СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Являясь, прежде всего, инструментом деятельности обучающегося и преподавателя, средства справочно-информационного обеспечения реализуют также в учебном процессе по различным дисциплинам информативную, развивающую и частично управляющую функции обучающего.

Применительно к  проблеме изучения иностранных языков, согласно исследованиям специалистов по компьютерной лингводидактике, отмечается большой дидактический потенциал справочно-информационных систем, которые рассматриваются наряду с экспертными системами в качестве наиболее перспективных компьютерных средств, возможности которых еще не полностью реализованы применительно к процессу обучения языкам.

К средствам справочно-информационного обеспечения учебного процесса по иностранным языкам относятся программы, основанные на базах данных (БД), среди которых можно выделить:

  • электронные энциклопедии,
  • автоматические словари,
  • тезаурусы,
  • различные автоматизированные справочно-информационные системы по отдельным отраслям знаний.

Указанные средства реализуются в виде автономных систем и компьютерных программ или в виде отдельных модулей в составе КОП, а в зависимости от характера содержащейся в них информации могут быть универсальными либо специализированными.

В качестве носителей информации для автономных программ типа базы данных используются преимущественно компакт диски (CD-ROM), позволяющие хранить большое количество видео, аудио и текстовой информации, что обеспечивает возможности их использования в практике преподавания иностранного языка для формирования не только языковой, но и лингвострановедческой, а также социокультурной компетенции, реализуя, помимо практической, образовательные и развивающие цели обучения иностранного языка.

Основой справочно-информационного обеспечения учебного процесса по иностранному языку являются специализированные учебные электронные словари.  Учебные электронные словари включают в себе собственно базу данных, программы формирование базы данных и диалоговый интерпретатор запросов к ней. Они различаются по объему и способу организации словаря, по объему и составу словарные статей, по режиму ведения диалога с пользователем и формам запроса информации. Специфическим отличием электронного словаря учебного назначения является его ориентация на обучение определенному виду речевой деятельности или аспекту языка, а также на конкретный уровень языковой компетенции учащихся.

Наиболее ярко преимущества использование электронных словарей проявляются в процессе обучения чтению и переводу. Например, при чтении оригинального аутентичного текста учащийся вынужден многократно обращаться к двуязычному словарю, что отнимает много времени и приводит нарушению самого процесса чтения из-за необходимости осуществления регрессивных операций и совершения действий неречевого характера. При работе с автоматическим словарем такие операции и действия сведены к минимуму и, тем самым, сохраняется целостность смыслового восприятия текста, легко и непроизвольно усваивается большое количество лингвистической информации, а обучаемые избавляются от боязни сложных текстов.

Кроме того, регистрация процесса работы с электронным словарем помогает преподавателю выявить индивидуальные трудности в чтении каждого конкретного учащегося и определить наиболее сложные фрагменты текстов.

В настоящее время в образовательном процессе широко  используются электронные версии одноязычных энциклопедических словарей, которые более адаптированы к процессу обучения по сравнению с их печатными вариантами. Эти  слова и способны оказывать пользователю дополнительные виды информационной поддержки, например можно получить грамматическую информацию о словоформе  с примерами употребления данной словоформе в различных конструкциях.

Необходимость компьютерных систем информационной поддержки деятельности обучающегося возникает из-за того, что формулировка цели и сообщение некоторой предусмотренной в компьютерной обучающей программе информации не всегда создают реальные предпосылки для решения учебной задачи конкретным пользователем.

Преимуществом использования справочно-информационных систем в обучении, во-первых, является то, что знания в них не сообщаются в готовом виде, а как бы перерабатываются обучающимся в ходе познавательной деятельности, что заставляет обучаемого задуматься над возможностями языка и учит использовать их для решения конкретных задач. Во-вторых, каждый конкретный пользователь имеет возможность получить индивидуальную поддержку, что особенно важно для преодоления трудностей при обучении чтению и для создания оригинальных текстов при обучении говорению и письменной речи.

 На наш взгляд особенно перспективно использование систем языка Пролог при разработке справочных материалов по дисциплинам с обширным объемом лингвистической информации. Большинство  систем языка Пролог не являются языками программирования в чистом виде. Их можно рассматривать с одной стороны, это оболочку экспертной системы, с другой - как интеллектуальную базу данных, реализованную в не реляционной парадигме. Математическая модель, лежащая в основе Пролога, довольно сложна, и по мощности системы формирования запросов к базе с этим языком превосходит большинство коммерческих СУБД. Уникальные возможности систем языка Пролог в сфере обработки символьной информации позволяют реализовать некоторые проекты, специфичные для языкознания и лингводидактики.

Просмотров работы: 5