РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОГО ТИПА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОГО ТИПА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении десятилетий на отечественных предприятиях господствовал технократический подход к хозяйствованию, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика была прерогативой государственных органов и идеологических механизмов. Руководители предприятий не имели достаточных полномочий для подчинения кадровой работы интересам производства. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности.

Традиционная модель управления организацией в командно-административной системе была ориентирована на действия вышестоящих органов и предполагала:

  • стабильное функционирование и «вечное» существование предприятия;
  • жесткое построение внутренних структур и выполнение предписанных функций;
  • производство плановой продукции;
  • гарантированный сбыт при относительно сложном получении дополнительных ресурсов.

Традиционная система управления персоналом, основываясь на вышеназванных положениях управления организацией, в основном, осуществляла учетные функции и не отвечала за эффективное использование труда и развитие кадров.

При централизованной системе управления фонд заработной платы являлся частью национального дохода, ежегодно предусматриваемой в бюджете отдельной строкой. В руках государства находились все рычаги управления оплатой труда: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, различных доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. За расходованием планового фонда заработной платы был установлен жесткий контроль. В случае отступления от правительственного типового положения об оплате труда, за нарушение сроков выплат заработной платы, перерасход денежных средств руководитель предприятия нес персональную ответственность.

Внутренняя структура организаций характеризовалась наличием многочисленных технических и конструкторских подразделений, развитых подразделений снабжения, крупных подразделений социальной и бытовой сфер и незаметных финансовых и экономических служб.

Между тем, исследователи и практики свидетельствуют, что традиционный управленческий инструментарий становится все менее эффективным. Это обусловлено тем, что производственная и коммерческая деятельность все более усложняется, и предприятия для своего выживания и развития должны искать методы адаптации к изменениям среды. К выявленным недостаткам линейно-функциональной структуры управления предприятием (когда соблюдается принцип единоначалия и функционального разделения труда) относятся:

  1. несоответствие полномочий и ответственности, прав и обязанностей, контроля и исполнения;
  2. трудность или невозможность полной и достоверной оценки действий функциональной службы или должностного лица с общественных позиций;
  3. ограничения в реализации принципа единоначалия, ставящие сам принцип под сомнение;
  4. преобладание текущих, оперативных вопросов, имеющих безотлагательный характер и легче формируемых, над перспективными и стратегическими вследствие излишней концентрации полномочий на верхнем уровне управления.

Итак, текущие трудности современных предприятий во многом связаны с неэффективным управлением: сохранилась высокая концентрация полномочий по принятию решений у руководства, отсутствует долгосрочная стратегия в отношении персонала, сохраняется агрессивная политика менеджмента по отношению к рабочим и профсоюзам.

Предприятия, где все предложения, решаемые, как правило, в функциональных отделах, должны передаваться на вышестоящий уровень, т.е. иметь решение только через центральный аппарат - не редкость. Фактически многие вопросы решает сам руководитель по принципу подчиненности «директор - функциональные отделы» и «функциональные отделы - управление предприятием»; разобщенность структурных подразделений аппарата управления, вызываемая тем, что их работа направлена на выполнение определенной функции, не достигает общей цели с определенными конечными результатами.

Недостатки управления в традиционной структуре связаны с тем, что в существующих организациях, в основном, указаны вертикальные связи, а горизонтальные между структурами затруднены и официально «не прописаны». Для решения этой проблемы используется блочный подход проектирования организационной структуры управления в организациях с учетом не только вертикальных, но и горизонтальных связей. Блок-центр горизонтальных связей наделяется комплексом координирующих задач и функций, который, наряду с организацией производства или торговли, может выполнять задачи по совершенствованию управления производством или торговлей и вместе с информационно-вычислительной службой составляют блок-центр горизонтальных связей, находящийся в прямом подчинении директора предприятия. Такой подход создает дополнительные объемы работ для руководителя организации, поскольку расширяет сферу контроля и тем самым усложняет его деятельность.

В начале 90-х годов централизованное регулирование оплаты труда практически было упразднено, предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Предоставление предприятиям права самостоятельно устанавливать системы и размеры оплаты труда было оправданным решением, так как в условиях рыночной экономики они стали полностью отвечать за свое финансово-экономическое положение, в том числе и за социальную защиту своих сотрудников. Многие руководители предприятий делают только первые шаги на пути реформирования оплаты труда на принципах цены рабочей силы, складывающейся на рынке труда. Для развития этого процесса потребовалось новое законодательство - Трудовой кодекс РФ, адаптированный к рыночной экономике. Но до сих пор в некоторых отраслях не разработаны нормы труда, учитывающие новые рыночные реалии.

Поскольку задачи приватизации были неясны, изменения организационно-правовой формы предприятий незначительно повлияли на внутреннюю организационную структуру управления: общее собрание акционеров чаще подтверждало передачу управленческих функций прежним руководителям под именем исполнительной дирекции или совета директоров.

Так, до настоящего времени во многих организациях отделы кадров структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими службами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом, что отражено в типичной структуре управления.

Каждое подразделение решает самостоятельно или совместно с другими подразделениями задачи по управлению персоналом. При этом ряд задач в таких организациях вообще не учитывается. В их числе, например, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале. Таким образом, отделы кадров не являются координирующим центром кадровой работы в организации. Поэтому они не отвечают требованиям кадровой политики, их деятельность в основном ограничивается решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Структура отделов кадров, их качественный состав не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики.

Традиционная модель управления персоналом в условиях рыночной экономики, не справляющаяся с задачами конкурентной борьбы во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы, сегодня подвергается резкому изменению. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, временные рамки по приему на работу сокращаются (краткосрочные контракты, банкротство предприятий, сезонные работы), материальное поощрение работников жестко увязывается с получаемой прибылью. Становится превалирующей точка зрения, что решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим необходимо создавать новые структуры управления, основными чертами которых являются:

  1. ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в системе производства;
  2. непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации;
  3. гибкость организации труда;
  4. делегирование ответственности сверху вниз;
  5. партнерские отношения между участниками производства;
  6. новая организационная культура, ориентированная на работников.

Конкретное место и роль подразделений - носителей функций управления персоналом - в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя (этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности, определяемых позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе). В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным.

Вариант 1. Структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию, то есть выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках штабного подразделения функциональной подсистемы (администрирование).

Вариант 2. Структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации. Такая структура приемлема в небольших организациях на начальных этапах развития, когда руководство четко не определило статус кадровой службы.

Вариант 3. Структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем в тех случаях, когда руководитель пытается поднять статус кадровой службы.

Вариант 4. Организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией. Этот вариант является наиболее типичным для развитых организаций. Подсистема управления персоналом является равнозначной подсистемой в ряду остальных подсистем управления.

Примером крупной организации может служить организационная структура управления человеческими ресурсами в компании «3М» (рис. 5). При немногочисленности персонала в организации выполнение функций системы управления персоналом может быть поручено конкретному специалисту, а не подразделению. Хотя состав функций остается прежним, меняется только трудоемкость их выполнения.

Следует отметить, что принцип централизованной службы персонала может быть нарушен при продуктовом типе построения организационной структуры, а также при дальнейшем структурировании внутренних подразделений системы управления персоналом. Наиболее характерным примером является выделение промежуточных подразделений в отделах обучения персонала.

При складывающейся сегодня в России ситуации в сфере занятости населения, реформирований предприятий возникают все новые и новые вопросы и решения, связанные с управлением кадровым составом персонала предприятия. Отдел кадров на предприятии обладает функциональной и организационной функцией. Так, в функциональном отношении отдел кадров занимается:

1. определением стратегии предприятия. Формированием управления персоналом на предприятии, учитывается стратегия деятельности предприятия, которую выбрал руководитель;

2. планированием потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

3. привлечением, отбором и оценкой персонала. Для привлечения, отбора и оценки кадров осуществляются следующие мероприятия:

А) оптимизируется соотношение внутреннего (перемещения внутри предприятия) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;

Б) разрабатываются критерии отбора персонала;

В) распределяются новые работники по рабочим местам;

4) повышением квалификации персонала и его переподготовкой. В целях повышения квалификации персонала и его переподготовки отдел кадров осуществляет:

А) планирование мер по обеспечению уровня квалификации своих работников;

Б) выбор формы обучения работников при повышении квалификации;

В) работу по организации повышения квалификации и переподготовки персонала на предприятии;

Г) определение принципов, форм и сроков аттестации кадров;

5) системой продвижения по службе (управлением карьерой);

6) освобождением персонала (увольнением), в данном случае отдел кадров должен осуществлять:

А) анализ причин высвобождения персонала;

Б) выбор вариантов высвобождения персонала;

В) обеспечение социальных гарантий увольняющимся работникам предприятия;

7) построением и организацией работ, в том числе и определением рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда. Отдел кадров для выполнения данной функции должен:

А) определять содержание работ на каждом рабочем месте;

Б) стремиться к созданию более благоприятных условий труда;

В) проводить оперативный контроль за работой персонала;

Г) осуществлять краткосрочное планирование профессионально-квалификационного развития персонала;

8) заработной платой и социальными услугами. Отдел кадров должен разрабатывать и внедрять системы заработной платы, определять особенности оплаты труда отдельных категорий работников, занятых на предприятии;

9) управлением затратами на персонал. При выполнении данной функции отдел кадров должен прежде всего планировать затраты на персонал.

В организационном же отношении отдел кадров занимается обеспечением нормальной трудовой деятельности всех работников и всех структурных подразделений на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.

Итак, какую же систему управления персоналом необходимо предпринять в современных условиях. В первую очередь, это должна быть не только кадровая служба, но и система включающая:

  • оформление и учет кадров
  • формирование условий  труда - качественные условия труда - элемент современной жизни
  • новые трудовые отношения - этика деловых отношений. Если нет сотрудничества, уважения, то работа становится просто не вообразима. По приходу на работу человек должен ознакомиться с философией предприятия-наёмщика.
  • развитие социальной инфраструктуры - социальная поддержка каждого (отдых, дополнительные отпуска)
  • маркетинг персонала
  • анализ и развитие средств стимулирования труда. Кадровые службы должны отслеживать, что делают на других предприятиях, дабы люди не ушли туда, где больше зарплата и лучше условия труда за туже самую работу
  • юридические и психологические консультации - оценка профориентации.

Исходя из будущей кадровой службы, ключевые роли в системе управления персоналом будут играть:

  • кадровые стратегии
  • организация работы кадровых подразделений (разработка кадровых структур)
  • кадровые технологии - люди компетентные в специальных и профессиональных знаниях
  • кадровые инноваторы - разработчики всевозможных инвестиционных проектов. Но в управлении персоналом, как и в любой другой науке бесконечно применять новшества нельзя.
  • исполнитель - тот человек, который будет осуществлять оперативную кадровую политику, его девизом является скрупулезность
  • кадровый консультант - человек, с панорамным видением мира и преимуществ предприятия. Обычно это немолодые люди.

Для того чтобы модель управления персоналом была более эффективной, она должна определяться своим стилем управления (он должен быть обобщен. То есть либо демократический, либо автократический), модель мотивации (кнут или пряник), подход к компетенции, организация зарплаты, повышение квалификации, создание социальной программы, традиции корпоративной культуры (где каждый себя чувствует частью предприятия) и идеей, которая будет лежать в основе всего управления.

Кадровое планирование - анализ и определение потребности в персонале для обеспечения достижения целей организации.

Планирование процесса отбора опирается на кадровое планирование, основная задача которого состоит в определении потребностей организации в человеческих ресурсах как краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Причины необходимости планирования персонала:

  • сотрудники с необходимыми знаниями и способностями не всегда находятся в распоряжении предприятия;
  • излишний персонал не может все время эффективно применяться на предприятии.

Поэтому планирование персонала включает в себя два аспекта:

  • разработку мероприятий по привлечению на предприятие специалистов необходимой квалификации;
  • разработку мероприятий по развитию, сохранению, использованию и высвобождению персонала.

С временной точки зрения планирование персонала можно рассматривать в трех временных уровнях:

краткосрочное, которое распространяется на период не более одного года;

среднесрочное, при котором имеются планы на интервал от одного до пяти лет;

долгосрочное, включающее планы, охватывающие более чем пятилетний период.

Краткосрочное планирование занимается преимущественно применением персонала, в то время как средне- и долгосрочное планирование в большей степени занимаются его привлечением, развитием и высвобождением. При возрастании временного периода равным образом возрастает и неопределенность планирования. Поэтому долгосрочное планирование будет содержать только грубые данные, допускающие возможность строить все более детальные планы при уменьшении временного периода.

Временные перспективы планирования персонала состоят в тесной связи с дифференцированием стратегических, тактических и оперативных видов планирования персонала.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочный период и имеет далеко идущие последствия. Оно осуществляется на верхнем уровне управления организацией и является частью стратегических планов предприятия. Тактическое планирование определяется ходом реализации стратегических планов, преобразовывая их в подробные документы, служащие основой практической деятельности. Осуществляется тактическое планирование руководителями как высшего, так и среднего звена управления.

Планирование персонала осуществляется как в интересах предприятия, так и в интересах сотрудников, поскольку для предприятия важно иметь нужное количество работников необходимой квалификации в нужном месте и в нужное время, а для сотрудников важно иметь представление о собственном будущем на предприятии либо за его пределами [2, 66-78].

Основой для планирования персонала является его фактический состав, который не является постоянным. Изменения состава персонала можно рассматривать с двух сторон:

во-первых, по характеру изменений их можно разделить на поступления, оттоки и перемещения;

во-вторых, по субъекту инициирования изменений их можно разделить на:

  • автономные, которые инициируются самим персоналом;
  • инициируемые руководством предприятия.

Планирование персонала включает в себя следующие аспекты:

  • определение потребности в персонале в разрезе специальностей и квалификации;
  • планирование набора персонала;
  • планирование высвобождения персонала;
  • планирование использования персонала;
  • планирование развития персонала;
  • планирование затрат на персонал.

В планировании набора персонала можно выделить четыре подраздела.

Планирование найма персонала, когда решаются вопросы выбора способов набора (при помощи объявлений, найм в образовательных учреждениях, путем переманивания сотрудников других предприятий), размещения рекламы об имеющихся вакансиях, использования средств привлечения новых сотрудников (деньги, хорошие условия работы, возможности для карьеры), условия работы и оплаты.

Планирование выбора из претендентов, когда определяются критерии, которым должны удовлетворять кандидаты на вакантные должности.

Планирование принятия на работу, когда решаются вопросы условий и правил принятия на работу новых сотрудников. Планирование адаптации сотрудников, когда определяются способы интеграция новых работников в производственные группы и в само предприятие.

Целью планирования высвобождения персонала является установление и своевременное или опережающее уменьшение работников предприятия. Этот аспект планирования приобретает наибольшее значение во времена экономической стагнации, когда на предприятии появляются излишки рабочей силы.

В планировании высвобождения персонала можно выделить два вида мероприятий:

  • мероприятия, позволяющие не уменьшать количество работников (например, путем снижения сверхурочных работ, прекращения принятия на работу, запрещения внутреннего совместительства);
  • мероприятия, направленные на снижение количества сотрудников. При этом выделяют реактивное и опережающее высвобождение персонала.

Реактивное высвобождение персонала применяется лишь в том случае, когда необходимо в течение короткого промежутка времени избавиться от излишков рабочей силы. Обычно это порождает большую социальную напряженность на предприятии и свидетельствует о плохой кадровой работе.

Целью планирования развития персонала является определение мероприятий, с помощью которых сотрудники предприятия готовятся к будущему. Исходными элементами этого планирования являются:

  • знания и умения сотрудников;
  • задачи, которые сотрудники должны будут решать в будущем и которые определяют будущие требования к сотрудникам;
  • потребности личностного роста сотрудников и их стремление соответствовать новым требованиям.

Все мероприятия, проводящиеся в рамках планирования развития персонала, должны быть нацелены на упразднение дефицита знаний и навыков сотрудников.

В планировании развития персонала можно выделить следующие аспекты:

  • планирование образования;
  • планирование карьеры.

Планирование образования персонала включает в себя мероприятия по подготовке:

  1. обучения сотрудников предприятия на рабочем месте;
  2. обучения сотрудников вне рабочего места внутри организации;
  3. обучения сотрудников вне организации;
  4. самообразования работников.

Наряду с другими видами издержек затраты на персонал приобретают для предприятий все больший вес. Это обусловлено следующими факторами:

  • увеличивающейся несбалансированностью производительности труда и затрат на персонал;
  • новыми технологиями, которые требуют более квалифицированного и соответственно более "дорогого" персонала;
  • непроизводственными факторами, влияющими на затраты на персонал.

Основными статьями затрат на персонал, которые необходимо учитывать при планировании, являются:

  • a) основная и дополнительная заработная плата;
  • b) социальные выплаты;
  • c) отчисления на социальное страхование;
  • d) расходы на служебные командировки и разъезды;
  • e) расходы на подготовку, повышение квалификации и переподготовку персонала;
  • f) расходы, связанные с охраной, и приобретением спецодежды.

Основой планирования набора персонала является потребность в персонале. Политика предприятия в области персонала, которая определяет приоритеты руководителей при наборе персонала (предпочтение внутреннего продвижения и переквалификации перед внешним набором или предпочтение при наборе людей, периодически повышающих квалификацию путем различного обучения). При планировании набора персонала необходимо определить количество человек каждой профессиональной категории, которые должны быть наняты на работу к определенному сроку.

Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это не может быть ни одномерная модель, описывающая достаточно простой вид деятельности, ни абстрактная модель, служащая обобщением свойств целого класса родственных деятельностей. Это должна быть модель сложноорганизованной деятельности, включающей в качестве элементов другие виды деятельности. Поэтому модель компетентности менеджера по персоналу представляет собой много ролевой профессиональный профиль.

При построении много ролевого профессионального профиля менеджера по персоналу необходимо идентифицировать:

  1. сохраняющиеся и предвидимые в будущем тенденции (в организации бизнеса, промышленности, рыночной среде, технике и технологии), которые способны существенным образом повлиять на функциональные характеристики деятельности менеджера по персоналу;
  2. множество ключевых "зон ответственности" менеджера по персоналу;
  3. наиболее важные задачи и результаты работы с точки зрения самого менеджера по персоналу;
  4. критерии эффективности его деятельности для каждой ключевой функции;
  5. конструируемый блок основных способностей и других умений и навыков, необходимых для выполнения каждой ключевой функции и достижения результата деятельности менеджера по персоналу;
  6. специфичное для деятельности менеджера по персоналу поведение, в котором проявляется его компетентность.

Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии менеджера по персоналу.

  1. "Кадровый стратег" - член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).
  2. "Руководитель службы управления персоналом" - организатор работы кадровых подразделений.
  3. "Кадровый технолог" - разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).
  4. "Кадровый инноватор" - руководитель, лидер-разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.
  5. "Исполнитель" - специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.
  6. "Кадровый консультант" (внешний или внутренний) - профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала;

Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей менеджера по персоналу. Эти 11 ключевых областей компетентности были объединены в три группы.

Личная порядочность

  1. Этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
  2. Добросовестность - высокие требования к результатам своей работы.
  3. Рассудительность - способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

Целеустремленность и продуктивность

  1. Результативность - ориентация на конечный результат.
  2. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
  3. Преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
  4. Уверенность в себе - готовность и умение решать неординарные задачи.

Навыки командной работы

  1. Командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
  2. Контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
  3. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
  4. Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность про ранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):

  1. Этичность.
  2. Коммуникабельность.
  3. Умение слушать.
  4. Контактность.
  5. Командная ориентация.
  6. Добросовестность.
  7. Рассудительность.
  8. Результативность.
  9. Настойчивость.
  10. Уверенность в себе.
  11. Преданность организации и деловая ориентация.

Именно такими качествами должен обладать высококвалифицированный специалист.

Литература

  1.  Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2007. - 532 с.
  2. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: Эксмо, 2009. -218с.
  3. Ермалович Л.Г. Управление персоналом: учеб.-метод. комплекс /. -Мн.: ГИ УСТ БГУ, 2005. - с. 66-78.
  4. Журнал «Кадры предприятия» №11 //2003 статья Т.И. Овчинникова, 2005-23с
  5. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2007.-170с.
  6.  Кхол Й. Эффективность управленческих решений. // М.: Прогресс,1978-239с
  7. Магура М.И. «Поиск и отбор персонала» -М.: Управлении персоналом, 2004. - с.19-22.
  8. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.-398с.
  9. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
  10. Официальные сайты ОАО Газпром http://www.gazprom-neft.ru/, http://www.gazprom.ru/
  11.  Поршнева А.Г., З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.Управление организацией.//М.: ИНФРА-М, 2007. -367с
  12. Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2009.-416 с.
  13. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). - М.: Экзамен, 2009. - 637 с.
  14. Управление персоналом. Словарь-справочник/Под ред. Пенно Е.К. -М.: Эксмо, 2008. -490с.
  15. Федосеев В.Н., Капустин С.Н., Управление персоналом организации. - М.: Экзамен, 2008 - 368 с.
  16. Хингуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2009. - 240 с.
  17. Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. - М.: Высшая школа, 2009. -365с.
  18. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2007. - 572 c.
  19.  Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: Основные понятия и принципы: Курс лекций. - М.: Наука, 2007.-189с.
  20.  Щекин Г. Профессия - менеджер по кадрам. - М.: Дело, 2000-136с.
Просмотров работы: 296