Коммерческая концессия: франчайзинг - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Коммерческая концессия: франчайзинг

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие рыночной экономики предполагает усовершенствование различных форм предпринимательства. В последних Посланиях Президента России, большой акцент делается на проблемы становления и развитие малого бизнеса.

 Учитывая сложность организации собственного бизнеса традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности.

В последнее время, начало появляться огромное количество предприятий, работающих под брендами известных зарубежных и отечественных компаний.

Одной из сравнительно новой модели предпринимательской деятельности явился франчайзинг. В настоящее время, франчайзинг, является одним из самых действенных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Франшизирование даёт возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франшизирования, становятся более конкурентоспособными на рынке.

Целью данной работы является изучение отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых операций.

Франшиза представляет собой особый договор между покупателем и продавцом, в результате которого, покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) позволяется  продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Таким образом, франчайзи получает готовое предприятие. В этом и состоит основная привлекательность франшизирования. Франшиза представляет собой контролируемое взаимоотношение между франшизером и франчайзи, благодаря которому, вся информация, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за плату. Франчайзи не создаёт предприятия с «нуля», а за определённую плату он освобождается от необходимости дорогостоящих процедур, таких как: создание стратегии маркетинга с акцентом на рекламу; обучение работников и подготовка в области управления; создание дизайна магазина и закупка оборудования; поиск поставщиков и проведение закупок по заниженным ценам.

Также, от франшизирования, выигрывает не только франчайзи, но и франшизер, который получает средства от франчайзи, практические не прилагая усилий. Именно поэтому такие предприятия, как «Баскин-Роббинс», «Adidas» стали крупнейшими предприятиями за столь короткий промежуток времени. Помимо возможности быстрого расширения, франшизирование позволяет франшизеру осваивать новые рынки в других странах.

Предприятию-франшизеру требуется меньшее число управляющих, следовательно затраты на заработную плату и проблемы с персоналом сокращаются. Помимо этого, франчайзи имеют более сильную мотивацию, чем наемные руководящие сотрудники компании.

Как предсказывает Международная франчайзинговая ассоциация довольно скоро франчайзинговые предприятия будет преобладать в торговле. Сейчас они занимают весьма сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени в производстве.

Сейчас франчайзинг проникает в большинство отраслей экономики. Франшизы существуют в различных областях, таких как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, кафе и персональные компьютеры. Франшизирование проникло даже в сферы таких услуг, как оздоровительные центры и фитнесс центры.

Франшизирование часто оказывается кратчайшим путем к успеху для предпринимателя. Показание соотношения банкротств является достаточно низким. Так, например, в США всего 4% всех франшизированных предприятий прекратили свое существование. Однако, как показывает опыт, что франшиза отнюдь не является бесспорным путем к успеху.

Отношения между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от характера и правовой природы франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную или неисключительную, дающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети франчайзера.

В зависимости от содержания франчайзингового пакета выделяется несколько видов франчайзинга: производственный; товарный сервисный; франчайзинг бизнес-формата.

Производственный франчайзинг представляет собой передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Этот вид франчайзинга представлен в производстве напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга.

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды франчайзеру.

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения.

Наиболее перспективным на сегодняшний день видом франшизирования является франчайзинг бизнес-формата. В этих условиях, франчайзер, помимо прав на использование товарного знака, передает франчайзи выработанную модель организации и ведения бизнеса. В результате чего, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы

По мнению экспертов,  на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата составляет около 75%, от общего количества франчайзинговых соглашений США.

Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.

В мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.

Соединенные Штаты Америки отличаются наиболее высоким уровнем развития специ­ального франчайзингового законодательства, что связано с бога­тым опытом франчайзинга в этой стране. США впервые дано законодательное определение франчайзингу.

Франшизирование исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.

Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя.

Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство и  крайняя ограниченность знаний в области франшизирования не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Просмотров работы: 3