ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно последним исследованиям, инвентаризация является неотъемлемой частью бухгалтерского учёта.

Проведение инвентаризации особенно актуально для крупных предприятий. Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся объекты, никоим образом не участвующие в деятельности предприятия. Это могут быть устаревшие товары, неисправные автотранспортные средства (на которые не начисляется амортизация вследствие отсутствия пробега) и т.д.

Инвентаризация - это один из обязательных элементов бухгалтерского учета. Ее необходимость связана с тем, что данные бухгалтерского учета и фактическое состояние имущества и расчетов любой организации, и в том числе, некоммерческой, подлежат регулярной сверке.

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ о ее проведении, которым утверждается состав инвентаризационных комиссий. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации на всем предприятии создаются рабочие инвентаризационные комиссии, при этом требуется большой штат работников высокой квалификации. Т.к. очень важна правильность оформления документов, что в последующем позволит избежать как мелких недоразумений, так и крупных неприятностей. Комиссии, во-первых, проводят профилактические работы по обеспечению сохранности ценностей и при необходимости заслушивают на своих заседаниях руководителей отделов или секций по вопросам сохранности имущества. Они же проверяют документальное оформление фактов поступления имущества в случае несоответствия условиям договора по количеству, качеству или ассортименту. Они же определяют причины списания имущества и возможности использования отходов. Во-вторых, комиссии готовят и организуют проведение инвентаризации, проводят инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий. Они же проводят контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации имущества в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. Они же проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, на складах, строительных участках, в кладовых, цехах и других местах хранения.

Обычно инвентаризация проходит в четыре этапа. Первый этап - подготовительный. Он включает:

  • подготовку документов, необходимых для инвентаризации. На крупных предприятиях подготовка документов занимает больше времени, чем на мелких предприятиях, т.е. эта работа является более масштабной и трудоёмкой, несмотря на то, что перечень документов один и тот же.
  • определение методов инвентаризации (она может быть как полная, так и выборочная).
  • определение сроков и определение круга ответственных за её проведение лиц. Срок проведения инвентаризации на крупном предприятии значительно больше, чем на мелких предприятиях. Т.к. опять же объём работ значительно превышает. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.  В описи заносятся сведения о фактическом наличии имущества. Описи и акты составляются в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Инвентаризационные описи на крупных предприятиях составляются с использованием средств компьютерной техники, хотя можно заполнять от руки чернилами или шариковой ручкой, что характерно для малых предприятий. В любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток. В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения исправить выявленные ошибки. На крупных предприятиях возможность совершения ошибок более вероятна, чем на мелких. На крупных предприятиях инвентаризационная опись составляется на нескольких страницах и они должны быть пронумерованы, и скреплены таким образом, что исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи следует прописью указать:

  • число порядковых номеров материальных ценностей;
  • общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

На крупных предприятиях, где временное приостановление поставки и отпуска материалов может существенным образом повлиять на нормальный режим всего производственного цикла, или отдельных его частей, часто возникает необходимость в составлении ряда дополнительных описей. Они нужны для занесения информации, во-первых, о вновь отгруженных материалах, во-вторых, о материалах, отпущенных на производство. Поступление и отпуск материалов, осуществляемые в ходе проведения инвентаризации, производятся исключительно материально ответственными лицами в присутствии и при непосредственном контроле инвентаризационной комиссии.

Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, которая сравнивает фактические остатки имущества с данными бухгалтерского учета. На крупных предприятиях сравнение происходит медленнее из-за большего объёма работ. До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях.

И, наконец, заключительный этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе учетные данные приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, а также принимаются управленческие решения по этому поводу. Происходит выявление суммы излишков и недостач имущества в сличительных ведомостях указываются в количественном и стоимостном выражении по розничным ценам, сложившимся на дату инвентаризации. При составлении документов списания и ввода остатков имущества необходимо учитывать пересортицу, а также суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Бухгалтерия учитывает разницу в стоимости товаров и взыскивает с материально ответственных лиц согласно договору о коллективной материальной ответственности.

По результатам можно сделать вывод, что проведение инвентаризации на крупных предприятиях происходит с созданием нескольких инвентаризационных комиссий, которые позволяют производить учет более эффективно. Особенностью инвентаризации на крупных предприятиях имущества является то, что его наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. А так же время проведения и продолжительность инвентаризации определяется исходя из объемов товарных групп, количество сотрудников, участвующих в инвентаризации, т.е. на крупных предприятиях объем работ велик и занимает длительный промежуток времени.

Список использованной литературы.

  1. Проведение инвентаризации [Электронный ресурс] . - М. , [2010] . - Режим доступа :http://www.262.ru/print/journal/archive/2010/prakticheskoe_posobie/buhgalterskaya_otchetnost/
  2. Инвентаризация материально-производственных запасов [Электронный ресурс] . - М. , [2008] . - Режим доступа : http://vlgs.ru/buhgalterskie-publikatsii/inventarizatsiya-materialno-proizvodstvennyih-zapasov.html
  3. Порядок проведения инвентаризации [Электронный ресурс] . - М. , [2002] . - Режим доступа : http://ititi.ru/raznyie/poryadok-provedeniya-inventarizatsii.-metodicheskoe-rukovodstvo-v-1s.html
  4. Инвентаризация оборудования [Электронный ресурс] . - М. , [2009] . - Режим доступа : http://inventario.ru/article/inventarizachiya-oborudovaniya
  5. Документальное оформление результатов инвентаризации [Электронный ресурс] . - М. , [2005] . - Режим доступа : http://www.platinalog.ru/topic1130.html
Просмотров работы: 7