РОЛЬ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА В МАЛОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА В МАЛОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Бизнес инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Основной целью Бизнес-инкубатора является: создание и поддержка (инкубация) малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Цели создания Бизнес-икубатора :

  • развитие экономики города;
  • развитие высоких инновационных технологий в России;
  • развитие малого бизнеса инновационной направленности, обеспечение благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности для малых предприятий-производителей;
  • налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом;
  • стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм;
  • создание новых рабочих мест.

Бизнес-инкубатор предназначен для коммерциализации научных разработок от «идеи» до начала производства и первых успешных продаж.

Бизнес-инкубатор имеет смешанное назначение:

  • инновационное;
  • производственное (помещения предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность, но без осуществления в них промышленной деятельности).

Специализация Бизнес-инкубатора - не менее 85% субъектов малого предпринимательства, размещенных в Бизнес-инкубаторе, должны осуществлять свою деятельность в сфере инноваций и высоких технологий.

Задачами Бизнес-инкубатора являются:

  • стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах;
  • содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства;
  • привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства инновационной направленности;
  • отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в Бизнес-инкубаторе и заключение с ними соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве;
  • комплексное и квалифицированное обслуживание субъектов малого предпринимательства на различных этапах развития;
  • оказание консультационной помощи начинающим малым предприятиям по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам;
  • осуществление консалтингового сопровождения и трансфера инновационных технологий и продукции Арендаторов бизнес-инкубатора;
  • участие в оказании государственной поддержки инновационных проектов Арендаторов бизнес-инкубатора;
  • взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями, в том числе рискового финансирования инновационных проектов;
  • формирование информационно - аналитической базы данных о развитии предприятий инновационной направленности для проведения консультационных работ с субъектами малого предпринимательства, размещаемыми в Бизнес-инкубаторе;
  • обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам.

Роль и значение бизнес инкубаторов в инновационной сфере можно понять при определении выполняемых функций.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

1) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки:

осязаемая- это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг;

неосязаемая- это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники;

2) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;

3) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт.

Перечень потребностей и услуг наиболее часто востребованных отечественными малыми предприятиями в порядке их значимости:

  • бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
  • доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
  • проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;
  • регистрация, создание команды предприятий и других организационных услуг;
  • оказание юридических консультаций и правовой защиты;
  • предоставление помещений офисного и производственного характера;
  • доступ к научному потенциалу;
  • предоставление социально-бытовых услуг;
  • предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

Инкубатор устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых организаций, основу которых составляют:

  • технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект;
  • предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;
  • потенциал менеджмента организации - опыт и качество лидера организации;
  • наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;
  • потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции - наличие емкого и перспективного рынка;
  • создание рабочих мест в регионе - в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков, как самостоятельная организация. В этом случае между данными организационными структурами можно выделить следующие различия:

  1. инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
  2. инкубаторы поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности;
  3. инкубаторы не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими фирмами;
  4. политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Между инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию. Отечественные инкубаторы, как правило, создаются в составе технопарков и являются первой фазой их развития. Такой подход в целом упрощает организационный проект создания технопарка в специфических условиях отечественной экономики.

В условиях современного состояния российской экономики материально-техническую базу российских инкубаторов составляют отраслевые научно-исследовательские и технологические институты, переживающие нелегкие времена. Создание и реализация нового организационно-экономического механизма взаимодействия крупной и малой фирм обеспечивают гармонию интересов организаций науки, предпринимательских структур и в то же время позволяют успешно решать все задачи, традиционно решаемые с помощью «классических» технопарков.

В бизнес - инкубаторе субъектам малого предпринимательства на условиях аренды предоставляются изолированные нежилые помещения офисного типа - отдельные кабинеты и/или отдельное рабочее место в кабинете. Каждое предоставляемое нежилое помещение оснащено мебелью, каждое рабочее место оборудовано оргтехникой и обеспечено доступом к внутригородской телефонной связи и интернет-каналом (выделенной линией).

Отдел управления бизнес - инкубатором берет на себя решение всех организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала бизнес - инкубатора, а также через сеть исполнителей услуг.

Общество оказывает размещенным в бизнес - инкубаторе субъектам малого предпринимательства следующие услуги:

Услуги по обеспечению инфраструктурой:

  • предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес - инкубатора оборудованных мебелью и оргтехникой;
  • предоставление в пользование Арендаторам бизнес - инкубатора переговорной комнаты и зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий, оргтехники для коллективного доступа;
  • осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес - инкубатора;
  • организация внутренней связи (АТС);
  • подключение к сети Интернет арендаторов бизнес - инкубатора по выделенной линии.

Услуги управления, бухгалтерские, юридические:

  • методологическая и организационная помощь в получении кредитов и банковских гарантий;
  • поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;
  • поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);
  • привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий;
  • централизованная бухгалтерия для арендаторов бизнес-инкубатора;
  • подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц.

Консультационные услуги по вопросам:

  • налогообложения;
  • бухгалтерского учета;
  • кредитования;
  • правовой защиты и развития предприятия;
  • бизнес-планирования;
  • повышения квалификации и обучения

Информационные услуги:

  • доступ к информационным базам данных;
  • помощь в проведении маркетинговых исследований;
  • приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированной печатной продукции);
  • информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий;
  • предоставление заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве;
  • повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Офисные, маркетинговые, рекламные, полиграфические услуги:

  • почтово-секретарские услуги;
  • маркетинговые и рекламные услуги;
  • подготовка электронных документов, презентаций;
  • копирование, печать на лазерном и цветном принтерах;
  • ламинирование и фольгирование, переплет пружинами, брошюровка;
  • цифровая фотосъемка и сканирование изображений.

Условия доступа Арендаторов бизнес - инкубатора, к оказываемым услугам, основываются на принципе равенства всех субъектов малого предпринимательства, прошедших конкурсный отбор. Ни одному из Арендаторов бизнес - инкубатора не могут быть созданы преимущественные условия доступа к оказываемым услугам.

Итак, бизнес-инкубатор - это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.

Основной целью бизнес- инкубатора является: создание и поддержка (инкубация) малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Главная задача бизнес- инкубатора- создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность.

Как правило, бизнес - инкубаторы сдают в аренду своим клиентам офисные и производственные помещения. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офисные - 20 -30 кв. м. Концепция бизнес - инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше.

Наряду со льготными условиями аренды помещений, особенностью бизнес - инкубаторов является также сервисное обслуживание начинающих предпринимателей.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Болотов А. Анализ эффективности инновационной деятельности // Трендер. - 2006. - № 11. С. 10-12.
  2. Брагина Е. «Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации»//МЭ и МО. - 2008. -  №4.
  3. Дежина Н. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. - 2005. - № 3. С. 53-59.
  4. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 5. - С. 8 - 16.
  5. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. - М.: 2007.-174 с.
  6. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 343 с.
  7. Инновационный менеджмент / Под ред. О.П. Молчановой. - М.: 2006. - 260 с.
  8. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: 2007. - 343 с.
  9. Инновационный менеджмент: уч.пособие / Под ред. д.э.н.проф. Оголевой Л.Н. - М.:ИНФРА М, 2002.
  10. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005г., - 208 с.
  11. Каваленко Г., Быков А., Семенова Г. «Российские предприниматели в инновационном бизнесе»// Вопросы экономики. - 2008. - № 7. - с.56.
  12. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. 2-е изд., доп. -  М.: Изд. РДЛ, 2005г., -  352 с.
  13. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 446 с.
  14. Основы инновационного менеджмента. Учеб. пособ. / Под ред. Завлина П.Н.,- М.: Экономика, 2008г., - 74с.
  15. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 518 с.
  16. Семенова А. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики. - 2005. - № 11. С. 145-149.
  17. Сошникова Е.А. «О развитии бизнес - инкубаторов в России»// Бизнес - предложения. - 2007. - № 3.
  18.  Разгильдяев А.В. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности России//Финансовый менеджмент.-2006.-№9.-С.127-137.
  19. Твисс Б. «Управление научно-техническими нововведениями»//Москва. - 2007. - №6. - с.25.
  20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 624 с.
  21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: 2007. - 400 с.
  22. Фролов В.М., Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. - Пенза: 2006. - 189 с.
  23. http://www.bishelp.ru/
  24. http://www.start-business.ru/
Просмотров работы: 274