Изучение и описание сущности, структуры и функциональной нагрузки макроконцепта нам представляется любопытным осуществить на материале мемуарной прозы «Записки кавалерист-девицы Н.А. Дуровой», поскольку, во-первых, данная работа идет в течение трех лет в рамках елабужского литературного краеведения, занимающегося изучением жизнетворчества писателей и поэтов Прикамского региона. Во-вторых, важен факт проведения исследования в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, что обусловливает интерес к мемуарной прозе Н.А. Дуровой как к автобиографическому произведению. В-третьих, необычность «Записок», оригинальный стиль письма дают богатый историко-литературоведческий и лингвистический материал для специалистов многих областей науки (лингвистики, истории, психологии и т.д.). И, наконец, потому, что уникальная жизнь и личность самой Надежды Дуровой вызывают неподдельный исследовательский интерес и уважение к ней как человеку, отстоявшему свою свободу, право на любимое дело, продемонстрировавшему огромную силу духа, верность царю и государству.
Следует сказать, что основой для понимания и интерпретации выбранных языковых единиц при формировании макроконцепта необходимыми становится биографическая справка о писательнице, исторический фон (эпоха и пространство), обусловивший появление оригинального характера. Нам известно, что она является первой женщиной-офицером в России, участницей Отечественной войны 1812 года, удостоившейся чести официально (под фамилией Александров) служить в российской кавалерии. Возможно, это обусловлено связью Н.Дуровой с военным делом еще с детских лет: отец ее служил ротмистром, семья находилась в постоянных разъездах, а после нервного срыва матери воспитание дочери А.Дуров оставляет фланговому гусару Астахову; об этом повествует сама Н.А. Дурова в начале «Записок кавалерист-девицы», косвенно указывая на первопричину ее любви к военному делу: «всякий день я сердила ее (мать) странными выходками и рыцарским духом своим; я знала твердо все командные слова, любила до безумия лошадей, ... я с плачем просила, чтоб она дала мне пистолет, как я говорила, пощелкать; ... я воспользовалась как нельзя лучше воспитанием, данным мне Астаховым» [Дурова Н.А. 2005: 5]. Побег из дома, поступление на службу в Коннопольский полк, где кавалерист-девица и обучилась в совершенстве военному делу, стало первым шагом в блестящей военной карьере. Походы, наиважнейшие случаи (русско-турецкая война 1806-1812, встреча с императором Александром I, Отечественная война 1812 года и др.) были записаны ею в дневнике и художественно изложены в «Записках», благодаря чему понятие войны в языковом сознании Н.Дуровой поднимается до макроконцепта.
Всё это позволяет нам заметить, что концепт война в дискурсе «Записок» Н.А. Дуровой представляет собой социально и общественно значимый смыслокомплекс, становится во главе когнитивной иерархии в языковом сознании автора и, соответственно, приобретает статус макроконцепта. Помимо собственно концепта война важными, с точки зрения Н.А. Дуровой (судя по их объективации в тексте), наиболее частотными, с точки зрения лингвистического анализа, являются концепты дорога (в основном узуальном «поход, путешествие»), родина (в значении «отечество, родная земля»), бинарная оппозиция свои (сослуживцы) - чужие (враги). Они и включаются в поле макроконцепта война, дополняя и уточняя его план содержания.
1. Концепт война. Обобщив данные тематических словарей (толковые словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, Ф.Ф. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой), становится очевидно, что номинация война связана с церковно-славянским воина, а также лат. vēnāri - «охотиться» и литовск. vejù, výti «гнать(ся), преследовать» [Фасмер 1986: 335]. Потому его объективное, общеизвестное значение сводится к семам «покорять», «преследовать», «бороться»; все эти действия имеют направленность на кого-либо, реже на что-либо. Многогранное освещение этого концепта в русской культуре и языке обусловлено бурным эмоциональным откликом при воспроизведении номинации война и соотнесение его в сознании носителей русского языка с такими понятиями, как страх, горе, боль, разрушение, смерть.
Данный компонент макроконцепта является его ядром и вмещает в себя огромное количество традиционных и индивидуальных понятий, ассоциаций и смыслов, связанных с войной, военными действиями и военным бытом. Как человек практического ума, Н.А. Дурова в первую очередь обращается к реалиям материального мира: огромную роль играют экипировка и армейская иерархия. Сложная походная жизнь, многочисленные лишения делают для военного чрезвычайно приоритетными элементы солдатского быта - обмундирование, оружие, дневка, а поскольку Н.Дурова служила в кавалерии, то конь становится самым важным в списке, что подтверждается их высокой частотностью функционирования, в частности клички любимого коня Алкид (160) и лексемы лошадь (389).
Строгая офицерская жизнь, армейская субординация занимает одно из главенствующих мест в произведении. При описании людей автор в первую очередь указывает на его социальный или армейских статус, что является свидетельством строгости субординации в российской армии того времени. В силу личных соображений Н.А Дурова делит свой круг общения на военных и штатских, от чего зависит ее модель поведения. Так как на первый план выходит война, военные действия, то штатские лица в «Записках» становятся персонажами сугубо второстепенными, фоновыми. При статистическом анализе языковых единиц было установлено, что наиболее частотными в данном лексико-семантическом поле являются лексемы офицер (216), улан (133), гусар (93): «казацкие офицеры любовались красотою Алкида моего», «красавицы...снова заблистали взорами на гусар, улан, кирасир, драгун наших» [Дурова Н.А. 2005: 26, 120].
Следующей важной вехой концепта война становятся психо-эмоциональная сторона, в которую включаются номинации чувств, всевозможные авторские отношения к войне и абстрактные явления военной жизни типа благородство, героизм, приверженность государю, священный долг, мужество, радость возвращения на войну, к свободе и в то же время это злоба, дикая, зверская смелость, страх, сумасшествие, потеря сил (слабость), мучения (душевные), горечь утраты. Это лишь небольшая часть многогранного концепта, что обусловливает его приоритетность и расширение его когнитивных границ.
2. Концепт дорога. Реализуется в тексте посредством частого употребления данной лексемы (130) и ее многочисленных синонимов (поход - 40, путь - 16, путешествие - 8, тропа - 8, поездка - 4, командировка - 4). Следует отметить, что лексемы приводятся в тексте в прямом значении «движение куда-либо; место, по которому движутся» [Ожегов С.И., 1989: 267]. Некоторая поэтизированность дороги («... они снаряжают меня в дорогу дальнюю и опасную» [Дурова Н.А. 2005: 20] в тексте произведения вскоре заменяется рациональным взглядом военного: в последующих главах мы почти не находим эпитетов или каких-либо лирических характеристик. Перевес идет в пользу лексем поход и путь, которые все больше овеваются возвышенными чувствами офицера-патриота, несмотря на все тяготы подобной жизни («...теперь время не слишком благоприятно для похода», «это наш вчерашний путь» [Дурова Н.А. 2005: 143, 225].
3. Концепт родина. Актуализация его в тексте происходит в основном на внеязыковом уровне, но, несмотря на небольшую частотность употребления лексем, входящих в данный его структуру (отечество - 6, родная земля - 1), во всем тексте имеются его фрагменты, большей частью метафорические образования типа во глубину лесов наших: «несем мы доверчивого неприятеля нашего во глубину лесов наших» и др. [Дурова Н.А. 2005: 164]. Родина связывается в сознании военного человека с ее защитой от посягательств, то есть от войны, врага, который несет угрозу мирному существованию не только государства, но и малой родины автора (рассказчика).
4. Бинарная оппозиция свои - чужие. В языковом сознании Н.А.Дуровой данная оппозиция заключает в себе такие общеизвестные понятия, как знакомый - незнакомый, друг- враг и другие, но ярко проявляются следующие: однополчанин (товарищ) - сослуживец, сослуживец - неприятель. Подобное деление Н.А.Дуровой людей вокруг себя можно объяснить ее военным складом ума, подразумевающим различное отношение к людям разных чинов и званий (солдат, ротмистр, генерал, главнокомандующий), разных родов войск (пехота, уланы, кавалеристы), русской и противостоящей ей армии. В связи со спецификой профессии, можно говорить о выработке у Н.Дуровой определенных когнитивных и поведенческих моделей и отношения к каждой из вышеперечисленных категорий. Так, например, полк на долгое время становится для кавалерист-девицы семьей, соответственно, однополчане- это наиболее близкие друзья, которыми они и остаются, несмотря на перевод в другой полк и потерю связи (эпизод встречи с ординарцем Милорадовича Горленко): «А я так помню! Прощайте, Александров! Дай бог нам увидеться опять такими же, как расстаемся!» [Дурова Н.А. 2005: 148]. Враг - это неотъемлемая часть войны, то, с чем приходится сражаться. Автора (рассказчика) часто обуревает ненависть к врагу и, как доблестного офицера и знатока военного дела, невольное уважение к нему: «скорыми маршами едем мы в глубь России и несем на плечах своих неприятеля, который от чистого сердца верит, что мы бежим от него» [Дурова Н.А. 2005: 163].
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что перечисленные концепты являются компонентами сложного ментального образования война, поскольку они включаются в его структуру (в периферийную зону), взаимопроникают и дополняют его и содержание друг друга. Ядром макроконцепта становится собственно концепт война как сосредоточие жизни автора, заключающее в себе кредо, основные события, людей, глубоко авторские отношения, ассоциации и смыслы. Данный текстообразующий ключ становится еще и лексемой, помогающей в точном определении авторского сознания на экстралингвистическом и лингвистическом уровнях. Все семантические связи (традиционные и авторские) в тексте также определяются данным компонентом, в связи с его проникаемостью в другие концепты (например, оружие будет именно военным, кавалеристским, а не реконструированным или тренировочно-спортивным). Реализация на высшем уровне прямого значения войны задает тон произведения («Записки кавалерист-девицы» - кавалерия - род войск - война), делает видимой его идейную направленность, а сильная позиция лексемы в названии главы «Отечественная война 1812 года» вновь является подтверждением текстообразующей функции ключевого концепта. Смысловая цельность компонентов позволяет реконструировать наиважнейший макроконцепт произведения и, в принципе, всего творчества Н.А. Дуровой, в большей части посвященного военным страницам жизни.
Литература: