СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАМЕРАЛЬНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНИЯЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, КАК ОСНОВНЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАМЕРАЛЬНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНИЯЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, КАК ОСНОВНЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоговый контроль организаций, применяющих специальные налоговые режимы, проявляется в форме:
  • камеральной проверки;
  • выездной проверки.

Каждая из  них имеет свои особенности в отношении порядка и правил проведения.

Камеральная проверка представляет собой форму налоговой проверки представленных в налоговые органы организациями-налогоплательщиками деклараций, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога, и документов, имеющихся у налоговых органов.

Для проведения камеральной проверки уполномоченными должностными лицами налогового органа  не требуется распоряжения руководства. Проверка такого рода регулируется статьей 88 Налогового Кодекса Российской Федерации.

После того, как организация сдала декларацию, уполномоченные должностные лица налогового органа проводят камеральную проверку в течение трех месяцев. Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Проверка проводится за тот период, за который подана декларация. Периоды, за которые подаются декларации организаций, применяющих специальные налоговые режимы, отличаются. Например, при подаче декларации организацией, применяющей Единый налог на вмененный доход, налоговые органы проверяют правильность исчисления налога за квартал, так как налоговым периодом является квартал. Если же организация подала декларацию по Упрощенной системе налогообложения или Единому сельскохозяйственному налогу, налоговые органы проверяют правильность исчисления налога за год, так как налоговым периодом для этих налогов является календарный год.

В соответствии с пунктом 7 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы при проведении камеральной проверки не имеют права потребовать у организации-налогоплательщика другие дополнительные документы и сведения. Однако, в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 88 НК РФ налоговые органы вправе потребовать:

  • у организаций, пользующихся налоговыми льготами, документы, которые подтверждают право на использование данных льгот;
  • у организаций, пользующимися природными ресурсами, документы на право их использовании;
  • у организаций, применяющих налоговые вычеты, документы, подтверждающие право на применение данных вычетов.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, не предоставляют в налоговый орган первичную документацию, которая служит основанием для определения размера налога. В этом заключается возможно не главное, но немаловажное отличие камеральной проверки от выездной.

Если по окончании камеральной проверки не обнаружено ошибок, это означает, что камеральная проверка окончена и акт проверки не составляется.  Если же при проведении камеральной проверки обнаружены несоответствия или противоречия имеющихся в налоговых органах документов и документов, представленных организацией, она об этом оповещается и обязана в пятидневный срок внести исправления и предоставить пояснения. Налоговый орган проверяет исправления и рассматривает пояснения и в том случае, когда в результате проверки устанавливается факт совершения нарушения налогового законодательства, должностное лицо составляет акт проверки, который подписывается лицами, проводившими её.

Проведение выездной проверки организаций, применяющих специальные налоговые режимы, в отличие от камеральной проверки, осуществляется на основании решения (распоряжения) руководства налогового органа и проводится в самой организации.

Некоторые организации могут столкнуться с проблемой предоставления места для проведения проверки. В этом случае после письменного оповещения, содержащего причины о невозможности проведения проверки в пределах организации, налоговый орган проводит её на своей территории.   

Распоряжение о проведение выездной проверки содержит разностороннюю информацию о том:

  • что подлежит проверке: подразделение, филиал, организация или же все вместе;
  • кем она будет проводиться. Эта информация достаточно значимая, так как только те лица, инициалы которых указаны в решении о проведении проверки, могут попасть и находиться в пределах проверяемой организации, требовать и изучать документацию, подписывать акт. В случае проведения проверки и составления акта не указанными в решении лицами он признается недействительным.
  • в отношении каких налогов. Проверка данного вида проводится в организации в отношении одних и тех же налогов за какой-то определенный период только один раз. Повторной проверки не допускается. Но в каждом правиле есть исключение. В данном случае ими является:

1. ликвидация или реорганизация организации;

2. предоставление уточненной декларации, в которой отражена уменьшенная сумма налога. Проверка производится в части только этого налога.

- какой период охватывает проверка. В основном проверка проводится за три последних года перед годом, в которым принято решение на её проведение.

Правила проведения выездной проверки регулируются статьей 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Цель проведения выездной проверки совпадает с целью проведения камеральной проверки, то есть установление правильности исчисления и уплаты налогов.

Срок проведения ограничивается двумя месяцами, но в некоторых случаях она может длиться до полугода.

Процесс выездной проверки начинается с уточнения того, выполняет ли организация условия, предусмотренные для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Первым условием, определяющим возможность применения одного из специальных налоговых режимов, является численность персонала. При применении Единого налога на вмененный доход и Упрощенной системы налогообложения организации не имеют права иметь более 100 человек. Однако, данное условие в отношении разных видов режимов имеет свои особенности, так как понятия «численность» и «расчет» не равнозначны. Для организаций, применяющих Упрощенную систему налогообложения, - средняя численность, для организаций, применяющих Единый налог на вмененный доход, - среднесписочная численность работников. Средняя численность персонала является понятием более обширным по сравнению со среднесписочной численностью. Для установления соблюдения данного условия должностные лица налогового органа проверяют имеющиеся заключенные с работниками трудовые договоры и иные документы, связанные с учетом рабочего времени и начислением и выдачей заработной платы.

Второе условие, определяющее возможность применения один из специальных налоговых режимов, - доля участия сторонних организаций в уставном капитале организации-налогоплательщика. Этот показатель при применении Единого налога на вмененный доход и Упрощенной системы налогообложения должен быть не более 25 процентов. Исключение составляют организации, складочный капитал которых образован из вкладов общественных организаций инвалидов. При чем их  среднесписочная численность должна составлять 50 или более процентов от общего числа работников, а процент фонда оплаты труда  - 25 или более процентов.

Для организаций, применяющих Упрощенную систему налогообложения, имеется ряд отдельных требований, выполнение которых проверяется выездной проверкой.

  1. Лимит дохода, который за налоговый период не должен превышать суммы в 60 млн. руб.. В этом случае книга учета доходов и расходов и кассовые документы служат подтверждением выполнения или невыполнения данного требования.
  2. Отсутствие представительств и филиалов, что проверяется на основании изучения трудовых договоров  с работниками, зарегистрированными не по месту нахождения организации, открытых в других городах расчетных счетов. Если организация имеет подразделение или филиал, но предпринимательская деятельность на нем не осуществляется, это также признается как нарушение.
  3. Остаточная стоимость внеоборотных активов, а именно нематериальных активов и основных средств, не превышающая 100 млн. руб..

Главной задачей должностных лиц налоговых органов после проверки выполнения условий и требований, установленных для организаций, применяющих Единый налог на вмененный доход и Упрощенную систему налогообложения, является проверка правильности исчисления налоговой базы.

В соответствии со статьей 346.24 Налогового Кодекса Российской Федерации организации, применяющие Упрощенную систему налогообложения, должны для определения налоговой базы по налогу отражать полученные доходы и произведенные затраты  в книге учета  доходов и расходов. Организации - налогоплательщики заверенные в налоговом органе книги учета доходов и расходов вправе вести как в электронном так и в бумажном виде.

Для установления правильности и соответствия сумм, указанных в декларации, должностные лица налогового органа сопоставляют отраженные  в книге учета доходов и расходов суммы полученных доходов и произведенных расходов с суммами, указанными в первичной документации.

В последний день выездной проверки составляется справка о её проведении, на которой проставляется дата этого дня. Справка должна быть вручена руководству проверенной организации.  Затем составляется акт, отражающий результат проверки. Результатом может быть нарушение или соблюдение законодательства в области налогов и сборов. Акт составляется в двух случаях в обязательном порядке. Если результатом проверки является нарушение налогового законодательства, руководство налогового органа решает привлекать или не привлекать налогоплательщика к ответственности. Если  в ходе проверки не выявлено никаких нарушений, составленный акт указывает на их отсутствие.

Камеральные и выездные проверки объединяют правила истребования документации. Для этого оформляется требование в письменном виде, которое содержит информацию о необходимой документации. Организация должна исполнить требование в срок, ограниченный десятью днями. Представленные ранее документы не могут требоваться дважды. Это может произойти лишь в том случае, если они были потеряны. Но в реальности такие случаи почти невозможны, так как потеря документов влечет за собой уголовную ответственность.

Руководство и работники организации должны быть готовы к проведению налогового контроля. Это обеспечит им получение акта проверки с содержанием, которое будет «говорить» об отсутствии налогового правонарушения в случае проведения выездной проверки, в случае проведения камеральной проверки таким подтверждением будет отсутствие акта. Выездная проверка представляет собой более основательную форму контроля, так как в отличие от камеральной объектом изучения является не только декларация, но и первичная документация. Кроме того обращается пристальное внимание на соблюдение установленных для данных организаций требований и на документальное подтверждение имеющихся прав или льгот. Не смотря на характерные особенности данных проверок, каждая из них представляет собой высшую форму контроля в области соблюдения налогового законодательства.

 

Список  литературы:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.11.2011);
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступившими в силу с 04.01.2011);
  3. http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/315183.html;
  4. http://www.pravcons.ru/publ06-06-2011-3.php
Просмотров работы: 232