Сюжет - тот параметр в анализе колыбельных, который в последнее время пользуется пристальным вниманием исследователей.
Изучением сюжетов колыбельных песен в фольклоре занимаются А. Ветухов, О.И. Капица, В.П. Аникин, М.Н.Мельников, А.М.Мартынова, А.М.Астахова и др. Они предлагали сюжетно-тематические классификации данного жанра.
В начале ХХ века О.И. Капица определила две группы: колыбельных песен на основе сюжетного деления - песни «мира матери» и песни «мира ребенка». В первую группу, как считает О.И. Капица, входят сюжеты о неблагодарном сыне, пожелания богатства, песни с рекрутским контекстом, песни, в которых наказывают ребенка, смертные колыбельные песни. Вторая группа включает песни с героем котом, голубями, песни о подарках, песни-пугания. О.И. Капица справедливо указала на возможность исполнения у колыбели песен других жанров, характер колыбельных которым придают только «мелодии и припев»: «баю-баюшки» или «люли, лю-ли-лю».
Отдельную работу посвятила вопросу классификации текстов колыбельных песен А.Н. Мартынова. Она выделяет следующие группы песен:
А.Н. Мартынова, выделяя как структурные единицы текста мотив и сюжет, считает, что, исходя из необходимости классификации, различия их можно игнорировать, так как они «нередко объединяются основной идеей». Под мотивом колыбельной песни она понимает «семантическое и композиционное целое, которое составляет группа стихов». Она предлагает рассматривать в составе «спевов» не минимальные сюжетообразующие единицы - мотивы, а их комбинации - песни. И выделяет несколько «композиционных типов» песен в составе «спева»: 1) «песни-формулы («содержат один-два постоянных мотива, имеющих устойчивость формул»), 2) «песни-повторы сходных мотивов», 3) «песни-наращения однотипных мотивов, связанных парной рифмой», 4) «песни, в которых несколько мотивов составляют небольшой «сюжет» и несколько напоминают сказочки».
В начале XXI века профессор В.В. Головин пишет, что в любой колыбельной песне есть сюжетное начало. Во всякой колыбельной песне есть развитие содержания, связанное с актом убаюкивания и функционально-символической динамикой текста. Этот автор посвятил книгу анализа жанра, где отметил, что основной структурообразующей единицей колыбельной песни является мотив, всегда имеющий функциональный смысл.
Подробная классификация сюжетов колыбельных песен приведена в книге М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (2004).
Мы провели работу на территории города Северодвинска (Архангельская область, город основан в 1936 г.), записали 25 фольклорных текстов. Информантами выступили люди разных возрастных групп (от 20-30, 40-50, 50-60, 60-70 лет). Среди информантов были люди, родившиеся в Северодвинске (3 человека), и приехавшие в город (3 человека) - из Вельского района, из Поволжья.
Рассмотрим сюжеты наших колыбельных песен:
Сюжет колыбельной песни развивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, поскольку ребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.
В конструировании сюжета колыбельной задействованы мотивы, каждый из которых имеет свою структуру с определенным количеством участников и закрепленными за ними действиями.
Колыбельная песня обращена непосредственно к ребенку или к существу, которому нужно успокоить и уложить непослушного младенца («Уж ты, котенька-коток, уж ты серенький лобок...», «Глупый Сон, Сон! Неразумная Дрема!», «О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай», «Спи, моя радость, усни!», «Спи, дитя моё, усни!», «Уж ты, котинька-коток, кудреватенький лобок...» и т. д.).
Заботливые мамы приглашают в няньки различных животных, чаще всего - это «котенька-коток», «люленьки», также приглашали «Сон» и «Дрёму». Эти персонажи должны уложить ребенка, которого в колыбельных песнях именуют: «моя радость», «мой птенчик», «наша крошка», «деточка» или именами собственными: «Катенька», «Маша», «Саня», «Вовушка» и т.д.
Приглашенные животные совершают определенные действия, чтобы выполнить поручение: «сталь гули ворковать», «приди, котя, ночевать, приди деточку качать», «Дрёма на подушку прилегла, Машу ручкой обняла» и т.д.
Когда хотели, чтобы ребенок быстрее заснул, его укачивали. Мотив качания является одним из основных функциональных мотивов жанра и постоянно фигурирует в колыбельной. Основные формулы мотива: «я дитя оберегал, колыбелочку качал», «приди, котя, ночевать, приди деточку качать» и др. Мотив имеет особое значение, поскольку он дублирует усыпительную технологию на вербальном уровне (качание ритмически организует текст, как и текст организует ритм качания).
В других колыбельных песнях, наоборот, животным запрещается выполнять какие-либо действия, так как они мешают спать ребенку («собачка, не лай», «петушок не буди») или запугивают ребенка для того, чтобы он заснул («придет серенький волчок и ухватит за бочок, унесёт во лесок под ракитов кусток»).
Содержание колыбельных песен помогает сознанию ребенка смоделировать картину мира, в которой есть дом - знакомое пространство и запредельное чуждое пространство - лес. Он слышит, что в доме есть пол, лавки, кроватка, в кроватке его подушка.
Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела,
К Маше нашей забрела,
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
Таким образом, в пространстве выделяются константы - верх / низ, свое / чужое.
А в лесу под ракитовым кустом живет серый волк. Закладывается важное представление о границе между двумя этими мирами, в песнях - это край («не ложися на краю...»). Из того мира приходят Сон и Дрема, туда улетают гуленьки и приносят сон. В этом мире ребёнок защищен и обогрет, а там его ждут испытания.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сюжет колыбельной песни описать достаточно сложно. Поэтому обычно записываются только некоторые традиционные мотивы или сюжеты, которые хранятся в памяти информантов. Но в естественной ситуации, в процессе импровизации исполнители образуют текст, в котором они «произвольно и свободно варьируют и смешивают традиционные мотивы и образы, целые словесные блоки, создают многообразные композиции.