АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ 1918 Г. - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ 1918 Г.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире существует множество проблем, таких как:  международный терроризм, угрозы возникновения новых военных конфликтов, распространение ядерного оружия. В связи с этим многие политические деятели и специалисты в области международных отношений заговорили о создании новой системы коллективной безопасности. Поэтому они стали обращаться к историческому опыту, а именно к вопросам функционирования Лиги Наций, которая представляла собой прообраз Организации Объединенных Наций. Проект Лиги Наций был предложен Томасом Вудро Вильсоном, 28 президентом США, после окончания Первой мировой войны. Целью создания международной организации являлось недопущение новых военных конфликтов, а механизм функционирования Лиги представлял собой уникальную возможность для взаимодействия всех стран против новых вызовов миру и безопасности. Сам В. Вильсон внес большой вклад в разработку теории и практики мирового порядка. Все вышеуказанные обстоятельства доказывают актуальность изучения данной темы. Цель данной работы - проанализировать американский проект по выводу мировых держав из Первой мировой войны, предложенный Вудро Вильсоном в 1918 г.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть историю создания американской программы;
  2. Выделить основные компоненты программы;
  3. Охарактеризовать восприятие проекта В. Вильсона в Европе и в США.

При написании работы были использованы нарративные и документальные источники. К первой группе можно отнести речь Вудро Вильсона от 8 января 1918 г., которая представляет собой ежегодное послание президента Конгрессу.  Ко второй группе  относятся архивы полковника Хауза, содержащие разговоры, заметки и переписку полковника с президентом, политическими деятелями.

Октябрьская революция, вырвавшая Россию из империалистической войны, заставила Вильсона поторопиться с формулированием мирной программы. Вильсон полагал, что личное энергичное обращение к воюющим державам может стать моральным поворотным пунктом войны ввиду отсутствия на тот период дипломатического единства между странами Антанты. Приготовления к выработке программы начались еще летом 1917 г., когда с санкции государственного секретаря Р. Лансинга было создано специальное Бюро для подготовки условий мира. Параллельно президент поручил  полковнику Э. Хаузу, своему другу и ближайшему советнику, заняться составлением американской мирной программы.  Таким образом, было сформировано исследовательское Бюро «Инквайе», к работе которого администрация привлекла около 150 специалистов по разным областям знаний. Продуктом деятельности «Инквайе» стал доклад, представленный Вильсону 4 января 1918 г. Э. Хаузом[1]. В целом рекомендации Бюро носили разумный и целесообразный характер.

Дальнейшая выработка программы США осуществлялась лично В. Вильсоном при содействии Э. Хауза. На основе детального изучения рекомендаций экспертов и иностранных меморандумов речь подверглась окончательной доработке, выстроился ее алгоритм, определилась очередность содержащихся в ней пунктов. Дело в том, что программу мирного урегулирования надлежало вписать в формат ежегодного послания  Конгрессу.  В итоге на первые позиции были поставлены общие условия, в отношении которых не прогнозировалось явного неприятия: открытая дипломатия, свобода морей, устранение таможенных барьеров и пр. Сомнения вызывал вопрос о месторасположении вопросов, связанных с территориальными спорами. В. Вильсон многократно советовался с Э. Хаусом по поводу того, в какой последовательности должны идти пункты. В итоге они пришли к заключению, что общие условия уместно разместить перед сюжетом о территориальных притязаниях, а, в качестве финального аккорда, озвучить креативное предложение о создании универсальной международной организации, направленной на недопущение мировых военных конфликтов в будущем[2].

8 января 1918 г. Вильсон обратился с посланием к Конгрессу США, в котором  он оправдывал решение российских представителей в Брест-Литовске прервать мирные переговоры с Германией, поскольку Россия не могла согласиться с выдвинутыми немцами территориальными притязаниями. Обнародование этого послания было попыткой перехватить у большевиков мирную инициативу и не позволить им стать выразителями заметно активизировавшегося в Европе движения за достижение справедливого мира и демократические преобразования.

Рассматривая «14 пунктов» В. Вильсона, условно можно  выделить три основные части: первая часть касалась общих условий будущего мира (пункты с первого по шестой), вторая - территориальных вопросов (с седьмого по тринадцатый), а в третьей части, затрагивавшей последний пункт, говорилось о создании универсальной международной организации. Теперь подробней остановимся на каждой из них.

В первом положении документа содержалось осуждение тайной дипломатии. «Явные мирные договоры, открыто заключаемые, после которых не должно быть никаких частных международных соглашений какого-либо вида»[3]. Такой призыв к открытой дипломатии был весьма демократичным и пользовался большим успехом. Кроме того, это положение было направлено  против тайных договоров держав Антанты.

Во втором пункте речь шла об абсолютной свободе судоходства, как в мирное, так и в военное время[4]. Реализация этого принципа означала бы ликвидацию английского преобладания на море и открытие всех морских коммуникаций для американской торговли. В данный период времени США проводили усиление военного и морского флотов, поэтому реализация данного условия также была им выгодна.

Вильсоновская программа предусматривала устранение таможенных барьеров и учреждение равенства торговых условий для всех государств. Данная мера, по мнению Вильсона, была необходима для установления нового международного порядка»[5]. Смысл данного предложения сводился к тому, чтобы открыть доступ Соединенным Штатам к мировым рынкам сбыта и источникам сырья.

В программе Вильсона говорилось о сокращении национальных вооруженных сил до уровня, совместимого с внутренней безопасностью[6].  Это было необходимо США, поскольку они не имели большой армии, исключая период их участия в Первой мировой войне. Реализация данного предложения означала бы ослабление военной мощи континентальных европейских стран.

В пятом пункте говорилось о «свободном, объективном и абсолютно непредубежденном урегулировании всех колониальных претензий»[7]. В некой степени это положение было направлено против Англии, доминировавшей тогда в мировой торговле и владевшей наибольшим числом колоний.

В шестом пункте говорилось об эвакуации германских войск с русской территории и предоставлении России возможности самостоятельно решать вопрос о своем политическом строе[8]. Содержание этого положения обнаруживает стремление президента США ослабить большевизм и удержать Россию в войне, так как от ее участия зависело положении Антанты на Восточном фронте.

Затем в послании Вильсона следует блок пунктов, касающихся территориальных вопросов и споров. Решением принять следующий пункт была оккупация Бельгии Германией сразу после войны, так как эта территория находилась на пути к Франции. В данном положении говорилось о «выводе войск из Бельгии и ее восстановлении в прежнем состоянии без каких-либо попыток ограничить ее суверенитет»[9].

Восьмой пункт американский президент посвятил Франции. «Вся французская территория должна быть освобождена, ее paйоны, подвергшиеся вторжению, - возвращены. Во имя обеспечения мира во всеобщих интересах должны быть исправлены все несправедливости, допущенные Пруссией в отношении Франции в 1871 г. в том, что касается Эльзаса и Лотарингии, и нарушавшие мир во всем мире на протяжении почти пятидесяти лет»[10]. Следовательно, Вильсон подразумевал передачу прав над  двумя спорными провинциями Франции.

В девятом пункте говорится о границах Италии, а именно об их «установлении в соответствии с четко определенными государственными территориальными разграничениями»[11]. Данное предложение было включено вследствие того, что во время войны произошло смещение границ многих европейских государств из-за оккупации этих территорий Германией и ее союзниками.

Объявив войну Австро-Венгрии только 7 декабря 1917 г., США не собирались ослаблять или перекраивать эту империю. Идея сохранения ее целостности нашла отражение 10 пункте. В то же время, президент США упомянул о «возможности предоставления народам Австро-Венгрии наиболее свободного и благоприятного возможности автономного развития»[12].

Балканский полуостров привлекал Соединенные Штаты своими проливами, поэтому В. Вильсон посчитал целесообразным включение пункта относительно стран данного полуострова. Он заявил, что «Из Румынии, Сербии и Черногории должны быть выведены иностранные войска. Этим странам необходимо возвратить все оккупированные территории; Сербии должен быть предоставлен свободный и безопасный выход к морю. Этим Балканским государствам должны быть обеспечены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целостности»[13].

В положении, касавшегося турецкого вопроса, обращают на себя два момента: Вильсон считал необходимым сохранить Османскую империю, предлагая лишь ввести автономию для подвластных ей народов, и добивался интернационализации Константинополя и проливов, что в перспективе должно было привести к значительному усилению американских позиций в данном районе[14].

Тринадцатый пункт вильсоновской программы был посвящен Польше: «Должно быть образовано независимое Польское государство, которое будет включать территории с бесспорно польским населением. Этому государству должен был быть обеспечен беспрепятственный и безопасный выход к морю и гарантирована политическая, экономическая и территориальная независимость»[15]

И, наконец, в заключительном пункте Вудро Вильсон выдвинул идею о создании международной организации с целью недопущении военных конфликтов в будущем. «Путем заключения особых соглашений следует образовать союз государств с целью обеспечения равных взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности, как крупным, так и малым странам»[16].

Идея создания международной организации разрабатывалась американским президентом уже давно. Еще 27 сентября 1917 г. Вильсон выступил в Метрополитэн-опера в Нью-Йорке с большой речью, имевшей внешнеполитическое значение. Он изложил 5 принципов мирного урегулирования: 1) «беспристрастная справедливость» ко всем странам, в том числе и к противнику; 2)никакое государство и никакая группа государств не должны вступать в соглашения, которые пойдут вразрез с интересами других государств; 3) внутри Лиги наций не должны быть какие-либо другие союзы, особые договоры или соглашения; 4) внутри Лиги наций также не должны быть какие-либо экономические комбинации, как и не должен быть экономический бойкот; 5) никаких тайных договоров или соглашений[17]. Данные принципы мирного урегулирования являлись дополнением к «14 пунктам».

Послание американского президента имело широкое распространение, как  в самих США, так и в Европе. Озвучив свое заявление, Вудро Вильсон позднее говорил, что «На Америку возложена обязанность не просто соучаствовать в системе равновесия сил, но и распространять свои принципы по всему миру». Но, все же словами и обещаниями Вильсону не удалось вернуть Россию в войну. Кроме того, главные союзники - Англия и Франция - сохранили приверженность тайным договорам между собой и малыми союзниками.

16 июля 1918 г. полковник Хауз отправил президенту проект под названием «Устав Лиги Наций». Позднее в июне 1919 г. американский президент тщательно изучил проект Филлимора, директора английской комиссии по вопросу о Лиге Наций. Затем  Вильсон взялся за выработку собственного проекта, который он взял с собой на Парижскую мирную конференцию. Примечательно, что многие идеи Хауза и Филлимора нашли свое отражение в проекте президента США.

По приезду в Европу В. Вильсон ознакомился с английскими проектами генерала Смутса и лорда Р. Сессиля. Впоследствии, президент США заимствовал у них многие положения. Так был создан второй проект Лиги Наций.

Этот второй проект Вильсона по ошибке был доложен личным секретарем президента Буллитом сенату как первоначальный план Лиги Наций, который вызвал множество отзывов и нападков. Но только мнения генерала Блисса  и Давида Хантера Миллера, эксперта и члена американской делегации на Парижской мирной конференции,  имели для президента значение. В итоге, некоторые их замечания  и предложения были внесены В. Вильсоном в свой проект. Таким образом, был составлен третий проект.

Все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том,  что американский президент тщательно разрабатывал проект будущей универсальной организации. Но, биограф Вильсона Р. С. Бейкер, анализируя документы, сказал, что: «При изучении всех документов особенно бросается в глаза следующее обстоятельство: в уставе Лиги нет ничего - ни единой мысли, - которая исходила бы от самого президента»[18]. Следовательно,  проект Лиги Наций Томаса Вудро Вильсона не представлял собой некий оригинальный документ. Президент США лишь систематизировал идеи из разных проектов, учел все предположения и замечания видных политических деятелей и объединил это в одном проекте.

Американская делегация во главе с Вудро Вильсоном приняла участие в Парижской мирной конференции. В ходе мирных переговоров Вильсон подчинил все другие задачи созданию Лиги Наций. Для достижения этой цели он пошел на ряд компромиссов, в частности по контрибуциям и территориальным вопросам, надеясь впоследствии скорректировать их в рамках будущей Лиги. За столом переговоров с другими участниками «большой четверки» - Ллойд Джорджем, представлявшим Великобританию, Клемансо, представлявшим Францию, и Орландо, представлявшим Италию, - Вильсон проявил себя весьма искусным дипломатом. Договор 28 июня 1919 стал кульминацией его политической карьеры.

8 июля В. Вильсон прибыл в США, и уже 10 июля представил текст мирного договора сенату. Но, он встретил резкую оппозицию, возглавляемую представителем республиканской партии Генри Лоджем. Он же возглавил движение против Лиги Наций. В условиях того, что республиканцы представляли большинство в Конгрессе, усиливались настроения против принятия мирного договора, американская общественность еще не была готова к отходу от изоляционизма и в обществе преобладали идеи пацифизма, В. Вильсон отправился в турне по стране с целью пропаганды идеи об участии США в универсальной международной организации. Также он выступал в Сенате с целью защиты своих идей: «Я убежден, что ничто не препятствует ратификации договора, за исключением некоторых сомнений, касающихся значения и последствий определенных статей Устава Лиги Наций; и я должен честно сказать, что не могу понять, почему возникли такие сомнения»[19].

В итоге Вильсон проиграл эту битву. Сенат не желал пропустить договор без внесения в него изменений, но Вильсон отказался пойти на компромиссы, и сенат дважды его отклонил в ноябре 1919 и в марте 1920. Поэтому формально США оставались в состоянии войны вплоть до 2 июля 1921, когда Конгресс (уже при администрации Гардинга) принял, наконец, совместную резолюцию обеих палат, официально объявившую о завершении военных действий. Лига Наций начала свою работу без участия США.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что американская программа мирного урегулирования представляла собой комплекс мер, которые должны были быть реализованы в послевоенном устройстве мира. Данные меры были изложены в «14 пунктах», в речи В. Вильсона от 27 сентября 1917 г., которая, в свою очередь, являлась дополнением к пунктам. Позднее идея создания международной универсальной организации была расширена и детализована в проекте «Лига Наций».   Безусловно, то, программа соответствовала интересам и целям США. По этому поводу американский историк У. Вильям писал, что целью «14 пунктов» было «перестроить систему международных отношений в соответствии с американскими принципами и тем самым сделать возможной доминирующую роль Соединенных Штатов в политической и экономической жизни мира»[20]. Кроме того, сам Вильсон говорил, что «Лига Наций должна сыграть ту же роль, что и доктрина Монро, только в мировом масштабе»[21]. Следовательно, президент США подразумевал превращение международной организации в орудие политики США.

Многие из принципов программы были вполне реалистичными, однако, страны-победительницы отстаивали свои цели и интересы. Рей Бейкер писал, что: «Столкновение интересов, а также те обстоятельства, которые сложились после Первой мировой войны сыграли огромную роль в реализации вильсоновской концепции мироустройства»[22]. Некоторые компоненты американской программы были частично  реализованы, но, в целом,  она потерпела поражение, несмотря на все усилия Томаса Вудро Вильсона.


[1] Сеймур Ч. Архивы полковника Хауза: в 2 т. Т. 2. Пер. с англ. В.В. Проскунина. М.: ООО АСТ, 2004. С. 201.

[2] Там же. С. 203.

[3] Wilson W. Address of the President of the United States delivered at a joint session of the two houses of Congress, 08.01.1918.

[4] Ibid.

[5] Ibid.

[6] Ibid.

[7] Ibid.

[8] Ibid.

[9] Ibid.

[10] Ibid.

[11] Ibid.

[12] Ibid.

[13] Ibid.

[14] Ibid.

[15] Ibid.

[16] Ibid.

[17] Гершов З. М. Вудро Вильсон. М.: Мысль, 1983. 336 с.

[18] Бейкер Р. С. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский. М.: Петроград, 1923. 447 с.

[19] Вильсон В. Речь в защиту Лиги Наций, 19.08.1919.

[20] Гершов З. М. Вудро Вильсон. М.: Мысль, 1983. С. 151.

[21] Там же. С. 156.

[22] Бейкер Р. С. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский. М.: Петроград, 1923. С. 370.

Просмотров работы: 443