ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В КАНАДЕ (НА ПРИМЕРЕ NOTHERN CONTAMINATED SITES PROGRAM) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В КАНАДЕ (НА ПРИМЕРЕ NOTHERN CONTAMINATED SITES PROGRAM)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В середине ХХ в. в мире заметно увеличилось число локальных и региональных экологических проблем. В постиндустриальную эпоху экономический рост на базе интенсивного использования природных ресурсов, привел к истощению их запасов и увеличению отходов от производства, что вызвало загрязнение и разрушение окружающей среды. В 1960-е годы экологическая проблематика вошла в политическую повестку дня, а к 1970-м годам достигла особой остроты. Наконец, в начале ХХI в. экологические проблемы становятся одними из главных вызовов безопасности государств. Загрязнение воздуха, воды, почвы, сокращение биологического разнообразия живых организмов, ухудшение качества жизни многих людей, несут угрозу существованию жизни. [i]

В современном мире северные регионы и Арктика приобретают все более актуальное значение, которое определяется их ролью в формировании глобального климата и поддержании устойчивости биосферы. Канада, будучи второй по площади северной страной в мире после России, является одним из основных претендентов на огромные арктические территории.  Также важно подчеркнуть, что между Канадой и Россией прослеживается уникальное сходство в их природно-географических условиях, масштабности территорий, полиэтничности населения, в федеративном государственном устройстве. Обе страны входят в когорту приарктических государств. Наконец, в северном регионе и Арктике у Канады и России прослеживаются наиболее совпадающие национальные интересы, связанные с сохранением окружающей среды, поддержанием жизнеспособности и культуры аборигенного населения северных регионов планеты. Благодаря совпадающим национальным проблемам и интересам в Арктике и на Севере, опыт реализации Северных Программ в Канаде может быть весьма  полезен и для России.

Термины  «северные регионы» (northern regions) или  «Север» (North) в Канаде используются для определения регионов,  расположенных к северу от 60˚ с.ш. Такая величина была взята по аналогии разграничения Антарктики от 60˚ ю.ш. Сегодня это определение продолжает применяться уже не только в Канаде, но и во многих других странах.

 Многие земельные участки на Севере Канады были подвергнуты загрязнению из-за горнодобывающей промышленности,  добычи нефти и газа, а также правительственных военных действий, до того как их воздействие на окружающую среду было полностью изучено. Несоответствие  правилам природоохранительного законодательства привело к тому, что  на этих территориях  содержались вещества, не выявленные на тот момент, такие как ПХД, углеводороды, свинец и ртуть, в некоторых случаях в концентрации, опасной для здоровья человека и окружающей  среды. К тому же падения цен на полезные ископаемые в 1990-х привело к резкому увеличению случаев банкротства среди добывающих предприятий. Таким образом, эти территории представляли собой потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды, а также влекли за собой значительные задолженности  по отношению к Короне.

Ответственность за большинство федеральных земель на Севере принадлежит Министерству по Делам Индейцев и Развитию Севера Канады (МДИРС). При работе над решением северных проблем, как указано в отчете программы за 2005-2010г,  МДИРС  столкнулось с уникальными трудностями, характерными для данного региона:

  • Удаленность большинства из этих территорий и материально-технических проблемы, связанных с ними (в том числе зависимость от зимних дорог и морских перевозок для проведения особо срочных работ, связанных с ключевыми участками);
  • Сложность и размеры некоторых объектов (бывшие военные объекты, гигантские заброшенные шахты и рудники)
  • Недостаточный человеческий потенциал кадровых ресурсов на Севере, связанный не только с владением специальными навыками, но и спецификой управления северными проектами и опытом работы с местным населением;
  • Изменение климата и связанные с этим последствия, включая рост сезонной  непредсказуемости и увеличение, связанных с погодой, рисков и затрат;
  • Изменения юрисдикционной перспективы,  в результате новых требований, связанных с земельными претензиями.

Стремясь к улучшению санитарного состояния окружающей среды Севера, были  разработаны  две ключевые программы:

Программа  Северных Загрязненных Территорий (Northern Contaminated Sites Program (NCSP))  Эта программа направлена ​​на очистку и восстановление целого ряда загрязненных участков на Севере. 

Программа Северных Загрязнений (Northern Contaminants Program (NCP)) Эта программа адресована антропогенному воздействию, способствующему попаданию опасных веществ в различные виды живой природы, которые являются первостепенно важными для традиционного питания северных коренных народов. NCP сотрудничает с ведущими специалистами из Северного и международного научного сообщества.

Целью данной работы является охарактеризовать Программу Северных Загрязненных Территорий (NCSP), проводимую на Севере Канады.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи. Во-первых, обозначить цель программы и рассмотреть структуру ее управления. Во-вторых, поэтапно дать ее характеристику, указывая задачи, проводимые мероприятия, успехи и сложности. В-третьих, указать  перспективы ее дальнейшего развития.

NCSP, которая ранее была известна как Программа Обращения с Отходами, была создана в 1991 году. Цель программы заключается в управлении данными участками  наиболее экономически эффективным и рациональным способом. Программа направлена ​​на сокращение и, по возможности, устранение экологических угроз для человека и окружающей среды, а также финансовых задолженностей, связанных с этими территориями.

В Канаде загрязненные участки  разделены на следующие классы: 1-й  - требующий действий, 2-й  - скорее всего требующий действий, 3-й  - возможно требующий действий, 4-й  - действий по очистке не требуются, 5-й - неполные данные.[ii] Приоритет отдается участкам, с наиболее высоким риском, то есть 1-го и 2-го класса.

Как дополнение к CSP выступает Программа Управления Загрязненными Территориями (Contaminated Sites Management Program (CSMP)), а также Программа по Делам Севера, работающая в трех направления, а именно Окружающая Среда, Здоровье и Безопасность (Northern Affairs Program Environment, Health and Safety Policy (EHS)). CSMP определяет местонахождение и  уровень загрязнения населенных территорий. Если эти участки представляют опасность для человека и окружающей среды, они получают статус приоритетных.[iii] EHS обеспечивает проведение программы в соответствии с требованиями Трудового кодекса Канады, следованию общепринятым экологическим нормам и правилам, и связана с политикой Казначейства Канады.[iv]

Общая ответственность за Программу Северных Загрязненных Территорий  возлагается на заместителя министра МДИРС и помощника заместителя министра Программы по Делам Севера (NAP). Ключевые решения, принимаются через  комитет, состоящий из четырех органов власти.  На рисунке ниже показан принцип руководства, роли и отношения структур.

Управляющий Комитет  (МС) несет ответственность за распределение ресурсов для долгосрочных проектов всего отдела. Он утверждает финансирование для CSP. Ключевым юридическим лицом в CSP является Северный Управляющий Комитет (NMC). NMC утверждает и финансирует ежегодный рабочий план на загрязненных участках.  Руководящий Комитет(CSMSC) возглавляет генеральный директор Департамента Природных ресурсов и Охраны Окружающей среды. Комитет обеспечивает общее руководство программой и осуществляет надзор за реализацией утвержденных проектов. Рабочую группу (CSMWT) возглавляет менеджер CSP, и она состоит из всех региональных менеджеров программ и проектов.

CSP является децентрализованной программы, и реализуется в трех Региональных Отделениях, расположенных в каждой из трех территорий (Юкон, Северо-Западные территории (СЗТ) и Нунавут). Штаб-квартира поддерживает местные органы, обеспечивая своевременное выполнение программы и точное следование стратегическому направлению. Штаб-квартира также обеспечивает регулярные доклады о ходе реализации плана и его управлении,  участвует в регулярных проверках и оценках.[v]

Исходя из проводимых программой мероприятий, ее реализацию целесообразно разделить на два этапа. На первых этапах проведения программы в период  1991-2003г основными задачами выступали следующие: поиск  загрязненных территорий; оценка и  присвоение им определенного класса, соответствующего степени загрязнения и опасности; вовлечение данных территорий в активную восстановительную деятельность и скорейшую ликвидацию убытков, связанных с этими участками.

Экологических оценки территорий были проведены, в первую очередь на бывших военных объектах, таких как сайты DEW Line. По состоянию на 31 марта 2002 года было в общей сложности обнаружено 1818 участков. Из них на 976 была произведена оценка, дальнейших действий не требовалось, либо  восстановления было вскоре завершено; 498 участков требовали оценки, и принятия некоторых мер; 328 были оценены и требовали вмешательства; 37 из них представляли реальную угрозу и имели значительные долговые обязательства. Информация представлена на графике, который составлен на основе годового отчета 2001-2002г. (рис.2)

 Регион

Долг

Непредвиденные обстоятельства

Юкон

$226,851,400

$55,042,000

СЗТ

$341,730,000

$24,350,000

Нунавут

$154,653,000

$ 0

Подсчет задолженностей, выявление и классификация участков, а также составление проектов, определяющих курс программы в будущем, являются основными достижениями проведенной работы за этот период. В то же время, шло совершенствование структуры руководства программы, что в дальнейшем отразилось на улучшении качества  ее функционирования и подотчетности.

Начиная с 1991 года, МДИРС систематически осуществляет финансирование программы по развитию загрязненных и заброшенных участков на Севере. В период 1991-96г, большая часть средств была направлена на составление описи участков по всему Северу, а также уборки огромного количества отходов, находящихся вблизи  жилых пунктов.

В финансовом году 1996-97 фокус начал смещаться от оценки к восстановлению наиболее загрязненных военных объектов, в первую очередь объекты  Дальнего Радиолокационного Обнаружения (DEW Line). В дальнейшем, капиталовложения значительно сместились к восстановлению шахт, которые требовали наиболее высоких затрат для NCSP.Сдвиг в распределении ресурсов на рудниках означает, что объекты линии DEW продолжают оставаться в запустении.

В основном трудности на этом этапе были связаны с недостаточным финансированием и нехваткой квалифицированных кадров.

С 2003-2010  программа продолжает работать в направлении восстановления территорий и уменьшению финансовых обязательств. В то же время программа приобретает выраженную социальную направленность, расширяя свою деятельность за счет включения новых задач, таких как обучение местного населения оказанию первой медицинской помощи и технике безопасности, а также проведение тренингов по подготовке кадров  для коренных жителей и  последующее их трудоустройство. К этому следует добавить, что программа взяла курс на более тесное экономическое сотрудничество, выгодное для аборигенов.

Основные мероприятия, согласно отчету 2005-2010 проводимые NCSP, включают в себя:

  • Уход и техническое обслуживание ключевых участков, проходящих восстановление;
  • Исследование и оценка предполагаемых участков;
  • Разработка планов управления участками;
  • Проведение различных мероприятий, консультаций;
  • Получение необходимых разрешений от регулирующих органов;
  • Выполнение восстановительных мероприятий;
  • Постоянный мониторинг объектов, проходящих или прошедших восстановление.

Для того чтобы отслеживать прогресс, достигнутый программой на загрязненных участках, в апреле 2003 года база данных числившихся территорий была преобразована в веб-систему Оракл (Oracle) для повышения доступности и функциональности. Так на основании ее данных к 2007 всего было обнаружено 1828 участков, 1020 из них были оценены, и дальнейших действий не требовалось; 348 были оценены и требовали вмешательства; 440 сайты требовали оценки, и принятия некоторых мер; 20 участков по-прежнему имеют высокие задолженности. (рис.4)

Регион

Долг

Непредвиденные обстоятельства

Юкон

$621,644,970

$468,640,871

СЗТ

$482,079,746

$41,808,749

Нунавут

$139,314,007

$ 55,500

За последние годы, NCSP разработала и внедрила комплексную основу управления программой, которая включает в себя стратегию и структуру управления, ориентированную на улучшение результатов управления и подотчетности, и последующее применение структуры управления в каждом из регионов.

Реализация проектов NCSP в северной части Канады оказывает существенное влияние на экономическое благополучие территории и обеспечения того, чтобы в максимально возможной степени, социальные и экономические выгоды от ее деятельности получали  жители местных общин. В качестве примера, проводимые курсы повышение квалификации  для местных местной рабочих, где 91% участников проекта являлись инуитами.

Проекты NCSP помогают поддерживать общины, предоставляя рабочие места и пользуясь товарами и услугами северных поставщиков. На гигантских шахтах, например, почти 6 миллионов долларов были введены в экономику на приобретение товаров и услуг от северных поставщиков.

Обеспечение стабильного финансирования для поддержки NCSP было одной из ключевых задач в прошлом. С созданием программы FCSAAP в июне 2003 года, эта проблема была значительно  уменьшена. В 2003-2004 годах NCSP получилf чуть более $ 39 млн. в рамках FCSAAP . FCSAAP программа была специально разработана  для решения значительных финансовых и экологических сложностей, связанных с загрязненными участками и начала свой ​​первый год работы в 2003-2004 гг. Изменившуюся динамику финансирования с подключением программы FCSAAP можно проследить на графике. Данными для его построения послужили отчеты начиная с 2001 по 2010г. (рис. 4)

При поддержке FCSAP программы НМТП удалось достичь значительного прогресса в течение последних пяти лет. Например, программа имеет расширенные возможности для оценки территорий и, как следствие, имеет гораздо более точную и достоверную картину предстоящей работы.

Двигаясь вперед, программа ожидает завершения оценочных работ всех участков в течение ближайших двух лет и предполагает завершить восстановительные мероприятия по ряду приоритетных участков в течение ближайших пяти лет. Долгосрочный мониторинг реабилитированных участков будет наиболее важным аспектом работы программы в течение следующих пяти лет и будет представлять наиболее высокую долю расходов.

В то же время проблемы остаются, несмотря на значительную поддержку средствами из FCSAP. Как отмечалось выше, гигантские шахты, такие как  Фаро потребуют долгосрочного мониторинга, и даже после полного осуществления планов восстановительных работ необходимо будет обеспечить, безопасность для окружающей среды и здоровья человека  от рисков, которые могут возникнуть с течением времени.

Стремясь к достижению результатов для канадцев, Программа  Северных Загрязненных Территорий (NCSP) будет продолжать свою работу по восстановлению экологии Севера, реабилитации заброшенных объектов и деятельность по сохранности здоровья проживающих местных общин в долгосрочном периоде. Увеличение финансирования благодаря FCSAP, улучшило потенциал NCSP  для решения главной задачи, а именно ликвидации последствий северных загрязненных участков, которые представляют собой наследие политики прошлого, проводимой полвека назад.


[i]  Высторобец Е.А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве. М.: Наука, 2006. 383 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twelfth/018.htm

[ii]   CCME. 2008. National Classification System for Contaminated Sites: Guidance Document. Canadian Council of Ministers of the Environment, Winnipeg. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ccme.ca/assets/pdf/pn_1403_ncscs_guidance_e.pdf  Дата обращения: 30.01.2012.

[iii] Официальный сайт МДИРС Канады. Режим доступа:

http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100011881#note37 Дата обращения: 30.01.2012.

[iv]Официальный сайт МДИРС Канады. Режим доступа:

http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035304/1100100035305 Дата обращения: 30.01.2012.

[v] Официальный сайт МДИРС Канады. Режим доступа:

http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035310 Дата обращения: 30.01.2012.

Библиографический список:

  1. Contaminated Sites Program Performance Report 2001-2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035425 Дата обращения: 30.01.2012.
  2. Contaminated Sites Program Performance Report 2002-2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035559 Дата обращения: 30.01.2012.
  3. Contaminated Sites Program Performance Report 2003-2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035471 Дата обращения: 30.01.2012.
  4. Contaminated Sites Program Performance Report 2004-2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035349 Дата обращения: 30.01.2012.
  5. Contaminated Sites Program Performance Report 2005-2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100035321 Дата обращения: 30.01.2012.
  6. Contaminated Sites Program Performance Report 2006-2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://epe.lac-bac.gc.ca/100/201/301/northern_affairs_org_contaminated_sites_prog_perf_rep/2006-2007.pdf Дата обращения: 30.01.2012.
  7. Northern Contaminated Sites Program - Progress Report 2005-2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1318944360402 Дата обращения: 30.01.2012.
Просмотров работы: 111