«ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ США - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ США

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние два года проблематика перехода всей сферы информационных технологий (ИТ) в облака стала все чаще и чаще освещаться не только на страницах узкоспециализированной литературы, но и в средствах массовой информации. Ожидаемым стало усиление интереса государственных структур разных стран мира, ответственных за работу электронных правительств к новым технологиям. Особое внимание они привлекли в США, где чиновники  стали говорить о них как о единственно возможном дальнейшем пути развития архитектуры электронного правительства. В данной работе мы попытаемся оценить вероятность переноса электронного правительства США в облака. Для достижения данной цели, необходимо четко понять, что же такое облачные технологии и какие бонусы и проблемы может принести их использование электронным правительствам различных стран мира и США, в частности.

 Первоначально концепция использования вычислительных ресурсов по принципу общего к ним доступа была предложена в 1960-е годы Джоном Маккарти. Долгие годы его идеи развивались лучшими умами мира, и сегодня существует несколько версий происхождения термина «Облако», и каждая из версий предписывает первенство Google, Microsoft, Dell или Sun. Ниточка в происхождении термина тянется с 1970-х годов и является запутанной историей, поэтому выходит за рамки обсуждения. Но кто бы ни являлся автором термина, отчетливо известно, что только в 2005 году компания Amazon.com запустила первый проект, использующий облачные технологии в своей основе. Столь продолжительный интервал, связан в первую очередь, с отсутствием технической базы в виде широкополосного интернета, без которого развитие вышеозначенных технологий бесполезно.

Облачная технология представляет собой модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общей информационной базе, а также вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам - как вместе, так и по отдельности)[1]. Пользователи могут значительно уменьшить расходы на программное обеспечение так как работа в облаке позволяет избежать покупки лицензионного продукта целиком и зачастую предполагает лишь оплату того времени, которое использовалась данная услуга. Кроме того, исчезает необходимость постоянного улучшения характеристик технического устройства, через которое пользователь получает доступ к облаку.

Среди характеристик облачных технологий, которые рассматриваются как бесспорные плюсы:

  • самообслуживание по требованию - самостоятельное определение серверного времени, скорости доступа и обработки данных, объёма хранимых данных потребителем;
  • универсальный доступ по сети - доступ ко всем услугам вне зависимости от используемого терминального устройства;
  • эластичность - услуги предоставляются в любой момент времени, без дополнительных издержек на взаимодействие с поставщиком, как правило, в автоматическом режиме;
  • учёт потребления - поставщик услуг автоматически исчисляет потреблённые ресурсы (например, объём хранимых данных, пропускная способность, количество пользователей, количество транзакций), и на основе этих данных оценивает объём предоставленных потребителям услуг[2].

С точки зрения поставщика, благодаря объединению ресурсов и непостоянному характеру потребления со стороны потребителей, облачные вычисления позволяют экономить на масштабах, используя меньшие технические ресурсы, чем требовались бы при выделении мощностей для каждого потребителя, а за счёт автоматизации процедур выделения ресурсов существенно снижаются затраты на абонентское обслуживание.

С точки зрения потребителя, эти характеристики позволяют получить услуги с высоким уровнем доступности и низкими рисками неработоспособности, обеспечить быстрое масштабирование вычислительной системы благодаря эластичности без необходимости создания, обслуживания и модернизации собственной аппаратной инфраструктуры. Кроме того, пользователь будет иметь автоматически синхронизированную для всех технических устройств базу, что позволит сократить количество дублируемой информации, а также исключит путаницу в документах [3].

Удобство и универсальность доступа обеспечивается широкой доступностью услуг независящей от класса терминальных устройств (персональных компьютеров, мобильных телефонов, интернет-планшетов).

Все это, по словам американских аналитиков, позволит сделать скачок в развитии электронного правительства, так до появления облачных технологий создать реально работающие системы не удавалось по причине невероятной сложности решаемой задачи. Стоит отметить, что Федеральное правительство США за последнее десятилетие потратило на информационные технологии астрономическую сумму - более 600 млрд. долл., не получив ожидаемых результатов. Например, в США так и не появилась система одного окна, которая могла бы позволить получать доступ ко всем электронным услугам органов власти федерального, регионального и местного уровня. Данный провал обусловлен сложностью консолидации всех центров обработки информации, а также отсутствием единой системы финансирования, которая могла бы позволить закупать однотипное для всей системы программное обеспечение. В отличие от использованных прежде решений, облачный подход позволяет собрать воедино необходимые ресурсы и обеспечить гибкость масштабирования, соответствующую потребностям электронных правительств, что дает основания надеяться на успех новых проектов[4].

Первым, кто провозгласил необходимость в облачных решениях для государственных нужд, был федеральный ИТ-директор США Вивек Кундра. Выступая на парламентских слушаниях с докладом «Преимущества и риски при переводе федеральных ИТ в облако», он заявил: «Информационные технологии полностью видоизменили частный сектор, в том числе и взаимодействие с клиентами. В нашей повседневной жизни мы можем проследить выполнение сделанного нами заказа, его доставку, осуществить покупки и оформить услуги, зарезервировать ресторан или гостиницу, взаимодействовать с друзьями и коллегами. Но если нам приходится иметь дело с госсектором, то тут все иначе, мы вынуждены отстаивать очереди, ждать ответа по телефону, посылать заполненные формы по почте. Все это происходит по вине федерального правительства, которое сохранило убогие технологии, потратив впустую деньги и время... Добиться иного положения можно только с переходом на технологии, изменяющие правила игры, такие технологии есть, и они называются облаками»[5].

Вместе с облаками все ИТ начинают новую фазу существования, область действия изменений распространяется как на персональную деятельность, так и на работу корпораций и государство. Этому переходу способствуют основные преимущества облаков: сохранение приватности данных и безопасность; надежность и готовность, превышающие возможности любой отдельно взятой системы; повсеместность и открытость доступа из любой точки; возможность выбора различных облачных платформ. Раскрытие этих преимуществ зависит не только от прогресса в технологиях, но и от психологических моментов. Немалое значение имеют привычки, необходимо понимать как будет сложно отказаться от собственных компьютеров в пользу облачных ресурсов. Основная надежда на смену поколений и осознание преимущества облаков[6].

Однако никакие сложности не остановили американских разработчиков и их попытки по созданию современного электронного правительства. План, представленный Вивеком Кундрой в декабре 2010 года, привлек к себе огромное внимание. Весь план разбит на разделы, и собственно облакам посвящен первый.

  1. Консолидация центров обработки данных (ЦОД). В 1998 году деятельность федеральных органов власти США поддерживало 432 ЦОД, к 2010 году их число увеличилось до 2094, а согласно входящей в план инициативе по консолидации центров обработки данных Federal Data Center Consolidation Initiative, к 2015 году их число должно быть сокращено до 800.
  2. В 2010-2011 гг. намечено создать внутриправительственную торговую площадку, с помощью которой наладить обмен высвобождающимися мощностями, площадями и оборудованием.
  3. Контракты с основными производителями аппаратного и программного обеспечения позволят в течение 12 месяцев начать предоставление инфраструктурных сервисов основным федеральным ведомствам (облачные системы хранения, виртуальные машины). В полном объеме эта программа потребует 18 месяцев.
  4. Система сервисов должна быть построена так, чтобы их можно было без дублирования распределять между различными подразделениями и ведомствами.

  Не менее важной проблемой Кундра считает отсутствие необходимого управления программными разработками, с ними связана вторая часть плана, включающая меры, направленные на преодоление этой слабости:

  • подготовка специалистов по управлению разработке программного обеспечения;
  • мероприятия, ставящие цель создать консолидированные команды разработчиков;
  • обмен опытом и кадрами между отдельными коллективами для создания в конечном итоге сообщества высокопрофессиональных программистов, работающих на государство[7].

Тем не менее, не стоит забывать об опасностях, которые широко обсуждаются авторитетными специалистами из области ИТ. Главным фактором риска является безопасность. При этом все чаще звучат вопросы не о безопасности частной информации и информации представляющей государственную важность, а о безопасности данной структуры в целом. Некоторые аналитики ещё в 2010 году  предполагали появление проблем с облачными технологиями. Так, например, Марк Андерсон, руководитель отраслевого ИТ-издания Strategic News Service, считал, что из-за значительного притока пользователей сервисов, использующих облачные вычисления, растёт вероятность ошибок и утечек информации с подобных ресурсов. Его опасения не безосновательны так, например, в 2009 году сервис для хранения закладок Magnolia потерял все свои данные[8]. Можно представить к каким последствиям может привести такая техническая неполадка в случае с правительственными сервисами, когда, помимо информации, будет потеряна возможность оперативно решать возникающие перед органами государственной власти вопросы, а это, по мнению многих аналитиков, ставит под угрозу национальную безопасность[9]. Кроме того, используя облако, правительство автоматически передаст всю хранимую в нем информацию владельцу облака, что также увеличит вероятность её утечки. Таким образом, переходя на использование облачных технологий, электронные правительства, станут напрямую зависеть от третьих лиц (владельцы облачных ресурсов, интернет провайдеры), что не может ни сказаться на уровне доверия населения к ним. 

Тем не менее, 9 января 2012 года в рамках федеральной программы управления рисками и авторизацией, предназначенной для отбора поставщиков услуг облачных вычислений для государственных органов, были опубликованы федеральные требования к поставщикам облачных услуг для государственных органов. Исходя из того, что в них Федеральное правительство США установило порядка 170 мер по обеспечению безопасности[10], можно говорить, что преимущества и удобства облачных сервисов были признаны в Вашингтоне, риски не остались без внимания, а план по переносу правительства в облака начал реализовываться.  

  1. Martin R.J., Hoover N. Guide To Cloud Computing / R.J. Martin, N. Hoover - 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.informationweek.com/news/services/hosted_apps/208700713: 6.01.2012
  2. Заединов Р.В. Правительства в «облаках»: преимущества и подводные камни / Р.В. Заединов - 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=19054: 12.01.2012
  3. Облачные технологии - 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ixbt.com/cm/cloud-computing.shtml: 12.01.2012
  4. Черняк Л.А. Облака и правительства / Л.А. Черняк - 2011. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.osp.ru/nets/2011/03/13008369/: 20.01.2012
  5. Там же.
  6. Martin R.J., Hoover N. Guide To Cloud Computing / R.J. Martin, N. Hoover - 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.informationweek.com/news/services/hosted_apps/208700713: 6.01.2012
  7. Черняк Л.А. Облака и правительства / Л.А. Черняк - 2011. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.osp.ru/nets/2011/03/13008369/: 20.01.2012
  8. Харьковский А.В. «Катастрофа облачных вычислений» в 2010 г? / А.В. Харьковский - 2009. - [Электронный ресурс]. - URL:  http://www.3dnews.ru/news/ikatastrofa_oblachnih_vichisleniii_v_2010_g/: 18.01.2012
  9. Anderson J. Safeguarding the Business Needs of Government in the Cloud / J. Anderson - 2011. - [Электронный ресурс]. - URL: http://safegov.org/2012/1/19/safeguarding-the-business-needs-of-government-in-the-cloud: 14.01.2012
  10. Храмцовская Н. США: Опубликованы федеральные требования к поставщикам облачных услуг для государственных органов / Н. Храмцовская - 2012. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.gosbook.ru/node/43883: 22.01.2012
Просмотров работы: 74