Одна из таких серьезных аварий произошла в США в 2010 году, а последовавший после нее разлив нефти стал крупнейшим в мировой истории и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф.
20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на нефтедобывающей платформе «Deepwater Horizon», управляемой компанией «British Petroleum» и расположенной в 80 км от побережья, произошел взрыв. 11 человек погибли, семеро были ранены, а платформа затонула, повредив скважину. Вслед за этим началась утечка нефти, которую удалось остановить лишь к 4 августу 2010 года /6/. Эта авария является одной из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку: ежедневно из скважины, находящейся на глубине около 1,5 км, в воду выливалось до 1000 т нефти. Нефтяное пятно, площадь которого приближалась к 1000 км², привело к серьезному загрязнению побережья Луизианы и других штатов США. Согласно данным «Flow Rate Technical Group», всего за время аварии в воды Мексиканского залива вылилось около 800 тыс. баррелей нефти /10/. В связи с этим, данная авария является глобальной экологической проблемой, привлекает внимание мировой общественности и требует исследования. Именно поэтому целью данного исследования является анализ экономических и политических последствий аварии в Мексиканском заливе в 2010 году.
Поставленная цель требует решения ряда задач:
Расследование причин катастрофы проводилось параллельно несколькими организациями и ведомствами: совместно Министерствами внутренней безопасности США и внутренних дел США, также совместно проводили расследование Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов и Береговая охрана США, параллельное расследование вели Конгресс США, Министерство юстиции США и компания «BP» /8/.
8 сентября 2010 года компания «BP» опубликовала свой доклад о расследовании причин взрыва на нефтяной платформе «Deepwater Horizon», который в течение четырех месяцев готовила команда из более 50 специалистов, возглавляемая главой по безопасности операций компании «BP» М. Блаем. Согласно докладу причинами аварии стали человеческий фактор, в частности неправильные решения персонала, технические неполадки и недостатки конструкции нефтяной платформы, всего было названо шесть основных причин катастрофы /5/.
14 сентября 2011 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов и Береговой охраны США. Выводы, озвученные в данном докладе, являются окончательными.
Всего в докладе установлено 35 причин, повлекших взрыв, пожар и разлив нефти. В 21 причине единственным виновником является компания «BP» - владелец платформы, в 8 причинах вина «BP» признана частичной. Также вина обнаружена в действиях обладающей месторождением швейцарской компании «Transocean» и американской компании «Halliburton» - подрядной организации, проводившей глубоководное цементирование скважины /9/.
Главной причиной названо стремление «BP» сократить расходы по разработке скважины, ради этого она пренебрегла рядом норм безопасности. Причинами были названы: недостаток информации, неудачная конструкция скважины, недостаточное цементирование и изменения в проекте.
Единственный виновный человек, чье имя озвучено в докладе - это инженер компании «BP» М. Хэйфл, который принял решение не проводить анализ, определяющий качество цементирования, и отказался исследовать аномалии, обнаруженные в результате другого важного анализа /9/.
Таким образом, основная вина лежит на компании «BP», в ее адрес направлено больше всего претензий, поскольку именно она была ответственна за безопасность буровой установки.
«British Petroleum» - британский нефтегазовый гигант, третья по величине из публично торгующихся компаний в мире, что продемонстрировано на рисунке 1. Компания ведет разведку и добычу нефти и газа по всему земному шару, добывает около 3,8 млн. баррелей нефти в день и владеет более чем 22 тыс. автозаправочных станций по всему миру. В России «BP» принадлежат 50 % акций компании «ТНК-BP», основные активы которой сосредоточены в РФ /3/.
Данная авария имеет негативные последствия для всей экосистемы региона на многие десятилетия вперед. Президент США Б. Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «беспрецедентной экологической катастрофой» /1/. Загрязнению подверглись сотни миль побережья штатов от Флориды до Луизианы, пострадали более 120 видов птиц, популяция морских черепах, устриц, моллюсков и дельфинов. Нефть попала в прибрежные болота и природные заповедники, играющие жизненно важную роль в поддержании жизнедеятельности перелетных птиц. В Мексиканском заливе расположены тропические коралловые рифы, которые могут погибнуть от воздействия разлива нефти на их хрупкую экосистему. Но реальные экологические последствия аварии можно будет оценить только через несколько лет /6/.
Однако катастрофа имеет также серьезные экономические и политические последствия. Она ставит под угрозу источники средств существования тысяч американцев, живущих в прибрежных районах. Так в рыбной промышленности Луизианы работают свыше 27 тыс. человек, а удельный вес ее продукции в области ловли морепродуктов в США достигает 40 % /10/. В течение 3,5 месяцев рыболовный промысел в Мексиканском заливе был запрещен, в настоящее время действуют ограничения /12/.
Кроме того, в прибрежных штатах - Луизиане, Алабаме, Миссисипи и Флориде - из-за разлива нефти серьезно пострадали фермы по выращиванию устриц и креветок. Поставщики морепродуктов несут огромные убытки, а в США значительно выросли цены на этот вид продукции /6/.
Необходимо отметить, что нефтедобыча как отрасль критически важна для США. Шельфовый нефтекомплекс вносит в американский ВВП до 11 млрд. долларов ежегодно /10/. На рисунке 2 видно, что только на находящихся в ведении федеральных властей нефтяных офшорах (три и больше морских миль от берега) добывается 27 % всей американской нефти. С учетом добычи в принадлежащей штатам трехмильной морской зоне эти цифры следует увеличить как минимум на треть - до 36 % и 20 % соответственно /4/. Чтобы уровень добычи не снижался, на нефте- и газоносных 68 млн. га океанского дна, содержащих около 10 % разведанных запасов газа и 40 % нефти, требуется практически непрерывное бурение новых скважин /10/.
Еще в марте 2010 года Б. Обама представил проект новой энергетической программы, касающейся освоения прибрежного шельфа. Предполагалась отмена принятого по экологическим соображениям и действующего в течение 20 лет моратория на разработку нефтяных месторождений прибрежного шельфа. Запасы нефти в Мексиканском заливе оцениваются в 14,5 млрд. баррелей, а их разработка снизит зависимость американской экономики от импорта энергоносителей /2/.
В США - сильное экологическое лобби и поэтому авария негативно отразилась на освоении месторождений региона: в июле 2010 года был введен новый мораторий на глубоководное бурение в Мексиканском заливе, что поставило под угрозу существование тысяч рабочих мест. Неудивительно, что этот запрет вызвал негативную реакцию не только стороны нефтяных компаний, но и со стороны общественности. По данным Департамента труда США, запрет на бурение привел к тому, что рабочих мест временно лишились от 8 до 12 тыс. человек /1; 10/.
Под влиянием политических и финансовых соображений данный мораторий был отменен в октябре 2010 года - для продолжения бурения компании должны выполнить все новые требования по повышению безопасности таких работ и провести переподготовку персонала. По мнению, главы центра экологических исследований при университете Мэриленда и члена правительственной комиссии по расследованию причин аварии на нефтяной платформе Д. Бойха это займет довольно продолжительное время, а пока рост нефтяной индустрии США существенно замедлится /4; 9/.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что примеру США последуют многие страны. Они пересмотрят допустимость бурения на тех или иных месторождениях, приостановив технологически рискованные проекты и резко ужесточив требования безопасности. И это при том, что добыча углеводородов в последние десятилетия в основном осуществляется в морях, так как большинство сухопутных месторождений уже истощены. Сегодня на морскую добычу приходится до 60 % от мировой добычи нефти и газа /12/. Поэтому даже частичная «заморозка» таких разработок способна существенно снизить предложение на рынке энергоносителей.
Добыча нефти в Мексиканском заливе имеет также политическое значение. Многие эксперты считают, что существует связь между досрочным снятием моратория и стремлением администрации Б. Обамы восстановить свои политические позиции. Разработка этих месторождений призвана обеспечить энергетическую независимость США от внешних поставщиков - Венесуэлы, Бразилии и стран Ближнего Востока /6/.
Специалисты проводят аналогию между данной аварией и ураганом «Катрина», случившемся при президенте США Дж. Буше-младшем в 2005 году.
Несмотря на то, что рейтинг президента США Б. Обамы оказался выше, чем у Дж. Буша после урагана «Катрина», его позиции существенно ослабли. Опрос, проведенный американским институтом общественного мнения «Gallup», показал, что 42 % американцев против 33 % довольны тем, как Б. Обама реагировал на аварию. Для сравнения: сразу после «Катрины» 42 % опрошенных против 35 % были недовольны тем, как Дж. Буш-младший помогал пострадавшим от урагана /7/.
Однако, большинство американцев, по данным «Gallup», считает, что лидер государства должен более жестко вести себя по отношению к руководству компании «BP», несущей ответственность за аварию. 71 % американцев заявили, что Б. Обама, по их мнению, недостаточно строг по отношению к «BP». Также выяснилось, что 8 из 10 граждан США боятся, что катастрофа в Мексиканском заливе нанесет ущерб национальной экономике, и будет способствовать росту цен на продукты и энергоносители. 6 из 10 опрошенных полагают, что «British Petroleum» должна возместить финансовый ущерб всем пострадавшим от утечки нефти, даже если это грозит компании банкротством. Роль правительства, по мнению американцев, заключается в том, чтобы заставить компанию понести ответственность в полной мере /7/.
Что касается финансовых потерь компании «BP», то, как подсчитали аналитики из швейцарского инвестиционного банка «Credit Suisse», только на ликвидацию последствий аварии потребуется от 11 до 17 млрд. долларов, а на выплаты компенсаций за экономический ущерб рыболовной отрасли и туризму - еще не менее 14 млрд. долларов /5/. Даже для такой крупной компании как «BP» это огромная сумма.
Многие эксперты дают рекомендации США для того, чтобы предотвратить подобную аварию в будущем. Так, один из сопредседателей комиссии по причинам аварии Б. Рейлли призвал к системным реформам в компаниях-виновницах аварии, чтобы «избежать подобной халатности и непродуманных решений в будущем» /8/. Всемирный фонд дикой природы распространил заявление, в котором призывает правительство США и мировые нефтегазовые компании приостановить ряд шельфовых проектов /11/.
На наш взгляд, всей мировой нефтегазовой отрасли необходимо усилить правила эксплуатации скважин и меры безопасности на них. А также мы считаем, что беспрецедентная по последствиям авария может стимулировать в ближайшее время интенсивный поиск альтернативных источников энергии, что явилось бы выходом из сложной энергетической ситуации в США.
Кроме того, по мнению самого президента США Б. Обамы, катастрофа в Мексиканском заливе является «самым горьким и мощным напоминанием о том, что пришло время обратить внимание на чистые источники энергии». Президент США призвал конгрессменов разработать закон об энергетической реформе, который будет ориентировать американскую экономику на освоение чистых видов энергии - энергии солнца, ветра, приливов, глубинного тепла Земли, топлива из биомассы, наконец, энергии управляемого термоядерного синтеза. «Мы должны прекратить быть зависимыми от ископаемых видов топлива. Переход на чистые источники энергии поможет росту экономики и создаст миллионы рабочих мест», - заявил Б. Обама /2/.
Интересно, что уже сейчас ученые подсчитали, что если покрыть солнечными батареями лишь 1 % пустыни Сахары, то электричества хватит для всех жителей Земли. Недавно 20 крупных немецких компаний разработали такой проект. В нем примут участие такие финансово-промышленные гиганты, как «Siemens» и «Deutsche Bank». Инженеры планируют вывести суммарную мощность всех солнечных элементов проекта до 100 гигаватт. Для этого необходимо 10-15 лет работы над воплощением проекта и 400 млн. евро инвестиций /4/.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что авария в Мексиканском заливе имеет серьезные экологические, экономические и политические последствия для дальнейшего развития.
К основным экономическим и политическим последствиям аварии следует отнести:
Главный урок, который извлекли для себя американцы из этой аварии, озвучил глава комиссии по причинам аварии Б. Грэхэм: «Главное - не допустить возникновения подобной аварии никогда в будущем» /8/.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ