Евсевьев - первый учёный-энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов. Он положил начало широким русско-мордовским связям. С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания.
Целью работы является изучение и анализ творческой и исследовательской деятельности М. Е. Евсевьева.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время возрастает потребность в знании и изучении своего народа, его выдающихся личностей. Это связано с тем, что знаний, имеющихся на сегодняшний день недостаточно.
В процессе исследования и изучения различных источников информации нами были выявлены противоречие и проблема:
Противоречие - в настоящее время уделяется довольно большое внимание исследованию мордовского народа и его просветителей, но в то же время это исследование проводится не так тщательно, как требуется.
Проблема - мы знаем довольно много ученых - исследователей, но не достаточно хорошо знаем их жизнь, творчество и вклад в науку.
В процессе исследования нами были выявлены следующие данные:
Евсевьев (К о б а е в) Макар Евсевьевич родился 18 января 1864 года в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. . Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина Петровна Кабаевы были трудолюбивыми и заботливыми родителями. Однако семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о воспитании четырнадцати детей. Именно благодаря своим родителям- талантливым сказителям - с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.
Еще в раннем детстве Макар выполнял посильную работу в семье и научился уважать труд.
В 1872 году Макар Евсевьев был отдан в Шераутскую начальную школу, находившуюся в семи верстах от его родного села. Мальчик учился хорошо, проявлял большой интерес к знаниям. После окончания сельской школы он мечтал о дальнейшей учебе.
В 1878 году 14-летний Макар Евсевьев пешком отправился в далекую Казань и с большим трудом после длительных хлопот, поступил в учительскую «инородческую» семинарию. Здесь он успешно осваивал теоретический курс семинарских наук. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам, увлекался филологией. Вместе с этим в семинарии Евсевьев проявлял склонность к исследовательской работе.
В 1883 году Евсевьев с отличием окончил семинарию и как весьма преуспевающий в науках был оставлен преподавателем семинарии. С этого времени он целиком посвящает себя научно-педагогической деятельности.
М. Е. Евсевьев придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети народных школ. С этой целью он же в 1885 году берется за составление мокшанского и эрзянского букварей, а в 1888 году - первоначального учебника русского языка для мокши и эрзи. Эти учебники сыграли значительную роль в распространении первоначальной грамотности среди эрзянского и мокшанского населения. М. Е. Евсевьев пристально следил за работой народных школ и школ грамоты, за постановкой дела просвещения народа.
В своей деятельности разделяет взгляды революционных демократов-шестидесятников на педагогическую систему, за что в 1919 году был арестован, но затем освобождён благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР.
С 1920 года - заведующий отделом, научный сотрудник Казанского краеведческого музея. Одновременно преподавал историю и этнографию эрзян и мокшан, эрзянский и мокшанский языки в высших и средних учебных заведениях Казани (Восточная академия, Восточный педагогический институт, Казанский педагогический университет и др). В 1920-х годах был организатором Центральных курсов мордовских учителей в Москве (1926-1928), первых 3-годичных курсов в Казани, краткосрочных курсов в Нижнем Новогороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске.
Важнейшим фактором формирования мировоззрения М. Е. Евсевьева стало знакомство с многонациональной культурой народов Поволжья, с их жизнью, языками, устно-поэтическим творчеством, историей. Все это позволило по-новому взглянуть на жизнь, быт, историю и культуру родного мордовского народа, осознать, что глубинные пласты национальной истории и культуры остаются не раскрытыми. Его многочисленные поездки по селам, встречи с крестьянами, изучение народного творчества укрепляли это убеждение. Уже в начале нового века он был известен как собиратель духовной культуры мордовского народа. Как вспоминал Ф. Ф. Советкин, друзья и знакомые в шутку называли его «мордовским богом». Вполне естественно, что наряду с общими чертами, характерными для просветителя, во взглядах и деятельности М. Е. Евсевьева отразились и особенности исторического, этнопсихологического и религиозного развития мордовского народа, его нужды и потребности.
Евсевьев - первый учёный-энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов. С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания. На основе изучения разговорного языка он создал «Образцы мордовской народной словестности», написал первые буквари для мокши (1892) и эрзи (1897) и был соавтором первого советского букваря для эрзи «Тундонь чи» - «Весенний день». Осуществил целостный подход к изучению эрзянского и мокшанского языков в монографиях «Основы мордовской грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь», М., 1931). Евсевьев занимался переводческой деятельностью: именно он перевёл более 10 вероучительных и учебных книг.
По поручению Наркомпроса РСФСР в 1920 году, после закрытия семинарии, М. Е. Евсевьев организует в Казани трехгодичные мордовские учительские курсы и становится их первым директором. С открытием в 1921 году Казанской восточной академии, преобразованной позднее в Восточный педагогический институт, М. Е. Евсевьев избирается ее преподавателем, профессором, читает для будущих педагогов лекции по мордовскому языку и этнографии мордвы. С 1925 по 1930 год он преподавал мордовский язык, литературу, историю мордвы в Татарском коммунистическом университете и одновременно в Казанском педагогическом техникуме. Общение с молодежью, будущим своего народа, возможность свободно рассказывать о его прошлом, об истории языка и народной культуры вдохновляли ученого и просветителя. И молодежь платила ему любовью и признанием.
М. Е. Евсевьев был членом финно-угорского общества, РГО, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После Февральской революции 1917 он выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительского общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу», членом Комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны.
Макар Евсевьевич Евсевьев отдал свои силы, знания, ум, талант делу просвещения родного народа. Ему посчастливилось при жизни увидеть возрождение мордовского народа, его культуры и просвещения, активно участвовать в этом процессе.
Макаром Евсевьевичем Евсевьевым - ученым, педагогом и просветителем - были брошены первые семена, взращены первые ростки мордовской культуры и просвещения, которые положили начало тому обильному урожаю, тому взлету, свидетелями какого мы являемся сегодня.
Имя Макара Евсевьевича Евсевьева - труженика, ученого, просветителя-интернационалиста - занимает заслуженное место в ряду выдающихся деятелей просвещения и культуры нашей республики. Имя Макара Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице Саранска. Собранные им коллекции одежды, украшений и иных предметов быта мокшан и эрзян, а это более 500 предметов хранятся в центральных музеях г. Москвы, С-Петербурга, Казани, Саранска, Гамбурга, Парижа, Хельсинки.
Его перу принадлежат следующие сочинения:
Таким образом, в конце исследований всех источников можно сказать,, что М. Е. Евсевьев - исследователь и просветитель эрзянского и мокшанского народов. Благодаря ему мордовский народ в своё время активно развивался и возрастал в культурном развитии.
Нам удалось более подробно и детально изучить жизнь и деятельность нашего талантливого земляка, проанализировать его творческую и педагогическую работу.
Имя Макара Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, что ещё раз подчёркивает важность его исследований нашей республики и его огромнейший вклад в её развитие.
Список использованной литературы: