Продовольственная безопасность как главная цель аграрной политики государства - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Продовольственная безопасность как главная цель аграрной политики государства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема продовольственной безопасности населения стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом в связи с социально-экономическими процессами в развивающихся странах с середины 70-х годов ХХ века. Возникло глобальное противоречие, когда абсолютное перепроизводство продовольствия в развитых странах сопровождалось массовым голодом и недоеданием населения в ряде стран третьего мира. Это со всей очевидностью продемонстрировало, что, зачастую хроническая, продовольственная нестабильность, связана не столько с теорией убывающего плодородия Мальтуса или неразвитостью аграрного сектора, сколько с уровнем экономического развития и бедностью значительной части населения отдельных государств, что делает недоступным продовольствие по ценам рынка.

В этой ситуации проблема продовольственной безопасности населения стала предметом пристального внимания со стороны мирового сообщества и уже в декабре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) "Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире". Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется. Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Проблема продовольственной безопасности населения России - одна из центральных в экономической, политической и социальной жизни страны. В ближайшие 40 лет, по оценкам зарубежных специалистов, проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире. Многие эксперты говорят об окончании нефтяной эпохи и о начале эры, когда ведущим фактором мировой политики становится продовольствие.

Поэтому в данной работе была поставлена цель - рассмотреть механизмы в области обеспечения и поддержания продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В 1996 году на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. В указанной декларации продовольственная безопасность определена как - "состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны". Также отмечено, что источником продовольственной нестабильности является бедность.

Продовольственная безопасность населения (в терминологии мировой литературы), в первую очередь, определяется макроэкономической ситуацией, эффективностью общественного производства и доходами населения. Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. К ним относят - долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, - территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), - уровень "удобства" продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), - степень "натуральности" и доброкачественности продуктов, - влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии, массовое коммерческое освоение которых началось в 1995 году и др.

На данный момент в России обеспечение продовольственной безопасность определяется:

1.Правительством Российской Федерации, которое проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению; осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.
2.Органами государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти. Они реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Россия получает полноправный доступ к мировым информационным ресурсам в области сельского, лесного, водного хозяйства и рыболовства, хранения и переработки сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции, экологии сельских территорий, а также к международной базе статистических данных по этим отраслям

Совет безопасности РФ - совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. К нему относятся вопросы законодательного обеспечения :аграрной политики; продовольственной политики; социального развития села; научно-технического обеспечения агропромышленного комплекса; лесного хозяйства, лесоустройства; охотничьего хозяйства; рыбохозяйственного комплекса; сохранения плодородия, охраны почв, мелиорации земель и агрохимии; земельного законодательства, землепользования, управления земельными ресурсами; материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса; финансово-кредитной, налоговой, тарифной и таможенной политики в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; качества и сертификации сельскохозяйственной и пищевой продукции; государственных нужд в части продовольствия; контроля в сфере воспроизводства объектов животного мира

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (агропромышленный комплекс и рыболовство). Так же Минсельхоз России входят: Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции. Департамент государственной политики в сфере АПК и информации. Департамент лесного хозяйства. Департамент сельского развития и социальной политики. Департамент государственной службы и кадровой политики. Департамент научно-технологической политики и образования. Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности. Департамент финансов и бюджетной политики. Департамент экономики и анализа. Департамент административной работы и внешних связей. Департамент растениеводства, химизации и защиты растений. Департамент мелиорации. Департамент животноводства и племенного дела. Департамент ветеринарии.

ОАО «Объединённая зерновая компания» (ОАО «ОЗК», ОЗК)- российская государственная агропромышленная компания, ориентированная на развитие и эксплуатацию объектов инфраструктуры зернового рынка, реализацию экспортного потенциала российского зерна на мировом рынке, активное проведение торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке.

Российский Зерновой Союз- всероссийское объединение участников зернового рынка. Союз является некоммерческой организацией и объединяет более 530 организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с производством, хранением, очисткой, сушкой, переработкой, внутренней и внешней торговлей зерном, хлебопродуктами, комбикормами, определением их качества и сертификацией, а также организации инфраструктуры зернового рынка, оказывающие финансовые, страховые, сюрвейерные, снабженческие, транспортные, научно-технические, информационные и иные услуги, обеспечивающие функционирование зернового сектора экономики.

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации 1 февраля 2010 г. состоялось событие, важность которого трудно переоценить - Президент РФ подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»2010 г. Доктрина формирует пространство возможностей, в которых выстраины свои стратегии конкретные участники рынки - производители сырья, переработчики, экспортеры, импортеры.

Фактически «Доктрина продовольственной безопасности» стоит на трех смысловых китах: доля собственного производства по основным видам продовольствия, качество этого продовольствия и его доступность для населения. Государство приняло на себя серьезные обязательства. Во-первых, добиваться физической и экономической доступности продовольствия для населения (то есть чтобы оно не исчезало с прилавков и продавалось по справедливым ценам).Чтобы повысить экономическую доступность продовольствия, государство намерено бороться с бедностью, поддерживать неимущих, организовывать питание беременных и школьников. Речь в доктрине прямо идет об адресной помощи тем группам населения, "уровень доходов которых не позволяет обеспечивать полноценное питание".Чтобы повысить физическую доступность продовольствия, решено развивать межрегиональную интеграцию, более эффективно поддерживать регионы, в которых продуктов производится недостаточно, повышать транспортную доступность отдаленных регионов и создавать условия для развития объектов торговли и общественного питания.

Физическая доступность продовольствия в России.

Физическая доступность продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте.

Физическая доступность пищевых продуктов во многом определяется развитием торговой инфраструктуры. На начало 2009 г. в стране работало 41,3 тыс. специализированных магазинов по продаже пищевых продуктов, их число возросло по сравнению с предыдущим годом на 7,7 тыс. или на 23%. Кроме того, торговля продовольственными товарами осуществляется в неспециализированных магазинах, а также на 3,7 тыс. розничных рынках, из них сельскохозяйственных - 170, сельскохозяйственных кооперативных - 7.

Определенные сложности в развитии инфраструктуры продовольственного рынка связано с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты.

Кроме того, существует проблема с обеспечением населения отдаленных сельских территорий с неразвитой дорожной сетью, что частично определяется снижением активности в деятельности потребительской кооперации.

Изменилась ситуация в сельском хозяйстве. В течение последних десяти лет валовая продукция сельского хозяйства росла. Даже в кризисный 2009 г. был рост сельхозпроизводства (1,2%). И только засуха 2010 г. подкосила рост цифр: падение сельхозпроизводства в 2010 г. составило около 10%. В 2000-ые годы росли не только валовые показатели, но и производство на душу населения.

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, кг.

 

2000 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2000 г.

Зерно

451

576

762

169

Картофель

200

191

204

102

Овощи

74

81

92

125

Мясо в убойной массе

30

40

44

147

Молоко

222

226

228

103

Яйца, шт.

234

267

266

114

Сахар (из сахарной свеклы)

10,8

22,5

24,5

227

Растительное масло

9,4

19,3

17,4

186

В последние годы (2000-2008 гг.) в сельском хозяйстве по ряду направлений произошли положительные изменения. Был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализовался приоритетный национальный проект «Развитие АПК», начала осуществляться Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Повысилась доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, лизингу машин и оборудования, племенных животных.

Но в целом ситуация с потреблением продовольствия в стране остается напряженной. Трудно поверить, но факт: объем производства молока в 2008 году был сопоставим с его уровнем в 1958 году, мяса в целом - в 1970 году, яиц - в 1977 году. А поголовье КРС у нас такое же, как после коллективизации в 1933-1934 гг. Лишь картофель и хлебопродукты россияне потребляют с превышением рациональных норм питания. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов составляет 61% от нормы, рыбной продукции - 56%, овощей - 76%, молока и молокопродуктов - 88%. Конечно, высокодоходные группы населения потребляют больше. Но  в целом, в 2008 г. ниже рациональной нормы потребляли молока и молокопродуктов примерно 80% населения страны, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов - 50-60%, фруктов - 70%, сахара - 30%, хлеба и хлебных продуктов - 20%. Но даже этот уровень потребления достигается с помощью импорта. Потребление таких продуктов как овощи и бахчевые, яйца ниже рациональных норм во всех группах населения, в том числе с высокими располагаемыми ресурсами.

Определенные сложности в развитии инфраструктуры продовольственного рынка связано с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты.

По оценкам, исходя из материалов обследования домашних хозяйств, в 2008г. ниже рациональной нормы потребляют молока и молокопродуктов примерно 80% населения страны, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов - 50-60%, фруктов - 70%, сахара - 30%, хлеба и хлебных продуктов - 20%.

Уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на душу населения в среднем на душу населения в России в 2009 г. было произведено 379 кг. сельскохозяйственного продовольствия, что в два раза меньше, чем было произведено в 1990 г.);

Что касается энергетической ценности пищевого рациона населения, тосуточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал - в 1990 году), по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий.

Повышению уровня продовольственной независимости в последние годы способствовал рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения .

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, кг

 

2000 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. в % к:

2000 г.

2007 г.

Зерно

451

576

762

169

133

Картофель

200

191

204

102

107

Овощи

74

81

92

125

114

Мясо в убойной массе

30

40

44

147

110

Молоко

222

226

228

103

101

Яйца

234

267

266

114

100

Сахар (из сахарной свеклы)

10,8

22,5

24,5

227

109

Растительное масло

9,4

19,3

17,4

186

91

Несколько увеличилась доля отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в товарных ресурсах внутреннего рынка и соответственно снизилась доля импортной продукции на рынке. Вместе с тем доля импорта остается крайне высокой и не соответствует общепринятым нормам.

Одним из направлений обеспечения продовольственной безопасности страны является формирование резервов и запасов. В сельском хозяйстве для регулирования рынка образован интервенционный фонд зерна, в который было закуплено в 2008 г. более 8 млн. т на сумму 38,6 млрд. руб., что составило 7,5% к валовому сбору зерна и примерно 10% к его внутреннему потреблению на пищевые и производственные цели (корма, семена). Создание такого фонда позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Доходы населения и экономическая доступность продовольствия в Росии.

В рамках социальной защиты населения и доступности основных продуктов питания была заявлена идея адресной помощи малообеспеченным потребителям. За этим стояла достаточно революционная мысль о том, что государство должно реагировать на рост цен на продовольствие не только поиском виноватых в цепочке «производитель-переработчик-продавец», но и принципиально иным способом - непосредственно дотируя потребителя, что резко отличает рынок продовольствия от всех остальных рынков. Но идея адресной помощи не была развита последующими документами, в частности планом мероприятий по реализации Доктрины, и не стала реальным направлением социальной политики. Однако сам факт упоминания адресной помощи в документе такого уровня оценивался крайне положительно аграрными лоббистами, не оставляющими надежд на дальнейшее развитие этой темы.

Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, обеспечивающим при сложившихся ценах возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления.

Эти показатели по наиболее ценным пищевым продуктам в среднем по стране остаются крайне низкими при том, что удельный вес расходов населения на питание занимает более одной трети расходов на конечное потребление (в расчете на члена домохозяйства).

Потребление отдельных видов пищевых продуктов на душу населения (в % к рациональным нормам потребления)

Лишь потребление картофеля и хлебопродуктов соответствует и даже превышает рациональные нормы питания.

Расходы на питание в структуре расходов на конечное потребление в 2008 г. составили 34,5% и возросли по сравнению с их долей в 2007 г. на 0,5 процентных пункта, в том числе денежные расходы в потребительских расходах -  соответственно 31,7% и и на 0,7 процентных пункта. Этот показатель в 2-4 раза выше, чем в развитых странах мира, где он составляет 6-12%.

Однако еще более негативное положение сложилось с экономической доступностью, если ее рассматривать по группам населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов.

По данным группировки Росстата за 2008 г., по 10-процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов в среднем на потребителя в год потребление в группе с наименьшими ресурсами ниже чем в группе с наибольшими ресурсами: овощей и бахчевых в 2 раза; фруктов и ягод - в 3,1; сахара - в 1,7; мяса и мясных продуктов - в 2,2; молока и молочных продуктов - в 1,9, яиц - в 1,6, рыбы и рыбопродуктов - в 2,1, масла растительного - в 1,4 и даже картофеля - в 1,3 и хлеба и хлебных продуктов - в 1,2 раза.

В группах населения с меньшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами существенно выше удельный вес расходов на питание, чем соответственно в группах с более высоким их уровнем .

I группа - население с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами;

X группа - население с наибольшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами.

Удельный вес расходов на питание в расходах на конечное потребление по 10-ти процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых доходов за 2008 г., %

Наиболее тяжелое положение с экономической доступностью к пищевым продуктам зафиксировано в многодетных семьях: в семьях, имеющих четырех и более детей в возрасте до 16 лет, расходы на одного члена семьи на питание на 38% меньше, чем в тех семьях, где один ребенок.

 

Расходы на питание в домашних хозяйствах в зависимости от числа детей в 2008 г., рублей, %

В 2009 г.  не произошло относительного улучшения положения более бедных слоев населения. Их доля в общей численности населения в первом полугодии была на уровне, равном этому показателю за соответствующий период предыдущего года.

Вообщем, потребление продуктов питания по отдельным группам населения и индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции в 2006 г. цены на основные продовольственные товары начали повышаться и к 2008 г. достигли своего максимума за последние 30 лет, увеличившись более чем в два раза, что стало причиной снижения потребления продовольствия малоимущими слоями населения, а число людей, страдающих от хронического голода, в мире увеличилось на 115 млн чел. и достигло миллиардного уровня.

В 2009 г. наиболее высокий индекс цен (сентябрь к декабрю 2008 г.) был отмечен по сахару-песку - 150,6%, рыбе и морепродуктам - 113,5%, его снижение - по маслу подсолнечному - 81,8%, яйцам - 83,1%, молоку и молочной продукции - 99,2%,в 2010 году из-за засухи были подняты цены на крупы.

При этом цены реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей по молоку снижались более высокими темпами, чем потребительские цены на выработанную из него молочную продукцию.

Если цена реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями на молоко уменьшилась за январь-август на 14%, то потребительские цены на питьевое пастеризованное молоко - на 3%, масло сливочное - на 1%, сыры сычужные твердые и мягкие - на 5%, а на молоко сухое цельное  даже возросли на 4%.

Чтобы понять серьезность проблемы достаточно сравнить потребление некоторых продуктов в России и других развитых странах (По данным Российского союза предприятий молочной отрасли).

Потребление молочных продуктов в некоторых странах мира в 2009 г., кг/чел. в год.

Страны

Молоко питьевое

Масло сливочное

Сыр

Россия

69

2,5

5,9

Австралия

116

3,8

12,0

США

81

2,3

14,9

Канада

83

2,8

12,1

Уругвай

73

1,5

6,0

Заметим, что расходы на питание в структуре расходов на конечное потребление в 2008 г. составляли 34,5%. В развитых странах мира этот показатель варьирует в пределах 6-12%. И это средние показатели. Понятно, что в низкодоходных группах ситуация значительно хуже. В нижней децильной группе (10% населения с наименьшими располагаемыми ресурсами) в 2008 г. на питание уходило 54,9%.

Адресная помощь малообеспеченным гражданам, заявленная в Доктрине, составляла одно из принципиальных новшеств социальной политики. Поясним: на сегодняшний день в России социальная политика осуществляется в разрезе категорий населения (пенсионеры, многодетные семьи и пр.) Но положение отдельных людей внутри этих групп сильно различается. Есть многодетные олигархи и у них есть отцы-пенсионеры. В Доктрине был озвучен новый подход - помогать «точечно», именно тем, у кого доходы не достаточны для потребления определенного набора продуктов питания. То есть перейти от категорий к конкретным людям. На уровень технических мер идея так и не снизошла.

Тут следует заметить, что ничего нового не изобреталось. Продовольственные талоны для бедных - нормальная практика, например, в США. Эти талоны являются эквивалентом денег, то есть отовариваются в обычных магазинах по определенному перечню товаров. И никто не говорит, что продовольственные талоны - это позор Америки.

Когда же в РФ начинают обсуждать введение подобных мер, то поднимается волна возмущений, - продовольственные талоны считаются отсылкой в прошлое страны. Есть и другая причина их неприятия - принципиальная неготовность признать, что бедные - это не досадный сбой, а имманентно присущий рынку социальный результат. Кроме того, создание списков для продовольственных дотаций - крайне сложная работа, чреватая коррупцией. По тем или иным соображениям идея адресной помощи в части доступности продуктов питания не нашла реализации в дальнейших нормативных документах.

Качество и безопасность продовольствия.

Не улучшается положение с качеством пищевых продуктов, поступивших на потребительский рынок. По данным Росстата, в первом полугодии 2009 г. установлено ненадлежащее качество или опасность отечественных продовольственных товаров : мяса и птицы - 10,7%, рыбной продукции - 12,4%, сыров и цельномолочной продукции  - 5,5-5,9%, крупы - 7,6%, консервы плодоовощные - 6,3%. При этом по большинству продовольственных товаров импортная продукция оказалась по качественным показателям ниже отечественной, в том числе рыба и рыбопродукты - 21,5%, сахар - 30%, цельномолочная продукция - 9,7%, консервы плодоовощные - 8,5%. 

Такая непростая ситуация складывается из-за общего уровня коррупции в надзорных службах, когда любой сертификат можно получить за деньги без должной проверки безопасности товара.

Определенное влияние на качество продуктов питания оказывает принятый Федеральный Закон «О техническом регулировании». Хотя данный документ преследует, безусловно, благую цель - избавление производства от бюрократических процедур, связанных с подтверждением соответствия продукции устаревшим ГОСТам, для индустрии производства продуктов питания он может иметь неоднозначные последствия.

Дело в том, что технические регламенты, которыми заменили ГОСТы, вместо требований к качеству продукции устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие ее биологическую, химическую и радиационную безопасность. Таким образом, состав продуктов питания может быть произвольным (при условии его безопасности), что с учетом российской смекалки и способности использовать любую лазейку в законе, расширяет возможности для фальсификации продуктов питания.

Реальная новация Доктрины - объединение в понятии безопасности количества, качества и доступности продовольствия - осталась декларацией, не формирующей новые управленческие практики.

Качество продуктов питания осталось головной болью санитарной службы страны, а доступность по-прежнему ограничивается ценовым мониторингом, осуществляемым Министерством экономики, с соответствующими поисками виновных. С 15 февраля 2010 года обязательная сертификация большинства продуктов питания отменена. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий. Предполагается, что указанные изменения в законодательстве РФ снизят бюрократические барьеры для развития бизнеса и будут способствовать сокращению расходов производителей по выводу своей продукции на рынок. В то же время теперь потребуется гораздо больше усилий, чтобы убедить скептически настроенных российских потребителей, что продукты, которые они покупают, действительно безопасны. В настоящее время остается неразрешенной проблема производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, создания систем качества именно в производственном процессе в самих поставщиках - производителях сельскохозяйственной продукции - сельскохозяйственных кооперативах, хозяйственных обществах и товариществах и др. Речь идет о создании в каждом из них системной, документированной организации контроля за всеми технологическими процессами, обеспечивающими в конечном счете то или иное качество сельскохозяйственной продукции. Со времени вступления в силу Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» прошло много лет, а сдвиги в совершенствовании контроля качества сельскохозяйственной продукции на уровне ее производителей незаметны. Тому есть и субъективные, и объективные причины (в числе последних - частые реорганизации, связанные с приватизацией, банкротством, и др.).

***

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в нашей стране показатели продовольственной безопасности не реализуются в полной мере.

Принятая правительством доктрина, для улучшение продовольственной безопасности в России не нанесла вреда аграрному бизнесу и потребительскому рынку (в чем можно считать ее плюс). Но и не стала действенным элементом аграрной политики. Она не вызвыла практически никаких сдвигов в области безопасности. Правильные слова не порождают автоматически эффективные управленческие практики. Отсюда можно сделать вывод: Для поддержания продовольственной безопасности страны нужны более решительные и разработанные действия. А именно:

  • совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;
  • осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;
  • оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
  • оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;
  • сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Список Литературы:

  1. Доктрина продовольственной безопасности Р Ф от 30 января 2010 г. № 120.
  2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности, 13 ноября 1996 года
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля 2011 г.)
  4. Федеральный закон о развитии сельского хозяйства (с изменениями на 24 июля 2009 года)
  5. Скрынник Е. Продовольственная безопасность - важная составляющая системы национальной безопасности России. - М.: АПК: экономика, управление№1, 2010.
  6. Ушачев И.Г., Серков А.Ф. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. URL: http://www. vniiesh.ru /publications/Stat/4949.html
  7. Швецова И.В. Продовольственная безопасность РФ. // Современные научные исследования и инновации. - Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3149
  8. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/
  9. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - http://www.mcx.ru/
Просмотров работы: 252