения гл. 28 НК РФ, Закон Тюменской области № 93 от 19.11.2002 «О транспортном налоге», Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), по вопросу определения категории транспортного средства, изложил свою позицию в Постановлении от 27.07.2005 г. № Ф04-4776/2005 (13333-А81-33). Суд считает, что в целях налогообложения при исчислении транспортного налога законодатель за основу принял определение категории транспортного средства, понятие которого отсутствует в налоговом законодательстве. Данное понятие определено Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), согласно которой транспортные средства делятся на категории: А, В, С, Д, Е. В соответствии с Конвенцией, категория транспортных средств В включает в себя как легковые, так и грузовые автомобили. В то же время, Закон Тюменской области № 93 не устанавливает ставки налога в зависимости от категорий транспортных средств (А, В, С, Д, Е). Не содержат такой классификации транспортных средств в целях налогообложения и другие нормы законодательства РФ о налогах и сборах. Таким образом, по мнению суда, Конвенция о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.) не является нормативным актом, классифицирующим транспортные средства в целях налогообложения [4].

В то же время Приказом МНС РФ от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177 утверждены «Методические рекомендации по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ», в п. 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).  Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177 не относится к законодательству о налогах и сборах, так как он не дополняет и не изменяет данное законодательство, не устанавливает новых прав и обязанностей налогоплательщиков, но в силу п. 2 ст. 4 НК РФ он является обязательным для налогового органа.

Суд считает, что не следует принимать во внимание при определении категории транспортных средств Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства - ПТС (в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.93 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств», «Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств», утверждено Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 г. № 399/388/195 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 07.12.1996 1445»).

Наличие неопределенности в формулировках статей НК РФ приводит к большому количеству судебных разбирательств, часто решения выносятся не в пользу налоговых органов.

Итак, вид и категория транспортного средства прямо указаны в паспорте транспортного средства - ПТС, там чётко прописано легковой этот автомобиль, грузовой или автобус. Именно этим документом и следует пользоваться при определении вида транспортного средства.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: с изм. и доп. на 1 января 2012 г. [Текст]: - М.: Эскимо, 2012. - 954 с.
  2. Исполнение областного бюджета за 2010 г. [Текст]: закон Тюменской области от 07.07.2011 г. № 20 // Тюменская область сегодня. - 2011. - № 7. - С. 5.
  3. Пархачева М. А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами [Текст]: учебное пособие / М.А. Пархачева, Е.Л. Шаронова - СПб.: Питер, 2009. - 154 с.
  4. Закон Тюменской области от 19.11.2002г. №93 (по состоянию на 25.02.2009 г.) [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы России. - Режим доступа: http: // http://www.nalog.ru/.
Просмотров работы: 17