ДВУСТОРОННИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ США И ИХ ВОСПРИЯТИЕ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДВУСТОРОННИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ США И ИХ ВОСПРИЯТИЕ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XXI ВЕКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной мировой экономике значимое место занимает инвестиционное сотрудничество  между странами. На протяжении последних десятилетий, не смотря на периоды снижения темпов роста связанные с мировыми экономическими кризисами, это сотрудничество усиливалось и углублялось. Одну из ведущих ролей в регулировании инвестиционного сотрудничества играют двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС). Как следует из названия,  ДИС - это специализированое соглашение между двумя государствами направленное на регулирование инвестиционных отношений между ними1. Первое в мире ДИС было подписано между Германией и Пакистаном в 1959 году (ратифицировано в 1962 году). C тех пор число подписанных ДИС и число стран практикующих регулирование двустороннего инвестиционного сотруднечества с их помощью продолжает расти с впечатляющими темпами2

Учитывая положение США как мирового инвестиционного лидера, представляется интересным охарактизовать американские ДИС в XXI веке. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обсудить основные цели программы ДИС США;
  • рассмотреть модель ДИС США 2004 года и выделть ключевые моменты данной модели соглашений;
  • охарактиризовать мнения о ДИС США в аиериканском обществе.

В работе были использованы такие источники как «Модель ДИС 2004: Соглашение между Правительством  Соединенных Штатов Америки и Правительством (страна) о Взаимном Поощрении и Защите Инвестиций», «Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Арабской Республикой Египет о Взаимном Поощрении и Защите Инвестиций» (1982), «Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Республикой Панамой о Взаимном Поощрении и Защите Инвестиций» (1982). Так же были  рассмотрены: «Заявление Торговой палаты США об Американской модели двусторонних инвестиционных соглашений» и речь Сары Андерсон, директора Проекта по глобальной экономике Института политических исследований, «Замечания об Американской модели двусторонних инвестиционных соглашений», оба адресованные Офису торгового представителя США и Государственному департаменту США в 2009.  

На сегодняшний момент официальное название американской модели ДИС - Соглашение между Правительством  Соединенных Штатов Америки и Правительством (страна) о Взаимном Поощрении и Защите Инвестиций.  Интересно отметить, что США  не участвовали в ДИС вплоть до 1982 года, когда ДИС были впервые подписаны с Египтом и Панамой3. Типовой текст США был модифицирован дважды поле его создания в 1984; сейчас используется редакция 2004 года. Каждое соглашение являются результатом работы Государственного департамента и Офиса торгового представителя США совместно с министерствами торговли и финансов США. На сегодняшний день США подписали и ратифицировали более 40 ДИС4.

Согласно данным предоставленным правительством США можно выделить три основных цели американской программы  двусторонних инвестиционных соглашений:

  • защита инвестиций в тех странах, где права инвесторов на данный момент не обеспечены надлежащей защитой, например с помощью заключения соглашений о свободной торговле;
  • поощрение принятия политических курсов ориентированных на рынок и обеспечивающих открытое, прозрачное и недискриминационное отношение к частным инвестициям; 
  • поддержка развития международных правовых стандартов направленных на обеспечение вышеозначенных целей5.

Типовой текст ДИС США может быть охарактеризован следующим образом. Он состоит из введения, трех секций, тридцати семи статей и четырех приложений. Введение включает в себя краткое изложение целей соглашения. Секция А разбита на двадцать две статьи и содержит список используемых терминов и что под ними понимается в данном соглашении, список основных обязательств сторон в отношении режима предоставляемого инвесторам, экспроприации и компенсации, перевода средств, требований и условий организации деятельности и назначения руководящего персонала, публикаций законов и решений касающихся инвестиционной деятельности, экологического и трудового законодательств, предоставления требуемой информации, условий допускающих невыполнения пунктов данного соглашения, требований информационной безопасности, изменений в финансовом законодательстве, налогообложения, а также вступления в силу, срока действия и прекращения действия соглашения. Секция В посвящена разрешению разногласий; в статьях прописаны порядок и условия подачи заявлений, уведомления другой стороны, выбора и поведения арбитража, выбора ведущего законодательства и вида компенсации, интерпретации приложений, использования отчетов экспертов, доставки необходимых документов. Секция С прописывает порядок и условия разрешения разногласий между государствами подписывающими данное соглашение. Приложения содержат информацию об использовании международного законодательства, в частности в вопросах экспроприации, а так же адреса, куда должны быть доставлены документы, и возможности создания апелляционного органа6.                 

Основываясь на тексте типового ДИС можно следующие ключевые области (для лиц, чья деятельность непосредственно затрагивается американскими ДИС):  режим предоставляемый американским инвесторам, гарантии в случаи экспроприации инвестиций, перевод средств инвесторов, разрешение разногласий между сторонами, требования к ведению бизнеса и найму персонала7.

 Если рассмотреть данные области подробнее, то можно отметить следующие подробности. США добивается или национального режима, или режима «наиболее благоприятствуемой нации» на протяжении всего жизненного цикла инвестиций. Американские ДИС устанавливают четкие ограничения на случай экспроприации, в том числе: экспроприация должна проходить в недискриминационном порядке, в соответствии с международным законодательством, только с общественной целью и с соответствующей компенсацией. ДИС США также обеспечивают свободный перевод капиталов связанных с инвестициями без задержек и на основе рыночного валютного курса.  В соответствии с соглашениями, инвесторы с обеих сторон имеют право обратиться в международный арбитраж для разрешения разногласий (согласия другой стороны для этого не требуется), и ни одна сторона не может быть принуждена к обращению в местные судебные органы. Однако нужно отметить, что также прописано, что если инвестор выберет обратиться в местные органы для разрешения разногласий, то он не сможет обратиться в международный арбитраж для разрешения этих же разногласий. Требования к ведению бизнеса (вопросы организации, приобретений, расширения, управления, и ведения дел) четко ограничиваются американскими ДИС: принимающая сторона не может требовать от инвестора соблюдения условий, которые приводят к неэффективному ведению дел, например, проведение исследований и разработок только на территории принимающей стороны или ограничения на импорт и продажи. Типовой текст американского ДИС содержит список требований, которые не могут предъявляться инвесторам. Так же ограничены требования к найму персонала: инвесторы имеют право привлекать в качестве высшего руководства профессионалов вне зависимости от их национальной принадлежности и гражданства8.

На основе этой информации можно сделать вывод, что американские ДИС, на первый взгляд, учитывают наиболее важные вопросы инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами необходимыми для обеспечения безопасного и выгодного взаимодействия.  Тем не менее, оценки типового ДИС США и его использование не однозначны в американском обществе.

Лица, критикующие ДИС, часто рассматривают их неразрывно от вопроса международных инвестиций, а именно прямых иностранных  инвестиций из США в зарубежные страны. Они заявляют, что такие инвестиции ведут к уменьшению рабочих мест в США и увеличению импорта, что в свою очередь ведет к уменьшению темпов развития американской экономики9.

Представители американского общества, критически отзывающиеся непосредственно о нынешней модели ДИС, утверждают, что также существует целый ряд проблем связанных с самой моделью. Высказывания этих лиц условно можно разделить на две группы: критика со стороны лиц, не связанных с инвестициями в иностранные государства, и критика со стороны американских инвесторов10.  Первая группа связана с опасениями об увеличении прав иностранных инвесторов. Некоторые люди опасаются, что иностранные инвесторы приобретают больше материальных прав, чем американские граждане в отношении американского правительства, что потенциально означает бо́льшую материальную ответственность правительства. Так же на их взгляд существует угроза ограничения возможностей правительства США защищать интересы американских граждан11. На другой спектр проблем указывают лица, чьи работа  непосредственно связана с ДИС. Они поднимают вопрос о том, насколько защищены американские инвесторы по сравнению с инвесторами из других стран и указывают на более невыгодное положение по сравнению с ними. С их точки зрения такое положение вещей непосредственно связанно с условиями, прописанными в американских ДИС, а так же отсутствием инвестиционных соглашений с большим числом  ключевых игроков современной мировой экономики, что в итоге ведет к более низкой степени защищенности инвестор

1 С. Чебанов. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, с.21-32; U.S. Direct Investment Abroad: Trends and Issues, James K. Jackson. CRS Report for Congress. Congressional Research Service [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists Official Website. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/RS21118.pdf

2 The Spread of BITs and their Changing Face, James X. Zhan. ICSID Review - Foreign Investment Law Journal [Электронный ресурс] // Oxford Journals Official Website. URL: http://icsidreview.oxfordjournals.org/content/24/2/339.full.pdf; The Entry into Force of Bilateral Investment Treaties (BITs). IIA MONITOR No.3(2006). United Nations Conference on Trade and Development, Geneva [Электронный ресурс] // UNCTAD Official Website. URL: http://www.unctad.org/en/docs/webiteiia20069_en.pdf

3 Egypt Bilateral Investment Treaty [Электронный ресурс] // The Trade Compliance Center Official Website. URL:  http://tcc.export.gov/Trade_Agreements/All_Trade_Agreements/exp_002813.asp; Panama Bilateral Investment Treaty [Электронный ресурс] // The Trade Compliance Center Official Website. URL:  http://tcc.export.gov/Trade_Agreements/All_Trade_Agreements/exp_005356.asp

4 Bilateral Investment Treaties and Related Agreements [Электронный ресурс] // The United States Department of State Official Website, URL: http://www.state.gov/e/eb/ifd/bit/index.htm; Bilateral Investment Treaties 1959-1999, United Nations Conference on Trade and Development, New York and Geneva 2000 [Электронный ресурс] // UNCTAD Official Website. URL: www.unctad.org/en/docs/poiteiiad2.en.pdf

5 Bilateral Investment Treaties and Related Agreements [Электронный ресурс] // The United States Department of State Official Website, URL: http://www.state.gov/e/eb/ifd/bit/index.htm; Bilateral Investment Treaties [Электронный ресурс] // The Office of the United States Trade Representative Official Website. URL: http://www.ustr.gov/trade-agreements/bilateral-investment-treaties

6 2004 Model BIT. Treaty Between the Government of the United States of America and the Government of (Country) Concerning the Encouragement and Recipolcal Protection of Investment // The United States Department of State Official Website http://www.state.gov/documents/organization/117601.pdf

7 Bilateral Investment Treaties. Benefits to Investors. [Электронный ресурс]  // The Trade Compliance Center Official Website. URL: http://tcc.export.gov/Trade_Agreements/Bilateral_Investment_Treaties/index.asp

8 Bilateral Investment Treaties and Related Agreements [Электронный ресурс] // The United States Department of State Official Website, URL: http://www.state.gov/e/eb/ifd/bit/index.htm; Bilateral Investment Treaties. Benefits to Investors. [Электронный ресурс]  // The Trade Compliance Center Official Website. URL: http://tcc.export.gov/Trade_Agreements/Bilateral_Investment_Treaties/index.asp

9 U.S. Direct Investment Abroad: Trends and Issues, James K. Jackson. CRS Report for Congress. Congressional Research Service [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists Official Website. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/RS21118.pdf; Statement of the U.S. Chamber of Commerce on U.S. Model Bilateral Treaty to the Office of the U.S. Trade Representative and the U.S. Department of State on July 31, 2009 [Электронный ресурс] // The United States Chamber of Commerce Official Website. URL: http://www.uschamber.com/sites/default/files/grc/USChambercommentsonModelBITReviewFINAL.pdf

10 National Association of Manufacturers Position on Bilateral Investment Treaties [Электронный ресурс] // National Association of Manufacturers Official Website. URL: http://www.nam.org/~/media/36D5D9702F2A40D18E5C10EAAAD64E32/NAM_Position_on_Bilateral_Investment_Treatiespdf.pdf

11 Statement of the U.S. Chamber of Commerce on U.S. Model Bilateral Treaty to the Office of the U.S. Trade Representative and the U.S. Department of State on July 31, 2009 [Электронный ресурс] // The United States Chamber of Commerce Official Website. URL: http://www.uschamber.com/sites/default/files/grc/USChambercommentsonModelBITReviewFINAL.pdf; Statement of the U.S. Chamber of Commerce on U.S. Model Bilateral Treaty to the Office of the U.S. Trade Representative and the U.S. Department of State on July 31, 2009 [Электронный ресурс] // The United States Chamber of Commerce Official Website. URL: http://www.uschamber.com/sites/default/files/grc/USChambercommentsonModelBITReviewFINAL.pdf

Просмотров работы: 66