СЮЖЕТЫ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СЮЖЕТЫ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Колыбельные песни - небольшие сюжетно завершенные тексты. По содержанию они очень разнообразны: в них отражаются разные стороны быта, некоторые трудовые процессы, семейные отношения, явления природы и мир животных, возникают сказочные образы и сюжеты. Для некоторых колыбельных песен характерны мотивы величания новорожденного, пожелания благополучия, долголетия, иногда появляются заговорные формулы или иные элементы словесной магии. Специалисты предполагают, что это - остаточные явления некогда широко бытовавшего древнего родильного обряда, представлявшего собой комплекс действий, направленных на оберегание новорожденного от порчи и сглаза.

Сюжет - тот параметр в анализе колыбельных, который в последнее время пользуется пристальным вниманием исследователей.

Изучением сюжетов колыбельных песен в фольклоре занимаются  А. Ветухов, О.И. Капица, В.П. Аникин, М.Н.Мельников, А.М.Мартынова, А.М.Астахова и др. Они предлагали сюжетно-тематические классификации данного жанра.

В начале ХХ века О.И. Капица определила две группы: колыбельных песен на основе сюжетного деления - песни «мира матери» и песни «мира ребенка». В первую группу, как считает О.И. Капица, входят сюжеты о неблагодарном сыне, пожелания богатства, песни с рекрутским контекстом, песни, в которых наказывают ребенка, смертные колыбельные песни. Вторая группа включает песни с героем котом, голубями, песни о подарках, песни-пугания. О.И. Капица справедливо указала на возможность исполнения у колыбели песен других жанров, характер колыбельных которым придают только «мелодии и припев»: «баю-баюшки» или «люли, лю-ли-лю».

Отдельную работу посвятила вопросу классификации текстов колыбельных песен А.Н. Мартынова. Она выделяет следующие группы песен:

  1. Императивные, содержащие пожелания ребенку и др. существам, требования к ним, а так же пожелания ребенку смерти.
  2. Повествовательные, в которых  «сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки, или небольшой рассказ о животных, что несколько сближает их со сказками». Можно выделить несколько типов повествовательных колыбельных: о ребенке, о людях, о животных, о птицах.
  3. Заимствованные из др. жанров.
  4. Литературного происхождения.

А.Н. Мартынова, выделяя  как структурные единицы текста мотив и сюжет, считает, что, исходя из необходимости классификации, различия их можно игнорировать, так как они «нередко объединяются основной идеей». Под мотивом колыбельной песни она понимает «семантическое и композиционное целое, которое составляет группа стихов». Она предлагает рассматривать в составе «спевов» не минимальные сюжетообразующие единицы - мотивы,  а их комбинации - песни. И выделяет несколько «композиционных типов» песен в составе «спева»: 1) «песни-формулы («содержат один-два постоянных мотива, имеющих устойчивость формул»), 2) «песни-повторы сходных мотивов», 3) «песни-наращения однотипных мотивов, связанных парной рифмой», 4) «песни, в которых несколько мотивов составляют небольшой «сюжет» и несколько напоминают сказочки».

В начале XXI века профессор В.В. Головин пишет, что в любой колыбельной песне есть сюжетное начало. Во всякой колыбельной песне есть развитие содержания, связанное с актом убаюкивания и функционально-символической динамикой текста. Этот автор посвятил книгу анализа жанра, где отметил, что основной структурообразующей единицей колыбельной песни является мотив, всегда имеющий функциональный смысл.

Подробная классификация сюжетов колыбельных песен приведена в книге М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (2004).

  1. Символическое представление основных пространственных координат мира, куда пришел ребенок после появления на свет.
  2. Во многих колыбельных перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Причем в колыбельных песнях изображается и утверждается благополучная судьба.
  3. Мотив изгнания вредителя, мешающего ребенку спать (Бука, Бабай, собака, волк, корова).
  4. Мотив призвания того, кто может защитить, успокоить ребенка (Богородица, Никола, ангелы, Сон дрема, голуби).
  5. Мотив кормления-угощения.
  6. Тема смерти. По мнению ученых, такие колыбельные, вопреки своему прямому
  7. Мотив наказания ребенка за то, что тот долго не засыпает. Угроза наказания зачастую направлена не самому ребенку, а какому-нибудь постороннему лицу, например «котику», что дает возможность матери выплеснуть негативные эмоции.

Мы провели работу на территории города Северодвинска (Архангельская область, город основан в 1936 г.), записали 25 фольклорных текстов. Информантами выступили люди разных возрастных групп (от 20-30, 40-50, 50-60, 60-70 лет). Среди информантов были люди, родившиеся в Северодвинске (3 человека), и приехавшие в город (3 человека) - из Вельского района, из Поволжья.

Рассмотрим сюжеты наших колыбельных песен:

  • описание того, как спят обитатели мира природы (месяц, звёзды, пчёлки, рыбки);
  • сюжет встречи с животным (с котом, волком, собачкой);
  • приглашение в дом какого-либо существа - животного мира («Приди, котик, ночевать») или потустороннего мира («Сон да Дрёма, приди к Ване в голова»);
  • запрет произведения действия, обращённый к животному («Собачка не лай, не скули, не буди»);
  • выстраивание образа будущего, несуществующей действительности («В сказке можно покататься на Луне, и по радуге промчаться на коне») или возможной действительности («Сладко мой птеньчик живёт: нет ни тревог, ни забот, вдоволь игрушек, сластей, вдоволь весёлых затей»);
  • сюжет пожелания: обычно к ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда с просьбой слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы.

Сюжет колыбельной песни развивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, поскольку ребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.

В конструировании сюжета колыбельной задействованы мотивы, каждый из которых имеет свою структуру с определенным количеством участников и закрепленными за ними действиями.

Колыбельная песня обращена непосредственно к ребенку или к существу, которому нужно успокоить и уложить непослушного младенца («Уж ты, котенька-коток, уж ты серенький лобок...», «Глупый Сон, Сон! Неразумная Дрема!», «О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай», «Спи, моя радость, усни!», «Спи, дитя моё, усни!», «Уж ты, котинька-коток, кудреватенький лобок...» и т. д.).

Заботливые мамы приглашают в няньки различных животных, чаще всего - это «котенька-коток», «люленьки», также приглашали «Сон» и «Дрёму». Эти персонажи должны уложить ребенка, которого в колыбельных песнях именуют: «моя радость», «мой птенчик», «наша крошка», «деточка» или именами собственными: «Катенька», «Маша», «Саня», «Вовушка» и т.д.

Приглашенные животные совершают определенные действия, чтобы выполнить поручение: «сталь гули ворковать», «приди, котя, ночевать, приди деточку качать», «Дрёма на подушку прилегла, Машу ручкой обняла» и т.д.

Когда хотели, чтобы ребенок быстрее заснул, его укачивали. Мотив качания является одним из основных функциональных мотивов жанра и постоянно фигурирует в колыбельной. Основные формулы мотива: «я дитя оберегал, колыбелочку качал», «приди, котя, ночевать, приди деточку качать» и др. Мотив имеет особое значение, поскольку он дублирует усыпительную технологию на вербальном уровне (качание ритмически организует текст, как и текст организует ритм качания).

В других колыбельных песнях, наоборот, животным запрещается выполнять какие-либо действия, так как они мешают спать ребенку («собачка, не лай», «петушок не буди») или запугивают ребенка для того, чтобы он заснул («придет серенький волчок и ухватит за бочок, унесёт во лесок под ракитов кусток»).

Содержание колыбельных  песен помогает сознанию ребенка смоделировать картину мира, в которой есть дом - знакомое пространство и запредельное чуждое пространство - лес. Он слышит, что в доме есть пол, лавки, кроватка, в кроватке его подушка.

Уж как сон ходил по лавке,

Дрема по полу брела,

Дрема по полу брела,

К Маше нашей забрела,

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

Таким образом, в пространстве выделяются константы - верх / низ, свое / чужое.

А в лесу под ракитовым кустом живет серый волк. Закладывается важное представление о границе между двумя этими мирами, в песнях - это край («не ложися на краю...»). Из того мира приходят Сон и Дрема, туда улетают гуленьки и приносят сон. В этом мире ребёнок защищен и обогрет, а там его ждут испытания.

Подводя итог, можно сделать вывод, что сюжет колыбельной песни описать достаточно сложно. Поэтому обычно записываются только некоторые традиционные мотивы или сюжеты, которые хранятся в памяти информантов. Но в естественной ситуации, в процессе импровизации исполнители образуют текст, в котором они «произвольно и свободно варьируют и смешивают традиционные мотивы и образы, целые словесные блоки, создают многообразные композиции.

Просмотров работы: 87