ВНУТРИФИРМЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВНУТРИФИРМЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности начиная с 2002 года разрабатываются с учетом международных стандартов аудита (МСА), поэтому логично при разработке внутрифирменных аудиторских стандартов по оказанию сопутствующих аудиту услуг, провести небольшое их сравнение по отношению к рассматриваемому вопросу. 

В международной аудиторской практике специальный стандарт 120 «Концептуальные основы Международных стандартов аудита» устанавливает разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, определяет уровни уверенности аудитора при формировании мнения по финансовой отчетности организаций.

В соответствии с этим стандартом  к сопутствующим услугам относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Проведение аудита и обзора должно позволить аудитору обеспечить высокий и средний уровни уверенности. Задания по проведению согласованных процедур и подготовке информации не предусматривают, что аудитор, должен будет выразить уверенность.

Настоящая концептуальная основа не применяется к другим услугам предоставляемых аудиторами таким как, услуги по налогообложению, консультирование, а также рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам. 

В контексте данной Концептуальной основы уверенность рассматривается как выражение аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Для выражения такой уверенности аудитор оценивает доказательства и составляет заключение. В данном стандарте дается определение и характер действий  при  обзоре, при проведении согласованных процедур и подготовке информации.

Одновременно в составе международных стандартов аудиторской деятельности, предусмотрены пять стандартов, которые регулируют общие вопросы оказания сопутствующих услуг и специальных заданий:

  1. «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей» (800);
  2. «Проверка прогнозной финансовой информации» (810);
  3. «Задания по обзору финансовой информации» (910);
  4. «Задания по выполнению согласованных процедур» (920);
  5. «Задания по подготовке финансовой информации» (930);

В отечественной аудиторской практике разграничения между аудитом и сопутствующими аудиторскими услугами предусмотрено в законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральном правиле (стандарте) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Однако, четко сформулированного отличия аудита и сопутствующих ему услуг, особенно в отношении уровня уверенности в российских нормативных актах нет.

К настоящему времени, из пересмотренных и вновь разработанных федеральных правилах, нет стандартов, касающихся сопутствующих услуг. И в этой сфере деятельности аудиторские организации должны руководствоваться российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которые до сих пор переживают интеграционные процессы в системе  нормативно законодательных актов на основе международных стандартов аудита.

Соответственно, в дальнейшем планируется разработка федеральных правил (стандартов), на основе международных стандартов аудиторской деятельности и в части оказания аудиторскими организациями  сопутствующих услуг и специальных заданий.

Таким образом, аудиторские организации, при разработке своих внутрифирменных стандартов  по оказанию сопутствующих услуг должны опираться на имеющиеся правила.

На современном этапе развития мирового рынка аудиторских услуг, как за рубежом, так и в России характерно расширение спектра сопутствующих аудиту услуг и специальных аудиторских заданий. Опыт зарубежных аудиторских фирм и объединений показывает, необходимость сотрудничества с клиентами (экономическими субъектами) от консультирования в области корпоративной стратегии, оптимизации и преобразования бизнеса клиента, диагностического исследования управленческих технологий до разработки справочно-информационных систем, автоматизации рабочих мест, и объем данной аудиторской деятельности, в отдельных фирмах  составляет  до 50% от общего объема аудиторских работ.

В соответствии с пунктом 5 первой статьи  Федерального закона №307 «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Согласно п.4 Правила (стандарта) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»  (Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523), к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся: обзорные проверки; согласованные процедуры; компиляция финансовой информации.

Данный стандарт аудиторской деятельности не применяется к другим видам сопутствующих аудиту услуг, предоставляемых аудиторами, а именно: к услугам по налоговому консультированию, автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий, оценке стоимости имущества, оценке предприятий как имущественных комплексов, оценке предпринимательских рисков, проведению маркетинговых исследований, обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространению их результатов, постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерскому консультированию, анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию, управленческому консультированию, правовому консультированию, представительству в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, разработке и анализу инвестиционных проектов, а также составлению бизнес-планов. При оказании данных услуг аудиторам надлежит выполнять общие требования к их качеству.

Пункт 7 первой статьи  Федерального закона «Об аудиторской деятельности» выделяет 10 групп сопутствующих аудиту услуг:

  1. постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  5. юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  6. автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценочную деятельность;
  8. разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  10. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Также нормативные документы формулируют профессиональные требования к оказанию аудиторских услуг, обусловленные основным принципом независимость аудита,  в связи, с чем выделяют:

  • услуги совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки по поручению государственных органов;
  • услуги совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов;
  • услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов.

Изложенное выше позволяет классифицировать сопутствующие аудиту услуги и специальные задания по следующим критериям (таблица.1):

Таблица 1. Классификация сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий

Классификационная группа услуг

Состав и виды аудиторских услуг

Услуги действия

Постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской финансовой отчетности, налоговых деклараций, бизнес-планов и др.

Услуги контроля

Проверка начисления налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством; экспертное обслуживание оценка финансовых и других предпринимательских рисков и  проверка других документов, отчетов, не включенных в состав бухгалтерской финансовой отчетности

Информационные услуги

Консультирование (управленческое, правовое, налоговое и пр.), обучение, тестирование бухгалтерского персонала, издание методических материалов по учету и аудиту и многое другое, вытекающее из Федерального законно № 307.

Услуги, совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки по поручению государственных органов

Оценка активов и пассивов, экономических, инвестиционных проектов, экономической безопасности клиента; тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета; тестирование бухгалтерского персонала и др.

Услуги, совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки на основе критериев

Проведение инициативного аудита, постановка бухгалтерского учета, анализ хозяйственной деятельности клиента; Оценка активов и пассивов, экономических, инвестиционных проектов, экономической безопасности клиента; тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета; тестирование бухгалтерского персонала; все виды консультирования и другие информационные услуги.

Услуги несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев

Ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление деклараций по налогам; составление бухгалтерской финансовой отчетности.

Отметим, что представленная классификация видов сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий, в соответствии с основополагающими нормативными актами,  преследует в основном методические цели.

Аудиторские организации в своей профессиональной деятельности по оказанию сопутствующих услуг должны  их систематизировать, в соответствии с требованиями нормативно-законодательных актов,  и утвердить перечень оказываемых услуг, с учетом специфики своей деятельности.

Важно подчеркнуть тот факт, что приведенный перечень видов услуг и заданий является открытым и может быть дополнен. В работах ведущих экономистов по данному вопросу уделяется достаточно внимания. В частности, В. И. Подольский, А. А. Савин и Л.В. Сотникова  проводят сравнительную характеристику видов сопутствующих аудиту услуг в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»  и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Сравнительная информация о видах услуг аудиторских организаций, позволяет сделать вывод о неполном совпадении видов сопутствующих аудиту услуг у органов государственной статистики и органов, регулирующих аудиторскую деятельность. Вместе с тем, в профессиональной деятельности аудиторские организации предлагают клиентам значительно больший перечень сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий, чем это предусмотрено в нормативных документах. В связи с этим,  в экономической литературе,  определены и систематизированы услуги, предлагаемые аудиторскими фирмами, и определенные Общероссийским классификатором видов деятельности, продукции и услуг.

Аудиторская организация может разрабатывать внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности на каждый вид услуг. Таким образом, аудиторская организация, самостоятельно определяет и  разрабатывает пакет внутрифирменных стандартов, регламентирующих порядок оказания сопутствующих аудиту услуг и выполнения специальных аудиторских заданий. И при их разработке следует исходить из конкретного вида услуг или заданий, частоты и объема их выполнения, а также  профессиональных и материально-технических возможностей аудиторской организации.

Как было отмечено выше, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие  подходы к оказанию сопутствующих услуг и специальных заданий можно разделить на  две большие группы - стандарты специализированных областей и стандарты сопутствующих услуг и специальных заданий.

В Российской аудиторской практике, в последнее время, значительную долю  составляют: проверка прогнозной информации; налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам; экспертиза, проводимая по распоряжению государственных органов.

По нашему мнению, в настоящее время, в условиях нестабильности экономики отдельно взятого экономического субъекта в частности и страны, в целом целесообразно рассмотреть особенности разработки внутрифирменного стандарта аудиторской деятельности в части аудита инвестиционных проектов.

При разработке данного внутрифирменного аудиторского стандарта следует учитывать требования действующих правил (стандартов) в российской аудиторской практике и передовой опыт в международной стандартизации аудиторской деятельности.        

В Международном стандарте аудита 810 подробно и детально излагаются основы оказания этой услуги, порядок и виды аудиторских действий в процессе ее оказания, и российские аудиторы могут применять основные положения данного стандарта, если они не противоречат российскому законодательству.

Проверка прогнозной финансовой информацией является сопутствующей аудиту услугой совместимой с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, при условии, что данная, аудиторская организация не оказывала клиенту услугу, по подготовке данной прогнозной финансовой информации. Аудиторская организация  не несет ответственности за содержание прогнозной информации, а также за достижение прогнозируемых результатов.

Аудиторское задание по проверке прогнозной финансовой, требования к его выполнению и оформлению результатов, во многом  будут зависеть от цели и пользователя данной услуги,  так как, информация может быть подготовлена для внутренних управленческих нужд и для предоставления третьим лицам.

Основные задачи при оказании данной услуги, в соответствии с российскими правилами включают:

а) определение методических принципов к  проверке прогнозной финансовой информации и оценке допущений, положенных в основу прогноза;

б) определение круга процедур по проверке прогнозной финансовой информации для оценки правильности ее подготовки и адекватности представления;

в) предоставление отчета, и соблюдение требований к содержанию и порядку подготовки отчета аудиторской организации о результатах проверки прогнозной финансовой информации.

В российской аудиторской практике под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут, и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.  А в Международном стандарте аудита 810 «Проверка прогнозной информации» раскрывается понятие двух видов прогнозов:

  • 1- прогноз - это прогнозная финансовая информация, подготовленная на основании допущений относительно будущих событий и действий, которые руководство предполагает предпринять (наилучшие оценки).
  • 2- перспективная оценка - это прогнозная информация, подготовленная на основании гипотетических допущений относительно будущих событий и действий, которые необязательно будут иметь место, или сочетания наилучших оценок и гипотетических допущений.

Таким образом, степень доверия к этим двум видам прогнозов различна, исходя из глубины планирования и нам представляется необходимым учитывать такое ранжирование прогнозов и российским аудиторам.

При выполнении процедур проверки прогнозной финансовой информации аудиторская организация должна опираться на профессиональное суждение своих специалистов и учитывать факторы, влияющие на характер и объем аудиторских процедур.

К числу таких факторов относят: вероятность наличия в прогнозе существующих искажений (другими словами, степень аудиторского риска применительно к оказанию данной сопутствующей аудиту услуги); знание деятельности экономического субъекта (аудиторские процедуры по проверке прогнозной финансовой информации могут определяться результатами работы аудиторов с данным клиентом по другим проектам); степень использования профессионального суждения при подготовке прогнозной информации (т. е. насколько велика  возможность субъективизма работников экономического субъекта и какое влияние может оказать предвзятость руководства на подготовленные прогнозные данные).

Исходя из объекта проверки прогнозной информации (инвестиционного проекта) можно выделить следующие виды внутрифирменных стандартов (рисунок 1). 

Основным инструментом реализации инвестиционного проекта является бизнес-план, который представляет собой технико-экономическое и финансовое обоснование эффективности инвестиций и одновременно является прогнозной финансовой информацией экономического субъекта и объектом проверки (оценки).

Рассмотренные выше условия, позволяют определить основы разработки внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности для оценки инвестиционных проектов.

Внутрифирменные стандарты проверки прогнозной информации (инвестиционного проекта)

«Проверка реального (физического) инвестиционного проекта»

«Проверка финансового инвестиционного проекта»

«Проверка нематериального инвестиционного проекта»

Оценка инвестиций в долгосрочные (основные фонды) и кратко- и среднесрочные (оборотные средства) активы

Оценка инвестиций в денежные (долговые и долевые) активы (портфельные инвестиции)

Оценка инвестиций в нематериальные активы (лицензии, торговые знаки, патенты, франчайзинг)

Инвестиционный проект - это процесс осуществления комплекса взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных финансовых, экономических, социальных, инфраструктурных результатов.

Следует отметить, что до начала проведения сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Рекомендуется при проведении проверки прогнозной финансовой информации использовать правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности».

Используемые при проверке процедуры (объем, характер, состав) аудиторская организация  выбирает самостоятельно, исходя из собственного профессионализма и компетентности.

Помимо законодательно установленных аудиторских процедур: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры (Правило аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства»), к числу основных аудиторских процедур, рекомендуемых при проверке прогнозной финансовой информации, касающейся инвестиционных проектов и включаемых  в содержание внутрифирменных стандартов, по нашему мнению, следует отнести, процедуры обобщенные в таблице 2.

Таблица 2. Перечень процедур, выполняемых при проверке прогнозной финансовой информации инвестиционного проекта

Группа процедур

Виды (перечень) аудиторских процедур

Процедуры общего характера

-обсудить условия и объем задания с клиентом;

  • подготовить письмо обязательство, изложив условия и масштаб работ в рамках задания;
  • ознакомиться с хозяйственной деятельностью субъекта и системой учета финансовой информации и подготовки финансовой отчетности;
  • выяснить, вся ли финансовая информация отражена:

а) полностью;

б) правильно;

в) после получения необходимого разрешения;

  • выяснить, произошли ли у субъекта значительные изменения по сравнению с прошлым годом (например, в виде деятельности, в структуре капитала, в долях участия и т. д.)
  • ознакомиться с протоколами собраний акционеров, заседаний совета
  • директоров и других комитетов с целью подтверждения принятия решения о реализации инвестиционного проекта
  • удостовериться в правильном понимании целей инвестиционного проекта руководством субъекта

Процедуры оценки инвестиционной привлекательности предприятия-эмитента

  • установить достоверность предложенной финансовой отчетности
  • провести анализ инвестиционной привлекательности посредством выбранных методов

Процедуры оценки источников привлечения капитала

  • получить информацию о наличии и величине дебиторской и кредиторской задолженности, а также суммах неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности
  • получить и проанализировать информацию о структуре, динамике собственного капитала
  • определить источники привлечения капитала:

а) инвестиции за счет собственных средств;

б) кредиты коммерческих банков;

в) создание совместного предприятия;

  • установить надежность источников привлечения

Процедуры оценки инвестиционного бизнес-плана

  •  ознакомится с бизнес-планом экономического субъекта:

а) структура;

б) содержание;

в) соответствие требованиям

  • подробное изучение разделов бизнес-плана:

а) план маркетинга;

б) план производства;

в) финансовый план и т.д.

  • проверка наличия прилагаемых к бизнес-плану документов
  • проверка прилагаемых документов на соответствие и по существу
  • консультации разработчиков бизнес-плана по мере необходимости
  • проверка правильности и целесообразности расчетов показателей бизнес-плана

Процедуры оценки эффективности инвестиционного проекта

  • определить критерии эффективности реализации инвестиционного проекта
  • определить методы оценки эффективности инвестиций
  • рассчитать показатели, характеризующие эффективность инвестиционного проекта
  • получить объяснения от руководства субъекта по возникшим вопросам

Процедуры оформления

выводов и рекомендаций

  • оформить полученные результаты в форме отчета экономическому субъекту по полученному заданию
  • установить расхождения между полученными результатами и критериями эффективности
  • установить причины расхождений, если таковые имеются
  • разработать мероприятия по повышению эффективности реализуемого инвестиционного проекта
  • предоставить полученные результаты и разработанные рекомендации руководству экономического субъекта

Процедуры контроля качества выполнения рекомендаций аудитора

  • убедиться в правильности понимания разработанных рекомендаций руководством и работниками экономического субъекта
  • контролировать реализацию инвестиционного проекта
  • по мере надобности консультировать исполнителей инвестиционного проекта

Необходимо заметить, что за эффективность реализации инвестиционного проекта аудиторская организация не несет ответственности, если таковое не указано в договоре на проведение сопутствующих аудиту услуг.

Обобщая отечественный и международный опыт аудиторской практики по оценке прогнозной информации можно рекомендовать следующие структурные элементы внутрифирменного аудиторского стандарта «Проверка прогнозной финансовой отчетности. Оценка инвестиционного проекта», представленную в таблице 3.

 

Таблица 3. Структурные элементы внутрифирменного стандарта аудита «Проверка прогнозной финансовой информации. Оценка инвестиционного проекта»

Элемент внутреннего стандарта

Содержание  положений ВСАО

Общие положения разработки стандарта

Цель проведения, необходимость использования, сфера применения

Основные понятия и определения

Перечень терминов, используемых в ходе проверки

Условия оказания услуги

Принципы деловых отношений, определение условий совместимости (несовместимости) с аудитом бухгалтерской финансовой отчетности.

Права, обязанности,

ответственность

Разграничение прав и обязанностей, установление ответственности.

Требования, предъявляемые к прогнозной финансовой информации

Перечень допущений, наличие существенных искажений в прогнозной финансовой информации, назначение и порядок ее представления

Порядок проведения проверки

Планирование, сроки, объем, перечень вопросов, аудиторских процедур, доказательств, установление критериев эффективности и отклонений от них.

Порядок составления и представления отчета о результатах проверки

Структура, содержание, порядок предоставления отчета

Приложения

Расчетно-аналитические, сводные таблицы, графики, диаграммы, формы отчетов.

Изложенные выше общие подходы к разработке внутренних  стандартов аудиторской организации, позволяют предложить возможную форму и структуру внутрифирменного стандарта «Проверка прогнозной информации. Оценка инвестиционного проекта», которая представлена ниже.

 

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ СТАНДАРТ

«Проверка прогнозной финансовой информации. Оценка инвестиционного проекта»

Структура документа

1. Общие положения  

1.1. Цель и основания разработки стандарта

1.2. Необходимость использования стандарта

1.3. Сфера применения стандарта

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами

1.5 Преемственность с ранее действовавшими

 нормативными документами и внутренними стандартами

1.6. Срок действия

2. Основные понятия и определения

3. Условия оказания услуг

4. Права и обязанности

5. Ответственность аудитора

6. Требования, предъявляемые к инвестиционному проекту 5. Приложения

7. Порядок оказания услуги по оценке инвестиционного проекта

8. Порядок составления и представления отчета по сопутствующей аудиту услуге по оценке инвестиционного проекта

9. Приложения

9.1. Макеты рабочих документов

 

1. Общие положения

1.1. Цели и основания разработки стандарта

Целью разработки стандарта является оказание содействия экономическому субъекту в принятии эффективных инвестиционных решений и в достижении запланированных показателей инвестиционного проекта, а также выражение мнения аудитора об эффективности реализации инвестиционного проекта.

Задачами стандарта являются:

  • установление принципов оценки инвестиционного проекта;
  • установление критериев оценки эффективности реализации инвестиционного проекта;
  • определение круга  процедур по оценке эффективности инвестиционного проекта.

1.2. Необходимость использования стандарта

Необходимость использования стандарта обусловлена:

  • определением единых принципов и подходов к оказанию услуг по оценке эффективности принятия инвестиционных проектов;
  • установлением эффективности принятия управленческих решений руководства по реализации инвестиционного проекта;
  • осуществлением контроля за действиями руководства экономического субъекта по внедрению рекомендаций аудитора.

1.3. Сфера применения стандарта

Настоящий стандарт может быть использован при оказании сопутствующих аудиту услуг в части оценки эффективности реализации инвестиционных проектов.

1.4. Взаимосвязь с другими стандартами

Стандарт применяется у учетом требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также прочих внутренних стандартов аудиторской организации.

1.5. Срок действия

Стандарт имеет бессрочный характер. Изменения в стандарт вносятся в соответствии с изменениями законодательных и подзаконных актов.

2. Основные понятия и определения

«инвестиционный проект» - процесс осуществления комплекса взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных финансовых, экономических, социальных, инфраструктурных и в некоторых случаях политических результатов.

«материальны инвестиции» - вложение капитала в материальные активы (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.п.).

«нематериальные инвестиции» - вложение средств в общие условия воспроизводства при покупке патентов, лицензий, ноу-хау, оплате НИОКР и т.д.

«финансовые инвестиции» - вложение средств в государственные и корпоративные ценные бумаги.

«критерии эффективности» - показатель, характеризующий эффективное состояние объекта аудита.

3. Условия оказания услуги

Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта не может проводиться у экономического субъекта, которому ранее оказывались услуги по подготовке данного инвестиционного проекта.

4. Права и обязанности

Аудитор обязан:

  • проверить предоставленный экономическим субъектом инвестиционный(ые) проект(ы), установить его(их) надежность, правильность подготовки, а также адекватность представления;
  • провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение (отчет) по поставленным перед ним вопросам;
  • не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием услуги, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Аудитор не вправе:

  • сообщать кому-либо о результатах оценки инвестиционного проекта, кроме лица, ее назначивших;
  • вносить корректировки и исправления в инвестиционный проект, не согласовав изменения с лицом, назначившим оценку инвестиционного проекта.
  • давать заведомо ложное заключение (отчет).

Аудитор вправе:

  • знакомиться с документацией, относящейся к разработке и реализации инвестиционного проекта;
  • давать заключение в пределах своей компетенции;
  • привлекать к оценке инвестиционного проекта эксперта;
  • запрашивать дополнительную информацию в устной и  письменной форме, относящуюся к объекту исследования;
  • самостоятельно определять критерии эффективности реализации инвестиционного проекта, методы и инструменты оценки.

5. Ответственность аудитора

Аудитор несет ответственность:

  • за выражение мнения о подготовленном инвестиционном проекте;
  •  за разглашение данных инвестиционного проекта.

6. Требования, предъявляемые к инвестиционному проекту

6.1. Инвестиционный проект должен быть подготовлен на основе достоверной информации (бухгалтерская отчетность, статистическая информация, данные по отрасли, региону, филиалам и т.д.).

6.2. Ответственность за содержание инвестиционного проекта несет руководитель экономического субъекта.

7. Порядок оказания услуги по оценке инвестиционного проекта

7.1. Основные этапы проведения оценки инвестиционного проекта

7.1.1. Планирование мероприятий по оценке инвестиционного проекта

  1. получение аудиторского задания от руководства экономического субъекта или третьих лиц;
  2. знакомство с инвестиционным проектом;
  3. оценить вопросы, указанные в аудиторском задании и определить потенциальные источники получения данных;
  4. формирование группы аудиторов;
  5. исходя из трудоемкости и сложности предстоящих работ, профессионализма и компетенции аудиторов-исполнителей, привлечение экспертов или другой аудиторской организации к процессу оценки инвестиционного проекта;

7.1.2.  Оценка инвестиционного проекта:

  1. установление критериев эффективности реализации инвестиционного проекта и согласование их с экономическим субъектом;
  2. установление уровня существенности и аудиторского риска исходя из возможности достижения целей инвестиционного проекта;
  3. составление плана  и программы оказания услуги;
  4. определение методов и процедур оценки инвестиционного проекта, исходя из установленных критериев эффективности;
  5. проведение аналитических процедур:

Основные процедуры:

а) оценка финансового положения экономического субъекта на основе расчета абсолютных и относительных показателей;

б) оценка инвестиционного проекта по объектам инвестиций, срокам инвестирования, формам собственности ресурсов, региональному признаку;

в) оценка бизнес-плана экономического субъекта (план маркетинговой стратегии, план производства, финансовый план, организационный план и т.д.);

г) установление эффекта от реализации инвестиционного проекта (как в абсолютном так и в относительном выражении).

7.1.3. Определение отклонений от установленных критериев эффективности и причины отрицательных отклонений.

7.1.4.  Обобщение результатов оценки инвестиционного проекта:

1. подготовка отчета аудитора;

2. разработка мероприятий по эффективной  реализации инвестиционного проекта экономическим субъектом.

7.2. Методика оценки эффективности  инвестиционного проекта

Методика оценки эффективности инвестиционного проекта приводится в форме плана-графика и программы проведения сопутствующей аудиту услуге. Методика включает этапы и последовательность проведения оценки инвестиционного проекта, определение характера оценки, критериев эффективности каждого показателя инвестиционного проекта, а также используемых аудитором приемов и процедур.

План и программа проведения оценки эффективности инвестиционного проекта разработаны в соответствии с Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 (в последующих редакциях).

План оценки инвестиционного проекта  должен быть подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы.

Форма и содержание плана и программы могут меняться в зависимости от вида инвестиционного проекта, сложности оценки и конкретных методик, применяемых аудитором. Программа может детализироваться в разрезе направлений исследования поставленных перед аудитором заданий.

План

оказания сопутствующей аудиту услуге по оценке инвестиционного проекта

№ п/п

Название работ

Срок проведения

Исполнители

Примечание

1

Знакомство с бизнесом экономического субъекта

 

 

 

2

Оценка организационно-распорядительных документов

 

 

 

3

Знакомство с инвестиционным проектом

 

 

 

4

Определение критериев эффективности реализации инвестиционного проекта

 

 

 

5

Определение методики проведения оценки инвестиционного проекта

 

 

 

6

Оценка и анализ инвестиционного проекта

 

 

 

7

Подготовка заключения (отчета) аудитора об уровне эффективности инвестиционного проекта

 

 

 

8

Постинвестиционный контроль и оценка результатов реализации проекта

 

 

 

На основе составленного плана, аудитору необходимо составить и документально оформить программу, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных  процедур, необходимых для осуществления плана. Программа является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Программа

оказания сопутствующей аудиту услуге по оценке инвестиционного проекта

№ п/п

Название работ

Временные рамки

Аудиторские процедуры

Исполнители

Примечание

1

Знакомство с бизнесом экономического субъекта

 

 

 

 

1.1

Выяснение целей, стратегий организации

 

Анкетирование, интервьирование, беседа, запрос

 

 

1.2

Определение влияния внешних и внутренних факторов на бизнес экономического субъекта

 

Беседа, инспектирование, запрос

 

 

2

Оценка организационно-распорядительных документов

 

 

 

 

2.1

Анализ учредительных документов

 

Инспектирование, запрос

 

 

2.2

Оценка и анализ документов, являющихся основанием для разработки инвестиционного проекта

 

Инспектирование, запрос

 

 

2.3

Установление лиц, участвующих в  разработке инвестиционного проекта

 

Запрос, беседа, инспектирование

 

 

3

Знакомство с инвестиционным проектом

 

 

 

 

3.1

Анализ документов по принятию решений об инвестициях

 

Инспектирование, запрос, подтверждение

 

 

3.2

Оценка отчетов об инвестициях на соответствие установленным требованиям

 

Инспектирование, запрос

 

 

4

Определение критериев эффективности реализации инвестиционного проекта

 

 

 

 

4.1

Установление критериев   эффективности оценки инвестиционного проекта

 

Запрос, сопоставление

 

 

4.2

Согласование критериев эффективности с руководством экономического субъекта или с иным заказчиком

 

Запрос, беседа, интервьюирование

 

 

5

Определение методики проведения оценки инвестиционного проекта

 

 

 

 

5.1

 

Оценка и анализ процедур, принятия инвестиционных решений

 

Запрос

 

 

5.2

Разработка методики получения аудиторских доказательств и свидетельств по полученному заданию

 

Инспектирование, запрос, беседа

 

 

6

Оценка и анализ инвестиционного проекта

 

 

 

 

6.1

Оценка финансово-экономического состояния экономического субъекта (ликвидность, деловая активность, рентабельность и т.д.)

 

Инспектирование, аналитические процедуры, запрос

 

 

6.2

Оценка экономической, научно-технической, социальной эффективности инвестиционного проекта

 

Аналитические процедуры

 

 

6.3

Оценка устойчивости потока денежных средств от реализации инвестиционного проекта

 

Аналитические процедуры

 

 

6.4

Анализ эффекта от реализации инвестиционного проекта

 

Аналитические процедуру, беседа

 

 

6.5

Сравнение полученных результатов с установленными критериями эффективности

 

Сравнение, сопоставление

 

 

6.6

Установить причины отрицательных отклонений полученных результатов от установленных критериев эффективности

 

Беседа, запрос, инспектрирование, интервьюирование, подтверждение

 

 

7

Подготовка заключения (отчета) аудитора об уровне эффективности инвестиционного проекта

 

 

 

 

7.1

Формулировка выводов по поставленным вопросам, подготовка приложений к заключению (отчету) аудитора, формирование заключения (отчета) аудитора

 

 

 

 

7.2

Разработка рекомендаций по увеличению эффективности реализации инвестиционного проекта

 

 

 

 

8

Послеинвестиционный контроль и оценка результатов реализации проекта

 

 

 

 

8.1

Контроль за реализацией инвестиционного проекта на всех стадиях его внедрения

 

 

 

 

8.2

Определение степени соответствия рекомендациям аудитора всех лиц участвующих в реализации инвестиционного проекта

 

 

 

 

 

8. Порядок составления и представления отчета по сопутствующей аудиту услуге по оценке инвестиционного проекта

К отчету аудитора предъявляются следующие требования.

  1. В отчете аудитора должно содержаться мнение аудитора о применимости допущений, правильности подготовки инвестиционного проекта на основе принятых допущений и адекватности его представления.
  2. Отчет может содержать информацию имеющую отношение к работе, проведенной аудиторской организацией.
  3. Содержание отчета должно обеспечить возможность однозначно определить обоснованность выводов аудитора и доказательственное значение отчета.  
  4. Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудитора по вопросам, сформулированным экономическим субъектом. Следует использовать выражения мнения в форме «негативной уверенности», т. е. высказывать свое мнение «от противного». Следует подчеркнуть, что аудиторская организация не ставила целью подтвердить ожидаемый эффект от реализации инвестиционного проекта.
  5. В текст исследовательской части отчета могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги аналитических расчетов и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к отчету. На них в тексте отчета делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как неотъемлемая составная часть отчета.

9. Приложения

9.1. Макеты рабочих документов

Результаты оценки эффективности инвестиционного проекта могут оформляться в форме рабочих документов, приведенных в приложениях. Рабочие документы аудитора, иллюстрирующие его выводы, могут иметь иную форму в зависимости от объекта инвестиций.

Приложение 1 Оценка имущественного состояния

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Отклонение (+/-)

Темп роста

1

2

3

4

5

Приложение 2 Оценка ликвидности (платежеспособности)

Показатель

Формула расчета

Нормативное значение

Полученный результат

Отклонение от норматива (+/-)

1

2

3

4

5

Приложение 3 Расчет срока окупаемости (дисконтированного срока окупаемости)

Показатель

Год

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1

2

3

4

5

6

Приложение 4 Расчет оборотного капитала

Позиции

Норма запаса, дни

Число оборотов в год

Периоды

Базисный

Отчетный (планируемый)

1

2

3

4

5

Приложение 5 Расчет значения чистого (приведенного) дохода

Показатель

Периоды планирования

0 (инвестиции)

1

2

3

1

2

3

4

5

Приложение 6 Сопоставление полученных результатов с критериями эффективности

Полученный результат

Установленный критерий эффективности

Отклонение (+/-)

Примечания

1

2

3

4

Приложение 7 Свод рекомендаций, разработанных по результатам оценки эффективности инвестиционного проекта

N
п/п

Содержание рекомендации

Ожидаемый результат от выполнения
рекомендации

1

2

3

Приложение 8

Примерная форма отчета оценки эффективности инвестиционного проекта

Примерная форма отчета оценки эффективности инвестиционного проекта

  1. Нами проведена оценка финансового инвестиционного проекта (наименование экономического субъекта) на 20__г. в составе бизнес-плана, бюджета денежных средств, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности. Мы проводили оценку инвестиционного проекта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации», а также с внутрифирменным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации. Оценка инвестиционного проекта». Ответственность за содержание и разработку инвестиционного проекта несет исполнительный орган (наименование экономического субъекта).
  2. В результате проведенной нами оценки представленного инвестиционного проекта, мы не обнаружили фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке инвестиционного проекта.
  3. обращаем Ваше внимание на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых, так как ожидаемые события и действия могут не произойти.
  4. По нашему мнению, проанализированный инвестиционный проект подготовлен на основе принятых допущений правильно и представлен адекватно.
  5. Однако, в части инвестиционного проекта вложения денежных средств в акции предприятия Х нами были даны рекомендации по более эффективному внедрению инвестиционного проекта (приложение *).

Руководитель аудиторской организации

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

(Дата)

Подпись руководителя разработки

Библиографический список

  1. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ.
  2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696.
  3. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Л.В. Сотникова, А.А. Савин и др. Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Ковалёва А. М., Суворова С. П. Внутрифирменная стандартизация аудиторских услуг по оценке инвестиционных проектов // Аудиторские ведомости.- 2007.- №2
  5. Ковалёва А. М., Суворова С. П. Основы внутрифирменной стандартизации налогового аудита // Аудиторские ведомости.- 2006.- №11
  6. Краев А.В., Краева О.А., Богомолов А.М. Аудит. Внутрифирменные стандарты. - М.: ПРИОР, 2002
  7. Кузьмина Л. Анализ производственных инвестиций // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2001.- №10.
  8. Основы внутрифирменной стандартизации аудиторской деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // Галкина Е.В., Ковалева А.М., Парушина Н.В., Суворова С.П.
  9. Ситникова В.А. Разработка аудиторскими организациями внутрифирменных стандартов // Аудиторские ведомости. - 2002. - №7.
  10. Сисошвили С. Разработка инвестиционного проекта // АКДИ «Экономика и жизнь». - 2001.- № 7.
  11. Станиславчик С. Основы инвестиционного анализа // Финансовая газета. - 2004. - № 11
Просмотров работы: 62