КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость создания научной концепции внутреннего аудита обусловлена не разработанностью комплекса вопросов, связанных с отсутствием логически завершенного, системного подхода к пониманию сущности и содержания процесса внутреннего аудита, отсутствием систематизированных знаний о построении и функционировании его механизмов в информационно-экономической среде организаций.

В современных условиях экономической неопределенности ощущается острая необходимость в анализе возможностей внутреннего аудита по снижению всех видов рисков коммерческой деятельности организаций: операционных, финансовых, информационных, рисков неправильных стратегий, не соблюдения законодательства и другие. А это требует разработки более детальных и соответствующих ситуации, научно-методических подходов к процессу внутреннего аудита.

В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно сущности внутреннего аудита и его места в системе внутреннего контроля организаций, отсутствуют стандарты внутреннего аудита, общие и детальные методики. Неопределенны также и принципы  организации внутреннего аудита как гаранта стабильности  финансово-хозяйственных внешних и внутренних взаимосвязей организаций. Сложность в реализации внутренних аудиторских процедур представляет и организация системы учетно-аналитической информации, от надежности которой зависят результаты контроля и принятие верных и своевременных управленческих решений. Подобные проблемы порождают методологические трудности в организации и деятельности службы внутреннего аудита. Поэтому насущным вопросом является систематизация теоретико-методологических основ внутреннего аудита.

В зарубежной теории и практике внутренний аудит получил толчок к развитию в 30-е года прошлого  века. Становление и развитие внутреннего аудита шло по двум направлениям: управленческий аудит (аудит систем управления)  и аудит операций (операционный аудит). Причем аудит операций развивался более эффективно, чем управленческий аудит. В 1941 году в США произошло образование международного Института внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors - IIA). Данный институт является признанным авторитетом в профессиональном мире, он трансформировался в международную организацию, насчитывающую свыше 35 тысяч членов, работающих в сфере бизнеса, промышленности, образования и управления более чем в 100 странах. Институтом внутренних аудиторов США разработаны и приняты такие важные документы как «Кодекс этики», «Обязанности внутренних аудиторов», а также «Профессиональные стандарты аудита». Стандарты рассчитаны на всех аудиторов во всех сферах бизнеса, где действуют внутренние аудиторы. Как отмечалось ранее, отечественный внутренний аудит в профессиональном,   законодательном  и в институциональном аспектах, в отличие от внешнего аудита, еще не имеет четкого определения. Следует констатировать, что ученые и практики дают различные определения сущности внутреннего аудита (таблица 1).

 

Таблица 1. Определение категории  внутреннего аудита

Источник (автор)

Определение

Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors - IIA) США

Независимая деятельность в организации по проверке и оценке её работы в её интересах

Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Изучение и использование работы внутреннего аудита»

Организованная на экономическом субъекте в интересах руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля

А.Н. Романов, В.И. Подольский, Л.В.Сотникова

Система действий, осуществляемых по поручению совета управляющих финансово-промышленной группы (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся  только совету управляющих за деятельностью предприятий, входящих в холдинг, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их осуществлении.

Р.А. Алборов

Инструмент  внутрихозяйственного контроля, который осуществляется специальной службой организации или её работниками (специалистами), непосредственно подчинённому руководству экономического субъекта.

А.А. Терехов

Часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным.

 М.В.Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин

Составная часть системы внутрихозяйственного контроля, которая включает три основных элемента: среду контроля, учётную систему, процедуры контроля.

В.Д. Андреев

Часть внутрихозяйственного контроля организации в которой выделяют:

-специализированные органы внутрихозяйственного контроля - различные отделы контроля (отдел внутреннего аудита, внутренний аудитор, организация внутреннего аудита по договору с аудиторской фирмой, ревизионная комиссия, ревизор и др).;

- подразделения и сотрудники хозяйствующего субъекта, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля - руководство предприятия, руководители всех отделов, бухгалтерия, планово-экономический отдел, работники предприятия и т. п.

Анализ понятийного аппарата показывает, что внутренний аудит является одной из наиболее развитых форм внутреннего контроля организации, который облегчает контроль различных звеньев управления со стороны высшего руководства.

Именно поэтому, внутренний аудит становится в настоящее время источником информации, помогающим менеджерам и собственникам объективно оценить реальное положение организации и принимать управленческие решения.

По мнению многих отечественных экономистов, в настоящий момент, существуют реальные предпосылки для создания служб внутреннего аудита в хозяйственной практике российских организаций, что представлено в таблице 2. [6]

 Таблица 2. Предпосылки организации службы внутреннего аудита

Предпосылки необходимости

Организационные предпосылки

 Наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим структурам

Отсутствие реально существующего регламентированного органа внутреннего контроля на любом уровне организационно- управленческой структуры

Наличие сложной, многоуровневой управленческой и организационно-технологической структуры предприятий, организаций

Наличие законодательных предпосылок для создания органа внутреннего аудита, в связи с реформированием российской аудиторской деятельности в соответствии с требованиями МСА

Рост объемов, видов деятельности и диверсификация ее видов

Существование еще незабытых традиций функционирования ведомственного ревизионного контроля

Отсутствие регламентации взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными, отраслевыми и другими контрольными органами различных уровней

Реальное функционирование различных органов контроля, выполняющих определенные функции внутреннего контроля в системе  вертикального и горизонтального взаимодействия

Отсутствие единой концепции организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в отечественной теории и практике

Реальное разграничение различных структурных и функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту

Потребность в профессиональном консалтинге

Внедрение системы менеджмента качества

Современные экономические исследования все в большей степени организуются как составная часть общего процесса получения информации (знаний) для решения конкретных управленческих задач и анализа возможных вариантов развития событий. В общем понимании предметом управленческой деятельности являются взаимосвязи и взаимоотношения материального, хозяйственного и социального характера, которые можно формально, количественно и экономически описать. Именно поэтому в последние десятилетие в управлении как практической деятельности выделились два подхода:  функционально- административный и процессно-пооперационный.

Функционально- административное управление - это направление деятельности, ориентированное на достижение определенных целей. Функционально-административное управление реализуется на принципах обратной связи. Для выполнения функций административного управления необходимо создание информационной системы и осуществления координации между различными уровнями управления, что представлено на рисунке 1.

Однако функционально-административному управлению присущи отдельные недостатки:

  1. Реализация практически всех важнейших функций управления замкнута на руководителя определенного уровня, что определяет крайне высокую степень информационной нагрузки, и что чревато снижением управляемости.
  2. Преобладающей формой доведения информации о результатах деятельности подразделений до первого руководителя являются еженедельные отчеты руководителей подразделений (как правило, в устной и в меньшей степени - в письменной форме). При имеющем место отсутствии преемственности и взаимозаменяемости сотрудников (за небольшим исключением) высший менеджмент может стать заложником недобросовестного персонала.
  3. Недостаточное использование современных информационных технологий.
  4. Недостаточное информационное обслуживание высшего и среднего менеджмента. Руководители вынуждены самостоятельно добывать нужную информацию и для этого загружать подчиненных «сиеминутной, импульсивной» работой.
  5. Информационная база, формируемая на основе бухгалтерского учета, отражает в основном финансовые показатели, что явно недостаточно, не удовлетворяет также и периодичность предоставления отчетов.

Рассмотренные недостатки в технологии функционально-административного управления нивелируются при сопряженности функционально-административного и  процессного подхода в реализации управленческой деятельности. Содержательный смысл общие функции управления приобретают только применительно к объекту и предмету управленческой деятельности. С этой точки зрения, предметом являются процессы производственно-хозяйственной деятельности, а объектами выступают элементы этой деятельности. В связи с чем, в технологии управления необходимо расставить следующие акценты:

  • позиция, с которой принимаются основные решения в сфере управления, должна действовать для достижения экономического успеха организации в целом, ее подразделений и выделенных основных бизнес-процессов;
  • оптимизация должна пронизывать всю систему управления, для этого необходимо создание информационной базы, обсуждение результатов и оценка деятельности (контрольно-аналитическое обеспечение);
  • практика управления с ясно выраженной измеримой количественно и качественно целью (финансовые и нефинансовые показатели);
  • новая культура, которая поддерживала бы глубокие преобразования (мотивация, этика и другие аспекты организационной культуры);
  • наличие достаточной, объективной и оперативной информации о внутренних бизнес-процессах  и внешней среде (учетно-аналитическое обеспечение).

Таким образом, для повышения эффективности управления, в современных условиях, актуальным становится грамотное исполнение процессов, от которых зависит эффективность функционирования организации. Процессный подход предполагает смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность всех структурных элементов организации. Каждый деловой процесс проходит через ряд структурных подразделений, в его реализации участвуют специалисты различных подразделений организации.

Процессный подход к организации финансово-хозяйственной деятельности предполагает: широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям; сокращение уровней принятия решений; сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда; повышенное внимание к вопросам обеспечения качества; компьютеризация технологий выполнения бизнес-процессов. Современные технологии управления в обязательном порядке учитывают внешние и внутренние условия, и постоянно ориентируются на цели развития организаций в стратегическом и тактическом их понимании.

С учетом вышесказанного,  внутренний аудит представляет собой форму независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспечивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта и предполагает формирование мнения относительно результатов деятельности как в целом по организации, так по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам деятельности и бизнес-процессам. Следовательно, цель внутреннего аудита заключается в обеспечении необходимой информацией менеджмента организации. Внутренний аудитор должен обладать информацией по всем аспектам деятельности организации и инструментарием для обобщения и анализа данных. В контексте взаимодействия внутреннего аудита с системой управления можно выделить как минимум следующие связи:

  • обратная связь между сотрудниками по выполнению своей деятельности;
  • оценка деятельности менеджеров, операционных подразделений, центров ответственности;
  • обратная связь между деятельностью операционных подразделений, ценных видов деятельности и их результатов;
  • обратная связь  между оценкой стратегического развития организации и развитием бизнес-процессов.

Как научная категория термин «концепция» это  система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. В соответствии с изложенными параметрами управленческих задач  концепция внутреннего аудита организации представлена на рисунке 2.

В соответствии с рассмотренным подходом внутренний аудит характеризуется наличием двух взаимосвязанных компонентов:

  • субъект внутреннего аудита - источник персонифицированного воздействия на  систему управленческих задач (процессы, функции) в целом; управленческий аппарат, осуществляющий формирование целей и принятие решений, обеспечивающий контроль за их выполнением;
  • объект внутреннего аудита - система управленческих задач, воспринимающая воздействие ее субъекта с целью существования, функционирования и развития; работники организации, осуществляющие выполнение поставленных целей и задач.

Сущность внутреннего аудита наиболее полно раскрывают стоящие перед ним задачи, важнейшими из которых являются:

  • оценка текущей стратегии организации, целостность, системность поставленных целей, понимание их руководством и сотрудниками, реализация стратегических целей;
  • оценка влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности организации;
  • экономическое обоснование текущих управленческих решений, бизнес-планов и проектов, бюджетов, нормативов, расходования ресурсов;
  • оценка экономической эффективности использования ресурсов, поиск резервов повышения эффективности и их использования;
  • экономическое обоснование бизнес-политики, обеспечивающей достижение стоимостных целей и решение стоимостных задач организации;
  • оценка экономической эффективности бизнес-процессов;
  • составление рекомендаций по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности управления.

Можно констатировать, что внутренний аудит является системообразующим звеном организации в формировании управленческой информационной системы. Внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системе управления, а также нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, с тем, чтобы определить управленческие и контрольные процедуры. Таким образом, менеджеры пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными информационными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. При этом выгода, полученная от использования информации внутреннего аудита должна быть больше, чем затраты на обеспечение жизнедеятельности внутреннего аудита.

Значение внутреннего аудита, в системе управленческих задач организации, определяется его функциями. К основным функциям внутреннего аудита следует отнести:

  • превентивную - реализуется в процессе прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, на стадии подготовки управленческих решений, предупреждая нежелательные явления, предохраняя организацию от нежелательных последствий неверных управленческих решений и действий;
  • оперативную - реализуется в процессе исполнения принятых решений, обеспечивая оптимизацию управленческих процедур;
  • защитную - отражает ведущую роль внутреннего аудита в разработке механизмов  защиты всех ресурсов организации;
  • информативную - обеспечивает информационную прозрачность аудиторских процедур для возможности принятия эффективных решений;
  • упорядочивающую и коммуникативную - обеспечивают мониторинг и исполнение принятых решений.

В организационно-правовом контексте внутренний аудит является эксклюзивным для каждой организации с учетом специфики ее финансово-хозяйственной деятельности. В экономической литературе рассматриваются такие организационно-технические и правовые подходы как создание собственной службы внутреннего аудита, а также  аутсорсинг  и  ко-сорсинг.

Создание собственной службы внутреннего аудита предполагает, что сотрудники организации хорошо знакомы с ее внутренней структурой и отраслевыми особенностями бизнеса. Когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри организации. Кроме того, руководство может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Использование аутсорсинга (англ. outsourcing - выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами) при организации внутреннего аудита предполагает полностью или частично передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.

Применение ко-сорсинга, как способа внутреннего аудита, заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта. Можно выделить следующие основные теоретико-экономические, организационно-технические и правовые аспекты организации внутреннего аудита при соблюдении основополагающего принципа его независимости: 

  • а) у каждого хозяйствующего субъекта есть большой выбор при построении системы внутреннего аудита;
  • б) в основе внутреннего аудита должна находиться одна интегрированная учетная информация (финансового, налогового, управленческого и других видов учета);
  • в) функционально-технологическое взаимодействие системы управления и внутреннего аудита (дифференциальный контроль по центрам ответственности, видам и сегментам деятельности, бизнес-процессам);
  • г) система внутреннего аудита должна быть гибкой в соответствии с целями развития бизнеса в оперативном, тактическом и стратегическом понимании.
  • д) независимость внутренних аудиторов - это функциональная, организационно-правовая, методическая и этическая категория.

Следовательно, внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность организации находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами организации, требованиями законодательства. В общем виде организационно-технологические основы внутреннего аудита финансово- хозяйственной деятельности и результативности основных бизнес-процессов организации представлены на рисунке 3.

Рассмотренные организационно - технологические основы внутреннего аудита предопределяют широту и глубину информационного обеспечения аудиторской деятельности.

Так нормативно-правовое обеспечение внутреннего аудита можно систематизировать по следующим основаниям:

  • нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственную, административную, правовую, экологическую, благотворительную, внешнеэкономическую и т.п., деятельность организации;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие финансовые аспекты деятельности, в частности бухгалтерский учет, налогообложение, социальное страхование, инвестиции и др.;
  • внутренние нормативно-правовые документы, регулирующие все аспекты деятельности внутренней бизнес - среды организации.  

Основную часть информационного обеспечения, которая подлежит аудиторскому исследованию, формирует система учета. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства» источники информации, которые использует аудитор, систематизируются как внешние, внутренние и смешанные. Также Правило № 5 «Аудиторские доказательства» регламентирует количественную и качественную сторону информации для целей аудита, определяет требования к степени их надежности и форме представления. На наш, взгляд, внутренний аудитор, должен соблюдать данные требования. Вместе с тем, источники и требования к качеству аудиторских доказательств, в процессе внутреннего аудита, могут быть шире и глубже. Так, в экономической литературе выделяют нормативно-справочную, статистическую информацию, оперативную, технико-экономическую, учетную, отчетную, сметно-плановую, информацию внеучетного характера, конфиденциальную информацию о контрагентах, прогнозную информацию.

Требования к качеству информации не должны ограничиваться достаточностью, надежностью и уместностью. Внутренний аудитор должен использовать такие критерии оценки качества информации как, необходимость, истинность, своевременность, аналитичность, сопоставимость, ценность,  подготовленность к применению  [3].

Количественный и качественный уровень информационного обеспечения внутреннего аудита имеет прямую зависимость от форм, способов и организации бухгалтерского учета, то есть учетной системы организации.  В традиционном понимании учетная система объединяет  оперативный, статистический, бухгалтерский финансовый, налоговый и управленческий виды учетов, в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования [5].  Все виды учета, в своем целевом  единстве,  направлены на обеспечение пользователей информацией - о процессах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и  вся информация учетной системы подлежит аудиторской оценке.

Процедурную сторону методологии внутреннего аудита определяют его принципы. К основным принципам внутреннего аудита, которые наиболее часто встречаются в экономической литературе, относят: функциональную независимость, разграничение ответственности, системность, комплексность, целостность, своевременность, регулярность, целенаправленность и результативность, рациональность, законность, объективность, честность, добросовестность, конфиденциальность, и другие. По нашему мнению, основные принципы внутреннего аудита можно классифицировать на:

  • организационно-технические: системность, комплексность, целостность, своевременность, регулярность, целенаправленность;
  • этические: объективность, честность, добросовестность, конфиденциальность, компетентность, доброжелательность;
  • профессиональные: информационная обеспеченность и специальные знания, функциональная независимость, разграничение ответственности, соблюдение регламента и законность;
  • организационно-экономические: результативность, рациональность, эффективность.

Необходимо особое внимание обратить на соблюдение принципа независимости службы внутреннего аудита, чтобы в ней могла формироваться наиболее объективная и полная информация о деятельности организации в целом, а также бизнес-процессам, операциям, видам деятельности, центрам ответственности. Независимость службы внутреннего аудита тем более важна, что собранные ею сведения не только служат для принятия управленческих решений, но и являются основой оценки руководителями качества работы сотрудников нижестоящих уровней управления. 

Представляется важным, что при любых вариантах организации внутреннего аудита, обеспечения эффективности ее работы и сохранения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну организации, деятельность этой службы должна быть строго регламентирована. Поэтому при разработке локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность службы внутреннего аудита, необходимо предусмотреть такие параметры как: структура, подчиненность, порядок работы, требования к деловым и личным качествам персонала службы,  правила доступа к внутренней информации, порядок выдачи заключений и рекомендаций, с учетом сложности стоящих перед данной службой задач и возможностей ее влияния на деятельность организации.

Целевая ориентация внутреннего аудита, в соответствии  с представленной моделью, заключается в системном исследовании и оценке комплекса экономических показателей деятельности организации, бизнес-процессов, центров ответственности, видов деятельности. Исходя из сказанного можно выделить три грани взаимодействия  внутреннего аудита и управленческих задач организации, представленных на рисунке 4 [4].   

В рамках создания и организации службы внутреннего аудита целесообразно выполнить также следующие мероприятия:

  1. утвердить организационную структуру внутренней аудиторской службы предприятия (численность и квалификационный состав);
  2. разработать и утвердить должностные инструкции работников;
  3. создать внутренний стандарт, регулирующий порядок проведения аудита и мониторинга результатов аудиторской проверки; 
  4. разработать план и программу аудита, и определения качества и эффективности контроля;
  5. определить периодичность и сроки проведения мероприятий по аудиту и мониторингу результатов аудиторской проверки.

В общих чертах организацию службы внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим этапам (рисунок 5).

Таким образом, в реализации технологии внутреннего аудита,  в самом общем виде, можно выделить следующие комплексы действий:

  • организационно-методическая подготовка  внутреннего аудита;
  • исследовательский процесс внутреннего аудита;
  • обобщение и реализация результатов  внутреннего аудита и контроль выполнения принятых решений.

Организационная методическая подготовка внутреннего аудита, четко устанавливает диапазон и границы обязанностей и полномочий, должностные инструкции внутренних аудиторов, штатное расписание, инструменты контроля качества аудита и принятие основных внутренних стандартов. Также в данном комплексе действий обязательно разрабатываются стратегические и текущие планы и программы работы службы внутреннего аудита.

Стратегический план службы внутреннего аудита должен содержать ответы на следующие вопросы:

  • какие основные изменения планирует руководство организации в ее деятельности (цели, структура, виды деятельности и т.п.);
  • ожидаются ли изменения на рынках, где действует организация в отношении конкурентов, предлагаемых продуктов (услуг), решений по ценообразованию и затратам;
  • какие будут внешние и внутренние последствия организационных и технологических изменений для организации.

Текущий план службы внутреннего аудита определяет бизнес-процессы, центры ответственности, которые должны подвергаться аудиту, необходимый объем усилий, который должен быть затрачен на аудиторскую проверку, формирование модели рисков и  анализ оценки вероятности нарушений, убытков.

Комплекс действий исследовательского процесса внутреннего аудита предполагает, прежде всего, четкую регламентацию информационного обеспечения аудита, комплекса разнообразных аудиторских тестов, порядок документирования и оформления выполненных аудиторских процедур.

При обобщении и реализации результатов  внутреннего аудита и контроле выполнения принятых решений необходимо разработать систему отчетности службы внутреннего аудита для передачи информации заинтересованным пользователям.

Организационно -  функционально служба внутреннего аудита может осуществлять, по нашему мнению, следующие виды аудиторской деятельности:

  • аудит на соответствие;
  • аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • консультационный аудит;
  • аудит прогнозной информации, инвестиционных проектов;
  • операционный аудит;
  • управленческий аудит;
  • экологический аудит;
  • аудит энергоэффективности.

В отечественной  теории и  практике аудита наибольшее развитие получили:

  • аудит на соответствие как контроль на предмет соответствия конкретным требованиям, критериям, нормам, законам и общей целесообразности;
  • аудит финансовой отчетности, предполагающий оценку достоверности учетной информации и показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • консультационный аудит, оказывающий содействие и помощь сотрудникам организации в выполнении своих функционально-должностных обязанностей;
  • аудит прогнозной информации, инвестиционных проектов предполагает оценку инвестиционной привлекательности и достоверности допущений, положенных в основу прогнозной информации.

В последние годы получили развитие такие виды как операционный и управленческий аудит. В операционном аудите, как правило, выделяют следующие функциональные направления:

  • аудит информационно-организационных систем и методов управления и аудит операционного контроля;
  • аудит условий эксплуатации и результатов деятельности;
  • аудит деятельности организации по отношению к намеченной цели, её соответствие проекту, выбору и адекватности принятых решений.

Таким образом, основная цель операционного аудита это определение эффективности и производительности той или иной подсистемы какой-либо хозяйственной или производственной системы организации.

Под управленческим аудитом понимают диагностическое исследование управленческих технологий с целью определения их фактической  эффективности и внесении необходимых корректировок в управленческий процесс на основании методологии аудиторской деятельности и разработанных рабочих заданий.

Реалии экономики ХХI века обусловили необходимость таких видов внутреннего аудита как экологический аудит и аудит энерго эффективности. Поскольку для успешности хозяйственной деятельной организаций, в современных экономических условиях, без проведения аудита энергоэффективности и экоаудита не обойтись. Целеполагание данных видов внутреннего аудита объединяет интересы собственников, менеджеров и общества в целом, в части разумного, бережного, безопасного и эффективного использования природных и энергетических ресурсов.

Таким образом, современная служба внутреннего должна оценить эффективность существующих систем контроля и управленческих задач организации бизнес-процессами, операциями, предпринимательскими, экологическими, энергетическими и финансовыми рисками, выявить события, препятствующие достижению поставленных целей развития бизнеса.

В рассмотренной концепции, предусматривающей сопряженность функционально-административного и процессно-пооперационного управления, внутренний аудит способен качественно отфильтровать ключевую информацию, в которой нуждается менеджмент - для того, чтобы уметь предвидеть меняющиеся рыночные условия внешней и внутренней бизнес-среды и реагировать на них.

Литература

  1. Белуха,  Н.Т. Аудит: учебник [Текст] / Н.Т. Белуха. - К.: Знания, КОО -  2000.-769с.
  2. Богомолов,  А.М. Внутренний аудит: организация и методика проведения [Текст] / А.М. Богомолов, Н.А. Голощапов. - М.: «Экзамен» -  2000. - 192 с.
  3. Бурцев, В.В. Новые показатели для оценки эффективности бизнеса  [Текст] / В.В. Бурцев // Аудитор. - 2010. - №7 - С.4-10.
  4. Суворова, С.П. Управленческий аудит в системе управления хозяйственной деятельностью организаций. [Текст] /  С.П. Суворова, А.М. Ковалева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №3 - С.39-46.
  5. Суворова, С.П. Управление хозяйственной деятельностью  и характер взаимодействия с учетной системой организации (предприятия) [Текст] / С.П. Суворова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №10 - С.33-41.
  6. Суворова, С.П. Принципы организации внутреннего аудита [Текст] /  С.П. Суворова, М.Е. Ханенко, Л.А. Панкратова // Вестник ОрелГАУ. - 2010. - №2(10)- С. 91-95.
  7. Федеральный стандарт аудита № 29 «Рассмотрение работы внутреннего  аудита» // Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2009/01/Pravilo_8.doc.
  8. Хорохордин, Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи [Текст] /  Н.Н. Хорохордин  // Аудиторские ведомости. -  2007. -  № 10 - С.17-21.
Просмотров работы: 256