Лоббизм - институт политической системы, который подразумевает под собой процесс по продвижению интересов какой-либо компании, корпорации, финансово-промышленной группы во властных (правительственных, законодательных) структурах, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта. В современном демократическом обществе существует множество добровольных объединений людей, стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно в коридорах власти.
В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой
они представляют. Например, в США зарегистрированный лоббист обязан вести строгий учет проходящих через него средств и ежеквартально представлять клерку и секретарю подробный отчет, включая указание публикаций, осуществленных по инициативе лоббиста в поддержку или против определенного законопроекта.
Пример лоббизма в Германии: Висман (глава немецкого Объединения автомобильной промышленности), входивший в правительство ФРГ еще при канцлере Гельмуте Коле, сумел убедить Ангелу Меркель и ее окружение в целесообразности выплаты премий за утилизацию старой машины при покупке новой. Эта программа, которую - по примеру Германии позднее запустили и другие страны, в том числе и Россия, даже в условиях финансового кризиса привела к резкому повышению спроса на автомобили. По мнению экспертов, поддержка автопрома, который еще называют мотором немецкой экономики, привела к оздоровлению конъюнктуры в ФРГ в целом.
Примером лоббизма в США может являться Национальная ассоциация поставщиков газа, которая многие годы добивалась отмены ограничений цен на газ; истратив через лоббистов более 2 млн. долларов, но она добилась своей цели.
В России еще не сформирована культура отношений между бизнесом и властью. Продвижение интересов компаний и предпринимателей в государственных органах, так называемый "лоббизм", носит нецивилизованный характер, и многие не видят разницы между ним и коррупцией. В российском законодательстве нет закона о лоббизме, и если будет введен закон, регулирующий лоббистскую деятельность, то он никоим образом не приведет к легализации взяток и коррупции. Разговоры о необходимости регулирования лоббистской деятельности звучали еще в ходе работы Верховного Совета СССР последнего созыва. Позже неоднократно предпринимались попытки его подготовить, но все инициативы так и не увенчались успехом. Но тема все равно осталась, и нужно подумать, через какой механизм лучше провести этот закон.
Среди желающих видеть соответствующий закон нет единого мнения о том, каким он должен быть. Одни считают, что главная суть закона - вывести лоббистскую деятельность из теневого сектора, но он не должен содержать строгих запретительных норм, поскольку их все равно можно обойти. Другие, напротив, полагают, что закон должен перекрыть возможности теневого лоббирования и сделать деятельность лоббистов в органах власти более открытой для влияния институтов гражданского общества. В этом плане, для России применим был бы польский вариант закона о лоббизме, где чиновники несут именную ответственность при подготовке законопроекта, полагает управляющий партнер консалтингового агентства "Румянцев и партнеры" Олег Румянцев.
Люди, которые высказываются против закона "О лоббизме", по мнению председателя Совета директоров Центра политического консультирования "Николо М" Игоря Минтусова, либо вообще некомпетентны в этом вопросе, либо слишком заинтересованы в отсутствии самого закона. К первым эксперт относит тех, кто аргументирует свою точку зрения фразами в духе "... зачем нам лишний закон, если они все равно не выполняются", "родиной лоббизма является США, которые нам не указ", "... давайте сначала решим проблему коррупции" и пр. К людям, которые заинтересованы в отсутствии закона «О лоббизме» также можно отнести тех, кто не хочет платить налоги от лоббистской деятельности. Ведь если закон вступит в силу, лоббистская деятельность выйдет из теневого сектора и станет очень доходным бизнесом, с прибыли которого будут взиматься налоги.
Среди наиболее эффективных инструментов будущей лоббистской организации в условиях современной России можно выделить:
Первой победой на пути к цивилизованному лоббизму президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин считает закон о СРО (саморегулируемые организации). Принцип их работы, по его словам, может лечь в основу будущего закона "О лоббизме": лоббист регистрируется как предприниматель и входит в состав соответствующей СРО.
Также немаловажно в принятии закона о лоббизме прописать требование к порядку регистрации лоббистских организаций - оно должно быть понятным, простым и публичным. И если кто-то из представителей власти будет замечен в контактах с лицами, не зарегистрированными в качестве лоббистов, то это должно служить основанием для назначения, по меньшей мере, служебной проверки. Это заставит вывести лоббистскую деятельность из теневого сектора и оградить ее от коррупции.
По прогнозам журнала Forbes, профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий 2012-2020 годах. На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области Government Relations (взаимодействие c государством) дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти», который реализуется на факультете политологии в МГУ.
Становление цивилизованного лоббизма в России поможет частично ликвидировать коррупцию в данном секторе экономики.