ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, из каждого правила есть свои исключения. В налоговом законодательстве такими исключениями выступают налоговые льготы. Что же такое «налоговая льгота»?

В соответствии со статьёй 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Данная работа основывается на рассмотрении льгот на примере транспортного налога в Тюменской области. Льготы по транспортному налогу имеют очень большое значение:  это элемент налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя по данному налогу на законном основании. Полное отсутствие льготирования либо недостаточное его осуществление при действующих высоких ставках налога создают предпосылки для уклонения от  уплаты указанного налога.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Кроме того, необходимо отметить, что любая льгота имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести последствия, которые она несёт для налогоплательщиков:

  1. более полное удовлетворение их интересов;
  2. возможность повысить их благосостояние;
  3. социальная защита слоёв населения, которые нуждаются в предоставлении льготы по транспортному налогу (например, пенсионеры и инвалиды).

Что касается минусов, то здесь следует отметить последствия, которые льгота несёт для соответствующего бюджета: это уменьшение доходов от сбора указанного налога.

При этом основная цель налоговых льгот всё же заключается в согласовании интересов налогоплательщика и региона. Данный момент ещё раз подчёркивает важность льготирования.

Далее следует наглядно рассмотреть положительные и отрицательные последствия предоставления льгот по транспортному налогу в Тюменской области.

Пример: Некий гражданин - пенсионер имеет в собственности легковой автомобиль с мощностью двигателя 148 л.с., грузовой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с., трактор (гусеничный ход) с мощностью двигателя 81 л.с., мотоцикл с мощностью двигателя 18 л.с. и моторную лодку с мощностью мотора 8 л.с.

Т.к. Законом Тюменской области от 19 ноября 2002г. №93 «О транспортном налоге» освобождаются от уплаты налога физические лица - владельцы: легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно; мотоциклов отечественного производства и производства СНГ; моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л.с. - то вышеуказанный гражданин не будет уплачивать налог по данным основаниям. Кроме того, для пенсионеров, владеющих грузовыми автомобилями и самоходными транспортными средствами, машинами и механизмами на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, установлена ставка налога в размере 1/5 ставок, предусмотренных Законом. Льготная ставка может быть использована каждым налогоплательщиком только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в данном случае равна 2475 руб. (1/5*25*90 = 450 руб. - за грузовой автомобиль; 81*25 = 2025 руб. - за трактор).

Плюсы от предоставления льготы в данном случае очевидны для налогоплательщика.

Теперь рассчитаем сумму транспортного налога, которая могла быть уплачена, приняв во внимание тот факт, если бы такая льгота не предоставлялась. В данном случае сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, была бы равна 8947 руб.:

  1. 148*30 = 4440 руб. - за легковой автомобиль;
  2. 90*25 = 2250 руб. - за грузовой автомобиль;
  3. 81*25 = 2025 руб. - за трактор;
  4. 18*4 = 72 руб. - за мотоцикл;
  5. 8*20 = 160 руб. - за моторную лодку.

Если же рассмотреть ситуацию в масштабе региона, то сумма недополученных средств от транспортного налога в бюджет увеличивается. Но, однако, стоит помнить о том, что была увеличена ставка акциза на бензин, так что вопрос о недополучении средств в бюджет становится относительным.

Исходя из приведённых выше расчётов, можно сделать вывод, что всё же важно учитывать интересы налогоплательщика и региона. Так как тем самым достигается равновесие между налоговым бременем, которое падает на налогоплательщика и необходимыми поступлениями в бюджет.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 29.11.2010 № 313-ФЗ). -М.: Эксмо, 2011. - 400 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2010 г. - М.: Эксмо, 2011. - 800 с.
  3. Закон Тюменской области «О транспортном налоге» от 19 нояб. 2002г. №93 [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена АО «Консультант Плюс». -  Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Просмотров работы: 593