Цветовая лексика в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Цветовая лексика в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В каждом художественном произведении преобладает та или иная семантическая группа слов. Именно эти группы придают художественному произведению экспрессию, которой добивается автор. Такие слова оказывают влияние на весь художественный текст, «заражая» его экспрессией [3,27]. Так, академик В.В. Виноградов отмечал: "Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы  их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в целом. В контексте всего произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого». [1,18]

При анализе художественного произведения необходимо  выделять такие лексические группы слов. Они помогают определить языковые особенности текста, его лексико-стилистический план и авторскую интенцию.

В качестве примера рассмотрим одну из лексических групп в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь» из сборника «Записки охотника».

Обратимся к следующему описанию:

«Ветра нет,  и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве»[4,].

В этом отрывке автор представляет описание леса поздней осенью. Для передачи настроения леса автор широко использует прилагательные.

Прежде всего выделим прилагательные цвета, которые обозначают его непосредственно своей семантикой. Например, желтые (поля), бурые (сучья), зеленые (коноплянки). К этой группе слов примыкают глаголы, которые косвенно связаны также с передачей цвета: белеет, блестят.

Эта группа слов делает картину природы живой. Эпитеты, украшая текст, делают его насыщенным.

Обратим внимание на качественное прилагательное «золотой» . Семантическая граница между качественными и относительными прилагательными условна и непостоянна . Это прилагательное перешло в разряд качественных из относительных. При этом значение предметного отношения в прилагательном совмещается со значением качественной характеристики этого отношения. 

Различными языковыми средствами достигается передача различных оттенков цвета. Так, например, «в беловатой мгле», «над красноватым лесом» («тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана», «...любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом»). Здесь оттенки передаются с помощью суффикса -оват (-еват), который передает неполноту проявления качества.

Глаголы «белеет, «блестит», «синеет» помогают передать значение цвета в динамике («Вот оно бледнеет, синеет небо...»), т.е. переход от одного цвета к другому.

Таким образом, один и тот же цвет может быть выражен с помощью разных частей речи: белеет - побледневший - бледно-голубой.

Для выражения цветовых оттенков используются различные сложные прилагательные: темно-серое, бледно-голубое, золотисто-желтое.

Для лучшего способа передачи образа луга писатель использует окказиональное прилагательное: водянисто-зеленый.

Прилагательные цвета выступают не только в качестве эпитетов,но и в качестве метафор, при этом они не только передают цветовые оттенки, но и содержат в себе сравнение. В этой роли  часто выступают «бывшие» относительные прилагательные. Например, «свинцовая полоса на небосклоне», «огнистое море заката», «золотые полосы», «золотые листья» («...что за свинцовая полоса на небосклоне?», «вот уже золотые полосы потянулись по небу»).

В тексте присутствуют слова, которые не обозначают конкретного цвета, однако в их семе присутствует цветовой компонент (мгла, мрак, огоньки, тени) («Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью...»).

В составе «цветовой» лексики можно выделить группу слов - антонимов, т.е. группы, выражающие, как белые, так и темные тона. Например, белый, белеть, светлый, свет, светлеть, смутно-ясный, бледный («Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба...», «...красиво рисуется на бледно-голубом небе»).

черный, темный,  густеет, темнеть, мрак, мгла.

Значительный лексический пласт составляют слова, обозначающие цветовые тона, связанные с солнцем, со светом: багровое, золотисто-желтое, золотое, красивое («...ветер подул -. и тихо всплывает багровое солнце», «...золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком»),

Слова, выражающие оттенки неба или небосклона, также составляют особую группу: бледно-голубое, зеленое, бледно-лиловое («любоваться зеленым цветом неба»).

Каждая картина пейзажа очень яркая. Автор передает настроение, чувства, состояния природы не только с помощью лексических средств, имеющих непосредственную сему цвета в своем лексическом значении.

И.С. Тургенев - великий мастер художественного образа. Еще В.Г. Белинский, приветствуя рассказы «Записок охотника», писал: «НЕ можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старался изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его  картины всегда верны, вы всегда узнаете в ней нашу родную, русскую природу...».

Употребление цветовой лексики в рассказе «Лес и степь» имеет большое значение. Все картины природы, по мнению В.Г. Белинского, проникнуты чувством «бодрости и жизнерадостности», в большинстве из них писатель рисует природу в момент ее пробуждения или в пору полного ее расцвета. Пейзаж у И.С.Тургенева лирически окрашен. Именно цветовая лексика способствует точной передаче прекрасного живописного пейзажа русской природы.

Литература:

  1. В.Г. Белинский. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 3. М. 1948, стр. 883
  2. В.В. Виноградов «О языке художественной литературы», М. 1959, стр. 233-234.
  3. И.А. Новиков «Тургенев - художник слова». М., 1954.
  4. И.С. Тургенев «Записки  охотника», М., 1969.
Просмотров работы: 278