В 1919 году специалисты США в области управленческого учета (management accountants) создали Национальную ассоциацию бухгалтеров по учету затрат (NACA - National Association of Cost Accountants), в 1929 году переименованную в Национальную ассоциацию бухгалтеров (NAA - National Association of Accountants). В 1972 году NAA утвердила сертификационную программу «Сертифицированный управленческий бухгалтер» (CMA - The Certified Management Accountant) и создала организацию по проведению программы CMA - Институт управленческого учета (IMA - the Institute of Management Accounting). В 1996 году IMA был переименован в Институт сертифицированных управленческих бухгалтеров (the Institute of Certified Management Accountant), а NAA - переименована в Институт управленческих бухгалтеров (IMA - the Institute of Management Accountants).
Институт управленческих бухгалтеров разработал систему Положений по управленческому учету. Документы Института, в том числе указанные Положения, не являются обязательными для использования предприятиями и организациями. Однако эти документы обобщают современные разработки и поэтому полезны в процессе организации, внедрения, применения и совершенствования интегрированной системы управленческого учета, управленческого аудита и управленческого анализа. В соответствии с Положениями 1А и 1В, управленческий учет - это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой информации, используемой менеджментом в планировании, оценке и управлении в организации для обеспечения оптимального использования ресурсов предприятия и полноты их учета. Управленческий учет также включает в себя подготовку финансовых отчетов для неуправленческих групп внешних пользователей информации (акционеров, кредиторов, регулирующих органов и налоговых инспекций).
Управленческий аудит, иначе называемый операционным аудитом, также выделяется как отдельное направление контроля. В 1982 году Специальный комитет по операционному и управленческому контролю AICPA (American Institute of Certified Accountants, Американского института сертифицированных общественных бухгалтеров) опубликовал доклад «Обязательства операционного аудита» (Operational Audit Engagements), согласно которому операционный аудит (аудит результатов, или управленческий аудит) - это изучение аудитором операций компании с целью дать рекомендации по экономичному и продуктивному использованию ресурсов, результативному достижению целей и осуществлению деятельности компании. Цель операционного аудита - помочь клиенту улучшить использование мощностей и ресурсов его фирмы при достижении поставленных целей. Операционный аудит в зависимости от проверяемых лиц подразделяется на аудит управляющих (контроль выполнения им своих обязанностей) и аудит персонала, кроме управляющих (оценка выполнениями персоналом свойственных им функций, влияющих на управление). Внутренние контролеры обычно выполняют как минимум аудит персонала, а внешние - аудит персонала и аудит управляющих. Управленческий аудит базирует свои оценки на трех методах: оценке проектов развития деятельности до, в течение и после их осуществления, оценке уровня (полноты и эффективности) достижения целей, всесторонней оценке деятельности и программ по всем темам.
Таким образом, система Положений по управленческому учету Института управленческих бухгалтеров США отражает следующие особенности современной стандартизации учета для управленческих целей:
Международными стандартами учета и финансовой отчетности (IAS. IFRS),
Международными стандартами качества (ISO),
Стандартами и рекомендациями по описанию бизнес-процессов (SADT, IDEF, UML, OOP, CASE-технологии),
Промышленными стандартами управления (в порядке исторического развития стандартов: 30 glorieuses, MRP-0, MRP-I, MRP-II, MRP-II+, ERP, ERP extended, ERP-II),
современными технологиями управления («шесть сигм», «точно в срок», канбан, концепция «бережливого» производства (lean production), теория ограничений - TOC, сбалансированная система показателей - BSC, процессно-ориентированное управление - ABM),
Международными стандартами внутреннего аудита и риск-менеджмента.
Эта гармонизация объясняется общим информационным полем современных экономических дисциплин, обменом опытом на международном уровне, возрастанием степени глобализации современных экономических процессов, что позволяет обобщать наилучшие теоретические и технические концепции и методы.
Так, Международные стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО) - это система документов, разработанных на международном уровне и носящих рекомендательный характер для стран, где они не приняты как национальные, и для организаций, не ценные бумаги которых не котируются на биржах, требующих представления отчетности по МСФО. МСФО содержат требования и рекомендации к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний на международном уровне.
Международные стандарты качества разрабатываются созданной в 1947 году Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO). Понятие качества охватывается все аспекты деятельности и характеристики продуктов. Система менеджмента качества (СМК) основана на процессном подходе к управлению и отражается следующей моделью: постоянное улучшение качества продукции - выход процесса МК (для удовлетворения потребностей потребителей и других заинтересованных сторон) в соответствии с требованиями потребителей и других заинтересованных сторон - вход процесса МК на основании осознания и установления ответственности руководства организации, проведения менеджмента ресурсов, воздействия на жизненные циклы продукции, а также измерения, анализа и улучшения. Основными понятиями в связи с этим становятся следующие:
требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным,
качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям,
градация - класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих одно и то же самое функциональное применение,
возможности - способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет отвечать требованиям к этой продукции,
удовлетворенность потребителей - восприятие потребителем степени выполнения их требований.
Промышленные стандарты управления отражают последовать эволюции методических подходов к такому управлению, основанной на постепенном расширении видов объектов управления:
30 glorieuses - это принципы организации управления, разработанные Р. Тейлором,
MRP-0 (Material Requirement Planning) - планирование запасов с учетом потребности-нетто,
MRP-I (Closed Material Requirement Planning) - планирование и контроль производственной программы по цехам,
MRP-II (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов на основе не только внутренних, но и внешних данных (от поставщиков, потребителей), прогнозирование, планирование и контроль производства,
MRP-II+ - сочетание MRP-II, японских систем JIT, Канбан, а также теории ограничений,
ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов плюс финансовое планирование,
ERP extended - управление цепочками поставок (поставщик-производитель-потребитель),
ERP-II - присоединение модулей связи с клиентами, управления человеческими ресурсами, базами знаний.
Современные технологии управления представляют собой инструменты повышения качества управленческих процессов и могут применяться как отдельно, так и в различных комбинациях.
Стандарты внутреннего контроля (аудита) также являются неотъемлемой частью внутрифирменного управления. Международные стандарты внутреннего аудита (МСВА) были разработаны в США, обязательны для применения членами Института внутренних аудиторов, а для прочих лиц и организаций могут являться основой разработки собственных стандартов. Согласно введению к МСВА (в переводе Института внутренних аудиторов, г. Москва), внутренний аудит - это деятельность по представлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. МСВА отражают современный подход к управлению - ориентацию на риски. На основе результатов оценки рисков отдел (группа) внутреннего аудита должен оценить достаточность и эффективность контроля в сфере корпоративного управления, хозяйственной деятельности организации и ее информационных систем, в том числе: надежности и достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности, эффективности и результативности хозяйственной деятельности, сохранности активов, соблюдения законов, нормативных актов и договорных обязательств.
Риск-менеджмент тесно связан с современной концепцией и процедурами внутреннего аудита. В управлении рисками используются как учетный методы, так и математический аппарат: принцип недостаточного обоснования Лапласа, максиминный и минимальный критерии, критерий обобщенного максимина, методы математической статистики (средние величины, методы корреляционно-регрессионного анализа, метод Монте-Карло и др.). Наиболее развиты концепции риск-менеджмента в США, где данные вопросы изучает ряд организаций: Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Американская ассоциация менеджеров, Общество управления риском и страхованием.
В целом, современная система управленческого учета интегрирована с прочими прикладными сферами экономических исследований. Эта тенденция отмечается и для финансового учета, на основании данных которого органами статистики отдельных стран и на международном уровне составляются Системы национальных счетов, используемые в национальных и международных прогнозах. Данные текущей финансовой и статистической отчетности используются для финансового управления (денежно-кредитного, валютного, экспортно-импортного, налогового и др.) организациями, отраслями, регионами и экономикой в целом.
На уровне внутрифирменного управления организации целесообразно разработать систему внутренних стандартов, которые будут отражать особенности управления данным хозяйствующим субъектом.
Литература