НЕКОТОРЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕКОТОРЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассмотрение данного произведения сквозь призму приемов комического интересно и научно плодотворно.

1)Достигается комический эффект посредством различных приемов. Главный среди них - развернутое изложение фактов, призванных подтвердить «высокие» качества героя.

«Прекрасный человек Иван Иванович!» - восклицает Гоголь. И - сразу же вслед за этим продолжает: «Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом и глядит, что делается во дворе и на улице. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно - так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница».

Вместо изображения душевных, нравственных качеств Ивана Ивановича, призванных подтвердить, что он и в самом деле прекрасный человек, дается описание принадлежащей ему недвижимой собственности.

«Прекрасный человек Иван Иванович!» -- второй раз восклицает писатель и «подкрепляет» свое утверждение тем, что герой его «очень любит дыни».

Аналогичным образом характеризуется и Иван Никифорович: «Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели, каких свет не производил».

2)Следующим средством создания комического в повести являются алогизмы (принцип разрушения логики) в речи повествователя названной повести проявляются в нарушении логической основы сравнения: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках...».

В создании комического характера Гоголь часто использует как карикатуру, так и гиперболу. Гипербола, в отличие от карикатуры, преувеличивает не одну какую-то черту в характере героя, а весь комический персонаж. Так, с помощью гиперболы гоголевские герои оказываются «суммой» сразу нескольких человеческих пороков, как, Иван Иванович и Иван Никифорович. «Используя прием гиперболы, Гоголь в повести высмеивает не только пошлость, ничтожность и банальность своих героев, но и всю абсурдность мира, в котором они прозябают» [2;284].

Продолжая поставленную тему, следует сказать, что в рассказе о нелепой ссоре двух друзей-соседей Н.В.Гоголь доходит до гротеска, максимального комического преувеличения, которое порой делает персонажей неправдоподобными и парадоксальными. Но у Н.В.Гоголя этого не происходит, потому что писатель умеет представить любой неправдоподобный факт как самый реальный и обыденный, благодаря своему авторскому чувству меры и такта в использовании комических средств.

Гипербола у Н.В.Гоголя многофункциональна. Порой Н.В.Гоголь использует гиперболу как бы в шутку, не в сатирических целях, а для усиления комизма характера: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

Другим часто используемым гоголевским приемом создания комического характера является выбор профессии персонажа. В повести писатель рисует в сатирическом свете представителей власти, в том числе и самого главу города.

С беспощадной иронией повествует писатель о «славных» деяниях городничего как во время недавней войны («Ах, я вам расскажу, каким манером я перелез через забор к одной хорошенькой немке»), так и в дни управления вверенным ему городом. И облик «мудрого блюстителя порядка», и характер его деятельности становятся предельно ясными с момента его появления у Ивана Ивановича. «На мундире у городничего, - пишет Гоголь, - посажено было восемь пуговиц, девятая как оторвалась во время процессии при освящении храма назад тому два года, так до сих пор десятские не могут отыскать, хотя городничий при ежедневных рапортах, которые отдают ему квартальные надзиратели, всегда спрашивает, нашлась ли пуговица».

Решающую роль в создании персонажа играет имя героя, являющееся важнейшим юмористическим и сатирическим средством в поэтике Гоголя. Схожесть в именах Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича является отображением их одинаковой ничтожности, различие в именах служит импульсом, ведущим к их последующей ссоре.

Язык Гоголя, "небывалый, неслыханный по своей естественности" (В.В. Соколов) в полной мере вмещает и отражает его необычный юмор. Иронией пропитано каждое слово; речь самих героев вызывает у зрителей смех над ними. Создается впечатление, что "Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" - это одна большая шутка, и, несмотря на несомненное существование трагических нот, они все же облачены в своеобразный, присущий только Гоголю юмор.

Литература

  1. Ю. В. Манн «История всемирной литературы». - Т. 6. - М., 1989. -С. 369-384;
  2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987;
  3. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984;
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Просмотров работы: 614