Особенную важность приобретают инновационные проекты именно в случае фирм, находящихся на стадии входа в какую-либо отрасль, т.к. в настоящее время вход в отрасль - сложный процесс преодоления барьеров, возведенных вследствие присутствия в отрасли конкурирующих компаний. Сделать возможным внедрение в здоровую конкуренцию нового предприятия позволяет реализация различного рода инноваций. Однако известно, что характерными чертами инновационных проектов являются высокий уровень риска, большие затраты и большая отдача. Уровень затрат на разработку и реализацию инновационных проектов является непосильным для компаний, находящихся на стадии создания и становления. Поэтому такие предприятия стоят перед необходимостью поиска источника финансирования, что в условиях России- задача сложная, а если речь идет об инвестировании инновационных проектов, реализуемых компаниями, не имеющими репутации на рынке, то подобная задача представляется абсолютно неразрешимой. Этим обуславливается актуальность данной темы.
Понятие «риск» в современной литературе не является установившимся и однозначным. Риск представляет собой сложную экономическую управленческую категорию, при определении которой используются следующие подходы:
определение риска с позиций возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, т.е. определение риска как вероятностной категории
Исходя из объективной природы риска, факторы риска (политические, экономические, финансовые и т.д.) в основном существуют независимо от воли или желания отдельных субъектов предпринимательства. Как правило, на объективные факторы риска субъект предпринимательства или не может оказывать какое-либо воздействие, или может, но очень ограниченное. Опасность получения неблагоприятного результата появляется тогда, когда субъект предпринимательства, принимающий то или иное решение, «вторгается» в область объективных факторов риска. В результате возникает область рисковых решений, т.е. область решений с неясным результатом (ситуация риска).
В связи с данными рассуждениями можно дать следующее определение риска. Риск - возможность (опасность) наступления такого события, в результате которого субъект, принявший решение, теряет полностью или частично свои ресурсы, недополучает ожидаемый доход или несет дополнительные материальные и финансовые расходы [14,c. 130]. Oпределение риска предполагает, что риск возникает тогда, когда решение принимается при наличии нескольких альтернатив.
Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций, поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы.
В зависимости от степени завершенности исследований и характера результатов НИОКР инновационные проекты делятся на следующие категории.
Проекты, связанные с продвижением готового инновационного продукта, - наиболее привлекательны для инвестиций. Более рискованными проектами являются проекты, ориентированные на продвижение новой технологии. Для таких проектов сложнее разработать маркетинговую концепцию. Наибольшие проблемы с финансированием возникают по проектам с незавершенной стадией НИР и незавершенной стадией поисковых исследований. При проведении поисковых исследований возможны отрицательный результат, который может быть следствием неверного направления исследований, ошибочной постановки задачи, ошибок в расчетах. При проведении НИОКР иногда наблюдаются ошибки в оценке сроков их завершения; нарушения стандартов и требований сертификации; получении непатентоспособного результата.
Риск инновационных проектов - неопределенность, зависящая от принятых решений, реализация которых происходит только с течением времени.
Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты зависят от капиталовложений в отдельные отрасли, предприятия, производства.
В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решения и др. Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать причины этого, в связи с чем необходима классификация факторов риска невостребованности продукции. Цель такой классификации:
Риск невостребованности продукции - это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и реализующего продукцию.
Время возникновения риска невостребованности продукции тесно связано с ее жизненным циклом. На каждом этапе существуют специфические причины возникновения риска, методы сбора информации, способы избежания риска. Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла продукции производится экономико-статистический анализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия.
По времени обнаружения риска невостребованности продукции выделяют три периода:
Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в периоде, предшествующем производству, когда предприятие еще не понесло производственные затраты.
Таким образом, экономический риск - это вероятность потерь, возникающих при принятии и реализации экономических решений. Экономические риски связаны прежде всего с финансированием проекта. Они могут возникнуть по причине ошибочного планирования и оценок. Главным следствием таких рисков является изменение общепроектных затрат. Причины возникновения бывают разными, например внешние влияния (политические потрясения, местное законодательство и т.д., а также внутренние факторы; ошибки менеджмента).
Инновационный проект - это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного инновационного продукта. Проект включает формы управления инновационной деятельностью, процесс ее осуществления и комплект документов, который обосновывает и характеризует эти мероприятия.
Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управление инновационной деятельностью представляет собой систему взаимосвязанных действий, обусловленных сроками, ресурсами, исполнителями и направленных на достижение конкретных целей.
Инновационный процесс включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению и распространению инноваций. Комплект документов содержит различного рода техническую, финансовую и расчетную документацию, необходимую для реализации инноваций. Таким образом, инновационный проект можно определить как комплекс взаимосвязанных программ, обеспечивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели, согласованных по ресурсам, срокам, исполнителям и документально оформленных.
Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях осуществления, они не застрахованы от появления в любой момент более перспективной новинки. Даже успешно прошедшие стадию внедрения в производство проекты могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.
Инновационные проекты подразделяются на исследовательские и венчурные (рисковые).
Исследовательские проекты связаны с новыми идеями и направлены на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, экономическое и политическое значение. Такие проекты обладают высокой степенью риска и неопределенностью экономического эффекта, поэтому в своем большинстве финансируются за счет государственного бюджета.
Венчурные проекты связаны с разработкой и внедрением нового продукта или технологии, созданием предприятий и реализацией других крупных и дорогостоящих разработок/
Так как выполнение инновационных проектов связано с риском и неопределенностью, обязательно рассматриваются различные варианты реализации проекта. По каждому из них разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров.
В период реализации проекта под воздействием внешних и внутренних факторов может возникать необходимость изменения расчетных плановых параметров проекта. Решение об этом принимается на основе осуществляемого контроля за реализацией проекта. Проводимый контроль позволяет сравнить достигнутые результаты с запланированными, выявить отклонения, прогнозировать последствия сложившейся ситуации и осуществить корректирующие действия.
Управление инновационными проектами отличается от управления обычными инвестиционными лишь тем, что требует более глубокой оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможным включением этапа венчурного финансирования.
Чтобы принять обоснованное решение, определить объем необходимых инвестиций, необходимо экономическое обоснование - бизнес-план, где описываются основные аспекты будущей инновационной программы, анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также возможные способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции. Содержание бизнес-плана зависит от характера проекта - относится ли он к сфере услуг или к производственной сфере, в любом случае он должен давать полное представление о проекте.
Анализ инновационных проектов имеет свои особенности. Нельзя ограничиваться стандартными методиками, нужно сочетать качественные и количественные методы со сравнительным анализом факторных моделей. Поэтому применяются как стандартные подходы финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные методы моделирования, результаты прогнозирования научно-исследовательских разработок, оценка жизнеспособности проекта.
Знание методов воздействия на риск позволяет понять их применимость в конкретной ситуации, дает возможность сформировать в рамках реализации инновационного проекта оптимальный пакет методов воздействия на риск с учетом индивидуальных особенностей организации.
Рассмотрим некоторые методы управления рисками инновационных проектов.
Одним из методов воздействия на предсказуемость риска инновационного проекта является метод наращивания информационного покрытия, в котором предсказуемость риска обеспечивается получением дополнительной информации об изучаемом объекте. Однако при реализации инновационного проекта его применение ограничено, т.к. сбор информации связан с затратой дополнительных средств и времени, которых у предприятия не бывает в избытке. Во-вторых, об инновационном риске иногда невозможно получить полную достоверную информацию.
Методы защиты и активного воздействия на риск - опережающая защита объекта, патентование, устранение технических неполадок, обучение персонала, маркетинговая подготовка рынка к восприятию новинки.
Воздействовать на канал передачи риска можно как устранением канала, так и его защитой. При таких действиях риск-менеджер снижает вероятность рисковой ситуации только для себя, так как не действует на сам источник риска.
Динамические методы адаптивны и позволяют внутренне перестроить механизмы и параметры воздействия в зависимости от изменения характеристик профиля риска проекта. Например - заключение договоров с существенными оговорками, предоставляющими возможность разных действий участников в зависимости от состояния ряда условленных параметров. Внутренним механизмом может стать резервирование средств, объем которого организация может достаточно свободно уменьшать или увеличивать.
Статические методы базируются на первично оцененной информации - страхование объекта, при котором объект, подлежащий страхованию, подвергается оценке только один раз в течение действия договора страхования, непосредственно в момент его заключения.
Кроме того, применяются превентивные методы, которые пытаются создать условия, чтобы опасность не сбылась. Репрессивные же методы целят обеспечить своевременное и адекватное покрытие ущерба, принесенного свершившимся риском. Используются также экспресс-методы, которые позволяют снизить ущерб до малого.Типичным репрессивным методом будет, например, перестраховка страхового риска, не влияющая на условия страхового договора и первичный страхуемый объект.
По масштабу воздействия методы риск-менеджмента можно подразделить на спектральные и точечные.
Точечные методы директивно воздействуют на избранный риск или объект. Примерами такого метода могут служить защита конкретного здания от огня путем использования огнезащитных материалов в его конструкции или патентование ноу-хау, обеспечивающее юридическую защиту инновации. К спектральным относятся все методы, направленные на совокупность рисков. Пример - переход на полиномные отношения с поставщиками сырья, что обеспечивает защиту от недопоставок сырья и удорожания проекта из-за возможного завышения цен монопольным поставщиком.
Применение прямых методов влияет только на конкретно выбранный объект, а косвенные методы влияют еще и на ряд сопутствующих рисков.
Систематические методы требуют применения на протяжении всего времени реализации проекта. К таким методам относятся страхование,
Разовые методы требуют такой же реализации и не зависят от времени жизни рисковой ситуации. Кразовым методом относится как удаление работника, чья квалификация не соответствует уровню инновационного проекта, так и замена партнера или какой-либо другой составляющей инновационного проекта.
Применение рассмотренных методов управления рисками инновационных проектов позволяют снизить вероятность возникновения неблагоприятного результата и минимизировать возможные потери.
Знание методов воздействия на риск позволяет понять их применимость в конкретной ситуации, дает возможность сформировать в рамках реализации инновационного проекта оптимальный пакет методов воздействия на риск с учетом индивидуальных особенностей организации.