УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практическая значимость и актуальность вопроса управления логистическими затратами предприятий обусловлены неизменно нарастающим ростом затрат в целом по сравнению с ростом доходов, повышением себестоимости продукции, снижением эффективности бизнес-процессов, ровно как и ростом уровня конкуренции.

В настоящее время в условиях рыночной экономики изучение логистических затрат предприятий, а также определение их значимости в механизме ценообразования товаров, работ, услуг представляет собой особый интерес. Важнейшей задачей руководства является поиск способов уменьшения логистических затрат, которые в дальнейшем приведут к снижению уровня цен на логистические услуги подразделений, повышению уровня конкурентоспособности и прибыльности предприятий.

Современный этап развития логистики определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

  • более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
  • происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
  • размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские - в Мексике, японские - в Китае) [2, стр. 28].

Как отмечает Л.Б. Миротин, при управлении логистическими затратами предприятия необходимо учитывать высокий уровень динамики рыночной конъюнктуры, дефицит платежных средств, высокий уровень конкуренции, т.е. все, что влияет на эффективность логистической деятельности. Однако вопросы оптимизации логистических затрат до сих пор не стали предметом серьезных исследований. Отсутствие научно обоснованной методологии управления логистическими затратами приводит к тому, что до сих пор нет надежных и работоспособных методик их планирования, оценки и анализа [5, стр. 6].

Само же понятие логистических затрат подразумевает затраты как материальных, финансовых, трудовых, так и информационных ресурсов, обусловленных выполнением заказов потребителей, то есть комплексным функционированием предприятия.

При стремлении руководства к повышению эффективности логистических систем большое значение отводится планированию, учету и сокращению логистических затрат. Доля данных затрат в общих затратах на производство продукции весьма значительна и колеблется от 10-15% в машиностроении до 30-45% в легкой и пищевой промышленности.

Издержки в логистической системе делятся на две большие группы:

  • затраты, связанные с организацией материальных потоков внутри предприятия;
  • затраты, осуществляемые в процессе реализации продукции.

Затраты, связанные с реализацией логистических функций, возникают при закупке материальных ресурсов, на складах всех типов при выполнении складских операций, в процессе выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ и т.д.

К группе затрат, возникающих при организации материальных потоков на предприятии, относятся затраты, связанные с выполнением следующих функций: эксплуатация заводских складов различного назначения; формирование и содержание запасов; организация внутрипроизводственных перевозок; подбор товаров для отправки и их упаковка; оформление документации.

В эту группу логистических затрат включаются также проценты за кредит, средства от которых «связаны» в товарной массе, находящейся на складе и в производственных заделах.

В группу затрат, связанных с реализацией продукции, включаются следующие виды затрат:

  • расходы на перевозки продукции потребителю;
  • расходы на погрузо-разгрузочные работы;
  • затраты, связанные с нахождением товара в пути;
  • затраты, связанные со страхованием грузов;
  • расходы по формированию и содержанию запасов у сбытовых и торгово-закупочных организаций;
  • «издержки дефицита», представляющие собой дополнительные расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-либо период тех или иных материальных ресурсов;
  • расходы, связанные с транспортно-экспедиторскими функциями;
  • административные расходы, грузовые сборы и другие виды издержек [4, стр. 311].

А. Смехов указывал, что если принять затраты на логистику за 100 %, тогда удельный вес отдельных составляющих распределится следующим образом:

  • перевозка на магистральном транспорте - 28-40 %;
  • складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25-46 %;
  • упаковка до 15-25 %;
  • - затраты на управление - 5-15 %;
  • прочие (включая обработку заказов) - 5-17 %.

Рассмотрим главные методы учета затрат на содержание складских помещений и затрат на транспортировку как материалов, так и товаров.

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.

В свою очередь транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета:

Во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 «Материалы»);

Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 «Основное производство»).

Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. В данном случае расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей. Такой порядок предусмотрен пунктом 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ № 119н.

Это же правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи.

Из Инструкции к плану счетов следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):

  • на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;
  • на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;
  • комиссионные и прочие посреднические сборы (в т. ч. уплачиваемые сбытовым организациям);
  • на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы.

Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи:

Во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены;

Во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца. Выбранный вариант закрепляют в учетной политике.

Если же организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары, то в этом случае затраты следует распределять. Как было сказано выше, затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров - на счете 44.

Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы по материалам в данном случае включают в себя расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и другие.

Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ № 119н.

Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов:

Во-первых, включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов: Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26 и т.д.).

Во-вторых, возможно обособленно учитывать транспортировку на счете 10: Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26 и т.д.).

В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»): Дебет 15 Кредит 60 (76).

В пункте 87 Методических указаний по учету МПЗ № 119н указан порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Вопрос состоит только в том каким образом включать данные затраты в расходы.

Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории:

Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя - учитывают либо на счете 41 (включают в стоимость товаров), либо на счете 44 «Расходы на продажу»;

Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации-покупателя другим организациям или гражданам-потребителям - учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

На 44 счете транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90. Списать можно опять-таки двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.

В статье 320 Налогового кодекса РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат статьи 320. Заключается он (аналогично методу распределения материалов, раскрытому выше в нашей статье) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца [4].

Система  учета издержек и обращения, созданная на предприятии, должна не только выделять затраты, связанные с логистическими функциями, но и выделять среди них наиболее значимые, определяя при этом характер их взаимодействия друг с другом.  При условии успешного функционирования данной системы можно минимизировать совокупные издержки на протяжении всей логистической последовательности.

Таким образом, все расходы, связанные с процессом движения ресурсов, складываются, прежде всего, из ряда определенных издержек. Эти издержки возникают последовательно, исходя из соответствующих этапов  экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

То есть расходы, связанные с выполнением заказа, складываются из различных издержек, отнести которые в единую статью расходов довольно сложно.

 Говоря о системе учета логистических затрат необходимо выделить следующие требования:

  • при реализации каждой логистической функции требуется выделять соответствующие затраты;
  • необходимость детального изучения информации о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом;
  • изучение взаимозависимости затрат на протяжении всей логистической цепочки не только на предприятии, но и за его пределами.

В заключении следует отметить, что своевременный и полноценный учет логистических затрат позволяет не только сэкономить финансовые и трудовые ресурсы, но и значительно повысить эффективность всей экономической деятельности предприятия, что в современных условиях развития рыночной системы является одним из показателей финансовой устойчивости и стабильного развития хозяйствующего субъекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28 декабря 2001 N 119н (ред. от 24.12.2010);
  2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие  / Т.В. Алесинская - Таганрог: ТРТУ, 2009. - 121 с.;
  3. Ельдештейн Ю. М. Логистика: электронный учебно-методический комплекс / Ю.М. Ельдештейн - 508 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Сайт ФГОУ ВПО КГАУ: http://www.kgau.ru;
  4. Ильюшина О. Логистические затраты и их отражение в учете / О. Ильюшина // Финансовая газета, - 2011. - №38;
  5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика / Л Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, О.Г. Порошина - М.: Экзамен, 2008. - 160 с.
Просмотров работы: 58