СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОР-ГАНИЗАЦИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОР-ГАНИЗАЦИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются в своей деятельности с серьезными трудностями. Одной из них является дефицит оборотных средств. Вследствие этого перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоит проблема надежных источников заёмных средств, в том числе, возможность кредитования в коммерческих банках.

С учетом слабого развития системы сельскохозяйственного кредита необходимо также активное участие государства в обеспечении кредитными ресурсами производителей аграрного сектора экономики страны. Кредитование через коммерческие банки занимает наибольшую долю в кредитовании предприятий аграрного сектора. В их взаимодействии остро стоит проблема доступности заемных средств. Доступность ресурсов сельскому хозяйству - это высокая степень вероятности получения кредитных средств в течение определенного промежутка времени. [4]

К факторам, влияющим на доступность, можно отнести:

  • финансовое состояние производителя;
  • наличие и близость банков к сельскохозяйственным производителям в районе их размещения;
  • условия кредитования (срок кредита, процентная ставка);
  • наличие залога;
  • наличие источника погашения.

Но, несмотря на указанные проблемы, ограничивающие доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, существуют факторы, делающие их привлекательными для банковского капитала. К ним можно отнести:

  • производство продукции в сельском хозяйстве имеет достаточно длинный цикл, локализовано в пространстве, а значит - удобнее для банковского контроля, чем, например, коммерческие операции розничного торговца;
  • предъявление стабильного спроса на сезонные кредиты, связанные с проведением посевных и уборочных работ. Это позволяет банкам прогнозировать возникновение потребности в кредитных ресурсах и существующим образом формировать свою финансовую политику;
  • бизнес сельскохозяйственных производителей неразрывно связан с использованием земельных ресурсов. Это придает кредитным сделкам более устойчивый характер и создает дополнительные гарантии возврата кредита.

Возможности широкомасштабного развития кредитования АПК в настоящее время заложены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 года.

Одним из основных направлений реализации Государственной программы является повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях.

В соответствии с данной программой обеспечивается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях. [2]

На возмещение расходов по кредитам за счет средств федерального и областного бюджетов предусмотрены субсидии в размере 100 процентов ставки рефинансирования. Полномочия по их выплате переданы органам местного самоуправления. Однако далеко не все граждане, берущие займы в банках, пользуются этой мерой поддержки. Например, в Омской области в 2010 году только 54% кредитов были субсидированы, еще меньше в 2011 году - лишь 48%. [3]

Низкая активность сельскохозяйственных организаций в получении субсидий объясняется недостаточным уровнем информированности населения. Не во всех муниципальных образованиях хорошо работают специалисты, обязанные консультировать по вопросам субсидирования. Но нужно искать и другие причины того, почему столь значительный федеральный ресурс в полной мере не используется по назначению.

Например, общая схема субсидирования, предложенная фермерам, достаточно сложная: от 15 до 16% годовых - ставка по кредитам для сельхозпроизводителей. Если они получают право на субсидию, то 2/3 ставки рефинансирования ЦБ субсидирует федеральный бюджет, а на заемщика ложится остальное. При этом кредит все равно придется вернуть, только заплатив меньший процент. В выгоде остаются только банки - свои проценты они все равно получат по полной: часть от фермера, часть от государства.

Но и такой кредит получить очень сложно: условий огромное количество, начиная от доказывания состоятельности, необходимости предоставить залог, заканчивая тем, что многие банки не очень хотят связываться с сельхозпроизводителями и искусственно завышают процентные ставки.

Главы сельских поселений, специалисты управлений сельского хозяйства также должны активнее содействовать владельцам ЛПХ, у которых зачастую просто не хватает времени на то, чтобы ходить по инстанциям и собирать необходимые документы. Для того чтобы снять эту задачу представителям банковских структур необходимо разработать более эффективные механизмы кредитования и субсидирования.

Банки очень неохотно дают кредиты представителям малого бизнеса на селе, предпочитая работать с крупными агрофирмами. В целях обеспечения доступа аграриев к льготным кредитным ресурсам несколько лет назад на селе были организованы кредитные кооперативы.

В настоящее время в Омской области зарегистрировано 18 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - СКПК).

Двухуровневая система кредитной кооперации Омской области представлена 17 кооперативами первого уровня, расположенных в 14 из 32 муниципальных районов области, и одним кооперативом второго уровня, имеющим статус областного кооператива. Данная система носит открытый характер.

Взаимодействие личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйств (далее - КФХ) осуществляется через кооперативы первого уровня.

Сельскохозяйственная кредитная кооперация имеет ряд преимуществ перед банками:

  • низкая процентная ставка ООСКПК «Прииртышье» на выдачу займов кооперативам первого уровня (12% годовых);
  • средняя процентная ставка кооперативов первого уровня на выдачу займов ЛПХ и КФХ составляет 17% годовых;
  • приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга;
  • малые сроки рассмотрения заявок на предоставление займов.

За 2006 - 2010 годы выдано займов кооперативами первого уровня на сумму 121375 тыс. рублей, кооперативом второго уровня - 32496 тыс. рублей. [1]

Основные цели предоставление займов: на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, сельскохозяйственных животных, горюче-смазочных материалов, сена, зерна, и других кормов.

Анализ структуры выданных займов за 2006 - 2010 годы свидетельствует, что наибольший удельный вес приходится на сельскохозяйственные организации (СХТП) - достигает 41%, СПоК - 23,41 %, ЛПХ - 24,12 %.

Не всем сельскохозяйственным потребительским кредитным кооператива удается эффективно функционировать на рынке сельской потребительской кооперации. Удельный вес работающих в 2010 году кооперативов Омской области по состоянию на 1 января 2011 года составил 67 %.

Кредитные кооперативы работают на территории Горьковского района (СКПК «Горьковский»), Колосовского района (СКПК «Надежда»), Кормиловского района (СКПК «Родник»), Любинского района (СКПК «Панацея»), Муромцевского района (СКПК «Муромцевский»), Называевского района (СКПК «Гарант»), Нижнеомского района (СКПК «Родник»), Нововаршавского района (СКПК «Заря»), Саргатского района (СКПК «ИнвестАгро»), Тевризского (СКПК «АгроКредит») муниципальных районов. [3]

На рисунке 1 представлены основные направления заемных средств в 2010 году членами личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств.

В 1 квартале 2011 года кооперативами выдано 17 займов на сумму 6240,0 тыс. рублей, в том числе ЛПХ -1340,0 тыс. рублей; КФХ и ИП -0,7 тыс. рублей; сельскохозяйственным организациям -3300,0 тыс. рублей; СКПК -1530,0 тыс. рублей. ООСКПК «Прииртышье» за 1 квартал 2011 года выдан один заём на сумму 230 тыс. рублей. [1]

Наличие подобных кредитных кооперативов способно решить одну из наиболее важных и сложных задач в сфере кредитования малого предпринимательства на селе, заполняя нишу рынка кредитования, потребители которого наиболее чувствительны к циклическим колебаниям экономической конъюнктуры.

Однако компенсация банковской процентной ставки не является панацеей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Сама эта мера не решает проблему доступа к кредитным ресурсам тех хозяйств, которые по разным причинам (прежде всего - недостаток обеспечения) не удовлетворяют критериям, установленным коммерческими банками. Одним из таких критериев является финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. [5]

Для решения этих задач предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению.

В 2006 году стартовал нацпроект «Развитие АПК» и уровень поддержки села в 2010 году был в 10 раз больше, чем в 2005г. Хотя даже при таких вроде бы вливаниях расходы на сельское хозяйство в 2010 году составили в районе 1% бюджета страны. Тогда как у ведущих сельхозпроизводителей - в странах ЕС и в США - это порядка 10% бюджета.

Но дело даже не в количестве финансовых вливаний, а в методике их распределения - именно в ней была допущена серьезнейшая ошибка, которая и сделала федеральные дотации практически невидимыми и недоступными для фермеров.

Основная ошибка заключается в том, что в сельское хозяйство деньги направляются по большей части через субсидирование кредитных ставок. До 70% средств, выделяемых нацпроекту «Развитие АПК» идут именно на кредитование - это означает, что деньги идут не фермеру, а банку.

В настоящее время в России необходим рост прямых дотаций сельхозпроизводителям, так как такая система не только позволила бы сэкономить как государству, так и крестьянину, но и повысила бы мотивацию и конкуренцию среди сельхозпроизводителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вопросы кредитования и субсидирования личных подсобных хозяйств Омской области. Омская губерния. Портал правительства Омской области. [Электронный ресурс: http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2011/02/10/1297335004017.html]
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ. [Электронный ресурс: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/145.htm]
  3. Нездоровая ситуация.// Омский вестник. Деловая среда. 2011. [Электронный ресурс:  http://www.dsreda.info/subs/1467-agro.html]
  4. Повышение кредитной доступности сельскохозяйственных организаций// Молодежь и наука 21 века. [Электронный ресурс: http://thelinux.org.ru/?p=33]5.      Трушин Ю.В. Экономическое регулирование сельского хозяйства Российской Федерации на основе развития системы кредитования (теория, методология, практика)// Автореферат. 2010. [Электронный ресурс: http://www.ceninauku.ru/page_21318.htm]
Просмотров работы: 50